Слайд 2СИЛИКАТНЫЕ БЫТОВЫЕ ТОВАРЫ — это товары, полученные из стекла и керамики.
В их состав входит в основном двуокись кремния (SiO2)
Слайд 3 КЕРАМИКА
Строительная
Предметы быта
Техническая
(кирпичи,
облицовочные плиты, дренажные трубы)
(керамическая
посуда, художественные изделия)
(керамика в приборостроении, электротехнике, радиотехнике)
Слайд 6Профессия – гончар; специальность – изготовитель художественных
изделий из керамики
Слайд 7КЕРАМИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ ТОВАРЫ
Слово «керамика» (др.греч. «керамос») обозначает обожженная глина, «керамике»
- гончарное искусство.
Керамика — это изделия, которые вырабатывают путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками
Слайд 8Первые фигурки из глины появились около 27 тыс. лет до н.э.
Позднее стали делать глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания
ИСТОРИЯ
Слайд 9В Китае в 6 в. благодаря использованию белой глины – каолина
был изобретен фарфор
Слайд 10В Древнем Египте во 2 тыс. до н.э. появляется фаянс, который
так же как и фарфор изготовляли из белой глины
Слайд 11Производство посуды и хозяйственных изделий из глинистых материалов известно на Руси
с X в.
1746 – производство фарфора в России
Слайд 12
До наших дней сохранился художественный промысел – изготовление керамических игрушек
Для производства
дымковских игрушек используется красная глина и мелкий речной песок
Слайд 13Факторы, формирующие качество керамики
1 Материалы для черепка:
1.1 пластичные глинистые осадочные и
пластовые породы, состоящие из водных алюмосиликатов с различными примесями:
а) глина – тонкодисперсная горная порода, смесь различных минералов – водных алюмосиликатов
Слайд 14Свойства глин:
высокодисперсность частиц (от 0,01 мкм до 1 мм), способных образовывать
формовочные смеси различные по степени пластичности;
высокая гидрофильность, обеспечивающая получение высокоподвижных (литых), однородных, нерасслаивающихся смесей;
высокая водоотдача при сушке, сопровождаемая повышением прочности и незначительными деформациями;
способность спекаться при температуре 1000 - 13000С с образованием прочного, водостойкого материала
Слайд 15Классификация глин
1) По месту залегания:
первичные (залегают там, где образовались)
вторичные (образовались в
одном месте, а залегают в другом)
Слайд 162) по минералогическому составу:
мономинеральные – породы сложены 1 минералом: кварцит, мрамор
и др. (боровические глины: Латненское и Суворовское месторождения)
полиминеральные – состоят из нескольких минералов (гранит, диорит и др.), чаще применяют для производства стройматериалов (Дружковское, Часоярское месторождения)
Слайд 173) по химическому составу (определяет назначение глины):
соединения железа усиливают огнеупорность
гипс увеличивает
усадку керамики
оксиды кремния снижают пластичность
4) по цвету (проявляется после обжига, зависит от примесей):
беложгущаяся (для фарфора и фаянса)
светложгущаяся (для майолики)
красножгущаяся (для майолики и гончарной керамики)
Слайд 185) по огнеупорности (способность сопротивляться высоким температурам без расплавления):
огнеупорные (о) –
в основном беложгущиеся, t свыше 180°
тугоплавкие (т) – для фаянса и майолики, количество плавней (10-18 %), t свыше 1350-1580°
легкоплавкие (л) – для гончарных изделий, количество плавней (30 %), t менее 1350°
Слайд 196) по пластичности:
тощие – малопластичные, дают малую усадку черепка, имеют невысокую
связующую способность
жирные (бентолит) – очень пластичны, дают большую усадку, изделия при обжиге деформируются, поэтому добавляют тощие
Слайд 207) по величине усадки (средняя норма 7-8 %):
воздушная – изменение линейных
размеров под влиянием сушки
огневая – под действием обжига
Слайд 21б) каолин - глиноподобный материал белого цвета, высокой огнеупорности, но слабой
пластичности
Химическое разложение происходит, например, при воздействии на полевой шпат воды и углекислоты, в результате чего образуется минерал каолинит.
