Слайд 1
Проектный метод обучения учащихся на уроках труда.
Слайд 2Цель:
Развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному
и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Слайд 3Задачи :
Формирование проектно – технологической культуры (проектно – технологическое мировоззрение
и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая грамотность; культура труда, потребность в ПД, высокие мотивы этой деятельности);
Практическая подготовка к ПД (специальные знания, умения, навыки, опыт проектно – технологической деятельности);
Развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности (развитие сенсорной, моторно – двигательной, интеллектуальной, эмоционально – волевой, мотивационно – потребностной сфер личности);
Формирование адекватного профессионального самоопределения.
Слайд 4Ключевые понятия
ПРОЕКТ (projectio в переводе с латинского означает «бросание вперёд») –
это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел действия.
ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей, когнитивная деятельность, которая «ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации».
ТЕХНОЛОГИЯ – процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт.
УЧЕБНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - самостоятельно разработанное и изготовленное изделие(услуга) от идеи до её воплощения в совместной деятельности с учителем.
УЧЕНИЕ - один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий
Слайд 5Этапы творческой деятельности и результаты процесса творчества учащихся
Слайд 6 Этапы творческого проекта
1.Исследовательский этап
2.Технологический этап
3.Заключительный этап
Слайд 7 Этапы выполнения проекта
1.Исследовательский этап
поиск проблемы;
выбор и обоснование проекта;
анализ предстоящей
деятельности;
выбор конструкции
и материалов;
разработка конструкторско-
технологической документации по организации
рабочего места;
2.Технологический этап
выполнение технологи-
ческих операций,предус-
мотренных технологи-
ческим процессом
соблюдение технологичес-
кой, трудовой дисциплины
и техники безопасности;
сборка изделия
3.Заключительный этап
контроль и испытание изделия; экономическое
обоснование; защита проекта
Результат
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
предлагает;
ставит
проблему;
консультирует;
наблюдает;
советует;
помогает;
уточняет;
проверяет;
дополняет;
обобщает;
следит;
контролирует
анализируют;
сравнивают;
выбирают;
исследуют;
рисуют;
чертят;
разрабатывают;
определяют;
контролируют;
оформляют;
защищают
проект
Слайд 8Классификация творческих
проектов школьников
Проекты
По
технологической
направленности
По
методической
направленности
Слайд 9Технологическая направленность
По предмету
труда
Человек-человек. Человек-природа. Человек-техника. Человек - художественный образ.
Человек -
знаковая система.
По сфере
применения
Школа. Семья. Досуг. Производство.
Профессиональное Самоопределение.
По интересам
Познавательные. Экологические. Игровые.
Коммерческие. Научные. Комплексные.
Профессионально-трудовые.
По
преобладающим
технологическим
процессам
Архаичные(ручные технологии).
Традиционные(машинные технологии).
Инновационные(технологии преобразования сырья на основе радиоэлектроники и телемеханики).
Слайд 10Методическая направленность
По цели
проектной
деятельности
Гностические. Изыскательские. Преобразующие.
По организации
проектной
деятельности
Долгосрочные (от 20 до 60 часов).
Среднесрочные (от 8 до10 часов).
Кратковременные (тема 2 - 4 часа).
Слайд 11 Алгоритм выполнения проекта
Выбор модели и конструкции
изделия
Разработка технологии
изготовления
Выбор
материалов
Оформление
проекта
Дизайн-
анализ
Творческий
проект
Экологическое и
экономическое обоснование
Организация рабочего
места
и изготовление изделия
Защита проекта
Слайд 12 Экономическое обоснование проекта
Экономическое обоснование проекта
Определение расхода материалов, средств, энергии М3
Определение
себестоимости изделия (услуги)
С = М3 + Роп + 3др
Определение цены изделия (услуги)
Цн = С + П
РОП- расходы на оплату
труда;
Здр- другие затраты
Цн- нижний уровень цен;
С-себестоимость;
П- прибыль
-затраты на сырьё и вспо-
могательные материалы;
-затраты на энергию;
-затраты на оплату услуг
и работ сторонних органи-
заций
Слайд 13Оценочный лист
Этапы выполнения проекта
Оценочный лист проекта
Учащийся ____________________________
Тема проекта _________________________
Слайд 14Оценка творческого проекта
Самооценка
Представ-
ление
(по 5 бал-
лов)
Ответы
на
вопросы
(5
бал-
лов)
Твор-
чест-
во
Исполь-
зование
дополни-
тельной
литерату-
ры
Практи-
ческое
приме-
нение
проекта
Уме-
ние
рабо-
тать
в
груп-
пе
Слайд 15Анкета для обучающихся
1.Фамилия, имя ___________________________ дата ______________________
2.Твоё отношение к проекту.
Мне понравилось заниматься Мне было трудно Это точно не для меня
Другое
3.Сколько времени занимает выполнение проекта?
4.Хочешь ли ты знать больше, чем даётся на уроке?
Да Нет
5.Какого вида проекты тебе нравятся больше?
Индивидуальные Работа в группе Другое ___
6.Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении?
Да Нет Другое
7.Твои пожелания и предложения.
Слайд 16
Проектный метод обучения учащихся
Проектный метод на уроках труда на примере
изготовления столика под звуковую аппаратуру
Слайд 17Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Слайд 18Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Цели:
Практическое использование специальных знаний,
умений, навыков и приобретение опыта проектно – технологической деятельности;
Формирование адекватного профессионального самоопределения;
Формирование и развитие навыков графической, дизайнерской, экологической и экономической грамотности, культуры труда;
Развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности;
Интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения технологии, черчения, физики, математики;
Слайд 19Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Осознание проблемы
Знания, полученные в процессе
изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы изготовить какую-либо мебель для дома. Все основные операции по обработке и отделке древесины мне уже знакомы. С некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы по изготовлению мебели.