Наиболее чистые глины состоят преимущественно из каолинита и называются каолинами
Слайд 22СОСТАВ КЕРАМИКИ
1.2 отощающие материалы - непластичные материалы (шамот (измельченная обожженная глина),
бой кирпича, кварцевый песок, зола ТЭЦ, шлак). Сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, снижают водопоглащение;
1.3 плавни (флюсы) - легкоплавкие материалы - образуют прозрачное вязкое стекло, снижают температуру обжига и способствуют спеканию черепка (полевой шпат, стеклобой, пегматит, перлит, костяная зола и др.). Обуславливают просвечиваемость черепка
Слайд 231.4 порообразующие обеспечивают повышенную пористость, снижение плотности и теплопроводности:
выгорающие (древесные опилки,
отходы угля, торф);
газообразующие, разлагающиеся при высокой температуре с выделением газообразных продуктов (известняк);
термостойкие легкие заполнители (вспученный перлит) добавки,
Слайд 241.5 пластифицирующие (высокопластичные бентонитовые глины и органические поверхностно-активные вещества (ПАВ) в
количестве 0,1-1 %). Применяют при использовании малопластичных (тощих) глин для улучшения формовочных свойств смесей
Слайд 25СОСТАВ КЕРАМИКИ
2 Материалы для глазури (стекловидная пленка на поверхности керамических изделий).
Атмосфероустойчивость,
гигиеничность, эстетичность
фарфоровой:
полевой шпат; кварц; каолин;
фаянсовой и майоликовой:
кварцевый песок; мел; сода;
оксиды бора, стронция и др.
Слайд 26Классификация глазури:
1) по прозрачности:
прозрачные
глухие (непрозрачные)
бесцветные
цветные (за счет окисей золота, кобальта и
Слайд 272) по плавкости:
тугоплавкие (для фарфора, твёрдого фаянса), богаты кремнезёмом, t свыше
1370-1400°
легкоплавкие (для майолики, частично фаянса), богаты щелочными и щёлочноземельными окислами, t 1080-1250° и ниже
3) по способу изготовления:
сырые – наносят в сухом или жидком виде
фриттованные (спёкшиеся) – на фарфор
Слайд 284) по способу нанесения глазури:
окунание в жидкую глазурь (на полуавтоматах)
поливка изделий
жидкой глазурью (если изделие нужно покрыть с 1 стороны)
Слайд 29распыление из пульверизатора (для тонкостенных изделий)
с помощью кисти (для нанесения
разных по цвету глазурей)
припудривание сухим порошком глазури (горшковые изделия)
Слайд 30Современные виды глазурей:
авантюриновые – в состав вводятся соли меди, хрома, при
обжтге образуют кристаллы, напоминающие камень авантюрин
глазури восстановительного огня
Слайд 313 Минеральные добавки:
аппатит – минерал, заменитель костяной муки в костяной фарфор,
прочность повышается на 40%
окись бария (2-3%) – повышает просвечиваемость фарфора
окись магния – повышает белизну фарфора
тальк – увеличивает прочность черепка
Слайд 324 Материалы для декорирования:
а) керамические краски – оксиды металлов (надглазурные, внутриглазурные,
подглазурные);
б) препараты драгоценных металлов;
в) люстры – нитраты тяжелых металлов (бораты, алюмосиликаты)
г) ангобы - матовые белые или цветные массы из тугоплавких беложгущихся (архитектурно-строительная керамика) или легкоплавких (майолика, гончарные изделия) глин. Ангобы наносят по рисунку и получают объемные белый рисунок.
Слайд 33ЗАВОДЫ РОССИИ
АО «Императорский фарфоровый завод» (Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова
)
- ЛФЗ, г. Санкт-Петербург
Слайд 34ПК "Дулевский фарфор"
Московская обл., г. Ликино-Дулево
Слайд 35Дмитровский фарфоровый завод
(пос. Вербилки Московской обл.)
Слайд 36Первомайский фарфоровый завод –
ЗАО «Первомайский фарфор»
п. Песочное Ярославской обл
Слайд 37Южноуральский
фарфоровый завод
г.Южноуральск
Челябинской обл.)
Фарфоровый завод «Башкирский фарфор»
г. Октябрьский
Слайд 38ООО "Фарфор Сысерти"
Гжельский фарфоровый
Завод, Московская обл.,
с. Новохаритоново
Слайд 40СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ И ИЗДЕЛИЙ (РУЧНОЕ ФОРМОВАНИЕ)
Слайд 41СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА
1) добыча в карьерах открытым способом
2) подготовка сырья:
а) очистка
б)
тонкое многостадийное измельчение
в) размещение в емкостях
г) замачивание:
- заливают водой в кусках так, чтобы вода ее покрыла
- ждут когда глина впитает воду
- дают глине стоять с открытой крышкой до испарения излишка воды
Слайд 42
- тщательное разминание сырого кома
- периодическое постукивание по кому кулаком, чтобы
глина
стала однородной по всему
объему и из неё удалился весь лишний воздух
д) приготовление глиняной массы:
Слайд 43 3) ФОРМОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. СПОСОБЫ зависят от:
вида получаемого изделия; качества глин;
технической оснащенности производства:
Слайд 44а) пластический. Глину дробят, затем направляют в глиносмеситель, где она перемешивается
с отощающими добавками до получения однородной пластичной массы влажностью 20...25%.
Слайд 45
из раскатанных плоских кусков и из жгутов
Слайд 46
б) полусухой. Глину дробят и подсушивают, затем измельчают и с
влажностью 8... 12% подают на формование
Слайд 47в) шликерный (литьевой в формы). Исходные материалы измельчают и смешивают с
большим количеством воды (до 60%) до получения однородной массы — шликера.
Слайд 48 4) сушка сырца
Цель - повысить прочность полуфабриката и
подготовить его к обжигу (влажность 1-2%)
Слайд 495) утильный обжиг - формирует структуру черепка и свойства керамики
Слайд 528) ДЕКОРИРОВАНИЕ (ручное и полумеханизированное)
Слайд 53Деколь - переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки. Делится
на литографскую и сдвижную.
Трафарет - наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Части одноцветного и многоцветного рисунка отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.
Слайд 54Печать - наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при
этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками. Рисунок контурный, состоит из мелких штрихов, черточек
Слайд 55Штамп — однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят с помощью резинового
штампа, краской или золотом
Шелкография – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые на изделия через сетчатые трафареты. Краска ложится толстым слоем, мелкие элементы рисунков (штрихи, точки) хорошо различимы
Слайд 56Живопись – рисунки кистью или агатовым пером.
Краска ложится неравномерно, заметны
следы мазков кистью
Слайд 57Фотокерамика - воспроизводятся на изделии портреты, виды городов и др.
Слайд 58Крытьё – нанесение краски на изделие:
- сплошное – все изделие
покрыто равномерным слоем краски;
- полукрытье – изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше;
нисходящее и восходящее ( с плавным усилением или ослаблением окраски сверху вниз)
- с прочисткой - по сплошному крытью сделана прочистка рисунка
Роспись кобальтом
Слайд 59Роспись красками
Накатка золотом
Непрерывные круговые полоски:
-усик - 1 мм
- отводка
- 1-3 мм
-лента - более 3 мм
Слайд 60Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания деталей
Арабеска
– узкий бортовой орнамент золотом или краской, нанесенный от руки
Блики – рельефные мазки бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка
9) ОБЖИГ