Слайд 20Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Обоснование потребности
Для выбора мебели как
объекта изготовления необходимо рассмотреть интерьер квартиры. Рациональное расположение мебели и её назначение должны отвечать реальным нуждам и потребностям всех проживающих в квартире. Стол в интерьере квартиры занимает особое место, и от того, какую он имеет форму, где размещается и какие функции выполняет, во многом зависит общий вид комнаты.
Слайд 21Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
История развития стола
История возникновения стола
восходит к древнейшим временам. Стол первобытного человека представлял из себя плоский камень. В более поздние времена стол стал предметом роскоши. Конструкции их в разные времена соответствовали различному дизайну. Это были и массивные столы из ценных пород древесины, и небольшие по размерам столики. Количество ножек стола тоже было различным. Наиболее часто использовали конструкции с четырьмя, тремя или одной ножкой.
Слайд 22Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Дизайнерская задача
В современной квартире имеется
не один, а несколько столов. Это кухонный стол, обеденный стол, письменный стол, журнальный столик и т.д.Все они вместе занимают много места. Хотелось бы иметь один небольшой столик под звуковую аппаратуру.
Слайд 23Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Выбор формы стола
Исследовав некоторые варианты
современных столов разнообразного назначения, мы пришли к следующей конструкции. Предлагаемая конструкция компактна и хорошо вписывается в интерьер комнаты.
Слайд 24Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Выбор материала
Исследуя различные материалы,
применяемые в производстве столов, мы нашли, на наш взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала, сложностью обработки этого материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность).
Из возможных материалов наиболее приемлемой оказалась древесина, так как стоимость её относительно невелика, она легко обрабатывается, хорошо поддаётся художественной отделке. Металл непригоден из-за своей тяжести и трудной обрабатываемости, хотя металлический стол будет намного долговечнее деревянного. Для изготовления стола из пластмассы необходимо специальное оборудование, стол получится недостаточно надёжным.
Слайд 25Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Выбор материала
Но, выбрав древесину, мы
не до конца решили проблему выбора материалов. Ведь не будем же мы изготавливать стол из ствола дерева, спиленного в лесу. Гораздо лучше использовать готовые полуфабрикаты: бруски, доски, многослойную фанеру, древесно-волокнистую плиту или древесно-стружечную плиту.
Для изготовления деталей можно использовать различные полуфабрикаты. Для крышки столешницы лучше всего подойдёт многослойная фанера или древесно-стружечная плита. Во втором случае её придётся отделывать сверху шпоном, инкрустировать, приклеивать пластик или наклеивать самоклеющуюся плёнку. Для сборки стола будем использовать мебельные уголки.
Припуски на обработку надо использовать экономно.
Слайд 26Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Обоснование выбора проекта
Главное в этом
проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты:
В процессе изготовления этого столика используются приобретённые знания, умения и навыки в области математики, физики, химии и технологии.
Изготовление столика способствует закреплению ранее изученного материала таких тем, как «Разметка», «Сверление», «Точение», «Ремонт мебели в быту».
Слайд 27Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Обоснование выбора проекта
Оснащение учебных мастерских позволяет
выполнить этот проект. Данная работа не опасна. В процессе выполнения можно ознакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту мебели. Изготовив такой столик, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок своим родителям.
При изготовлении столика требуется соблюдать точность и аккуратность.
Материал, необходимый для изготовления столика, можно приобрести в хозяйственных магазинах, где продаются различные строительные материалы.
Слайд 28Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Внешний вид изделия
На рисунке дан
чертёж столика и технологическая карта на его изготовление.
Слайд 29Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Технологическая карта
Слайд 30Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Изготовление
Слайд 31Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Экономическое обоснование
Себестоимость нашего столика
состоит из затрат на материалы, оплату за израсходованную электроэнергию. Так как изделие мы изготавливаем для себя, то оплату труда не учитываем. Поскольку изделие изготавливается в школьных мастерских, то амортизационные отчисления за использование оборудования, приспособлений и инструмента также не учитываем.
Конструкция столика содержит 6 деталей. На её изготовление израсходуется:
ДСП Р1=0,845 х 0,33 =0,27м2 Р4 = 0,750 х 0,30 = 0,23м2
Р2=0,720 х 0,30 =0,22м2 Р5 = 0,616 х 0,30 =0,18м2
Р3 =0,720 х 0,30 = 0,22м2 Р6 =0,25 х 0,30 = 0,075м2
Р = 0,27 + 0,22 +0,22 + 0,23 + 0,18 + 0,075 = 1.195м2
Слайд 32Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Экономическое обоснование
Мебельные стяжки
С2 = 4,50руб х 16шт =72руб
Плёнка
С3 =115руб
Электроэнергия
А = W x t A - кол.электроэнергии W - мощность t - время
А 0,4квт х 0,25ч = 1квт ч
С4 = 1квт ч х1руб50коп = 1 руб 50коп
Общие затраты С = С1+С2+ С3 +С4 =150руб55коп+72руб+115руб+1руб50коп =339руб5коп
Слайд 33Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Готовое изделие
Слайд 34Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Защита
Слайд 35Творческий проект
«Столик под звуковую аппаратуру»
Оценка
Этапы проекта
Комментарии учителя
Оценка