Слайд 1Формы и методы работы с мотивированными детьми.
Учитель изобразительного искусства и технологии
Новоалексеевской МАОУ СОШ № 6 Чигринова Анна Леонидовна
Слайд 2"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Слайд 3
Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Формирование мотивации
- это решение вопросов развития и воспитания личности.
Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Слайд 4Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на различную полезную деятельность и
активизирующей труд учителя, влияет на повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться). Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.
Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их выявление и развитие должны оставаться одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Слайд 5 Принципы педагогической деятельности в работе с мотивированными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип стимулирования интеллектуально-творческих способностей учащихся в урочной деятельности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 6Цели и задачи работы с мотивированными детьми.
- отбор методов и приёмов
обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Слайд 7Условия успешной работы с мотивированными детьми:
- осознание важности этой работы каждым
членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с мотивированными детьми;
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными и мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
Слайд 8Условия успешной работы с мотивированными детьми:
- включение в работу с мотивированными
учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
- учитель для одарённого ребёнка является личностью, готовой, прежде всего, сотрудничать, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми, более способными и знающими, чем он сам;
- взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Слайд 9теория мотивации Маслоу, в основе которой лежат следующие факты:
человека мотивируют его
неудовлетворенные потребности;
перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.
Таким образом, как только потребность будет удовлетворена, она больше не сможет мотивировать человека, а на ее место выходит новая, более высокая потребность.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Слайд 10 "Я-концепция"
это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе,
на основе которых она строит свое поведение.
Положительная мажорная "Я-концепция"
(я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная "Я-концепция"
(я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Слайд 11Положительная «Я-концепция». Необходимо:
видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее
("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).
создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость:
"Учиться победно!".
исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка
("Ребенок хорош, плох его поступок").
предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности
("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
Слайд 12Установки педагога и методы обучения:
Совместная с детьми работа по осмыслению и
принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
Учет возрастных особенностей школьников.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Нестандартные формы проведения занятий.
Создание ситуации успеха.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
Эмоциональность.
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
Применение поощрения и порицания.
Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Выбор действий в соответствии с возможностями ученика.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Использование новых информационных технологий.
Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.
Слайд 13Приемы создания ситуаций успеха.
1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в
собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Слайд 14Приемы создания ситуаций успеха.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и
формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Слайд 15Приемы создания ситуаций успеха.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает
к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Слайд 16Формы работы с мотивированными учащимися:
- классно-урочная (работа в парах, в малых
группах), разноуровневые задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- спецкурсы;
- научные кружки, общества;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.;
- форумы;
- дискуссия;
- игры;
- занятия в профильных классах;
- работа по индивидуальным планам;
- участие в исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 17Формы работы с мотивированными учащимися. Очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и
викторины;
проекты по различной тематике;
индивидуальные творческие задания.
Слайд 18урок в форме деловой игры "Предприятие ".
Цели, которые стояли перед
уроком:
Закрепить знания, полученные на уроках технологии по теме «Информационные технологии. Организация предприятия».
Повторить значение понятий - форма предпринимательской деятельности, торговый знак, учредительные документы по теме "Основы предпринимательства". ("Нормативная база предприятия", "Виды предпринимательской деятельности", "Формы предпринимательской деятельности").
Слайд 19урок в форме деловой игры "Предприятие ".
Задачи:
Образовательные – предоставить учащимся
практику в разработке проекта, используя при этом знания информационных технологий, интернет-технологий, мультимедийных технологий.
Развивающие – развитие пространственного мышления, объективного мнения; формирование навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка, систематизация материала; оформление результатов собственных изысканий; развитие умения анализировать, работать с правовыми и учредительными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность и защищать бизнес-планы.
Воспитательные – воспитать чувство ответственности при работе в группе, взаимопомощь и ответственное выполнение порученного каждому задания; воспитывать интерес, желание добиться хороших результатов в выполняемой работе, требовательность к себе и ответственность перед коллективом, культуру речи и поведения, практическую смекалку при создании предприятия; формирование устойчивого интереса к предмету.
Слайд 20урок в форме деловой игры "Предприятие ".
Методы, которые были применены:
- метод проектов (ролевая игра);- метод сотрудничества.
Форма проведения: работа учащихся в группах по методике сотрудничества, защита проектов.
Подготовительный этап:
Разделение класса на команды (предприятия), обсуждение общих целевых установок и порядка действий, распределение функций внутри команды, начало разработки проекта учредительных документов и фирменного стиля (торгового знака, логотипа).
Примечание: домашнее задание предусматривает разработку Устава предприятия, бэйджей с названием предприятия и занимаемой в нём должности; подготовку презентации предприятия общественного питания и оформление логотипа; демонстрацию готовой продукции и культуру обслуживания клиентов на предприятии общественного питания.
Слайд 21урок в форме деловой игры "Предприятие ". Цель участников
Создание наиболее актуального,
запоминающегося вида хозяйственной деятельности и регистрация фирмы. Организация предприятия общественного питания.
Слайд 22урок в форме деловой игры "Предприятие ".
Вы должны убедиться в
том, что:
Вы можете осознанно, самостоятельно делать свой выбор.
В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность.
Все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо.
Творчество и знание – залог успеха в жизни.
Слайд 23урок в форме деловой игры "Предприятие ". Задания для групп:
придумать название
предприятия;
разработать Устав предприятия;
разработать логотип предприятия;
подготовить «бэйджи» с названием предприятия и занимаемой в нём должности (в проекте должна быть отражена работа всех учащихся, в зависимости от предпочтений и интересов);
подготовить презентацию предприятия;
продемонстрировать готовую продукцию предприятия.
Обратите внимание, что у вас на столах лежат оценочные листы, вам необходимо к концу урока заполнить их, самостоятельно распределяя баллы по своему усмотрению и оценить работу своих одноклассников.
Слайд 24В процессе защиты проектов хотелось увидеть в вашей работе:
ВЗАИМОПОМОЩЬ: представляемый проект
- продукт работы всей группы, с которым все согласны, и у каждого своя роль в его разработке.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: каждый из вас выполняет свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы.
КРИТЕРИЙ УСПЕХА: ваша группа успешно выполнит задание, если ваши аргументы в обосновании проекта будут убедительными.
ОЖИДАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ: мы ожидаем увидеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их внутри группы.
Слайд 28Защита проекта. Кафе «Сладкий рай».
Слайд 29Защита проекта. «Пирожки от бабушки»
Слайд 30Защита проекта. Компания «Метрополис».
Слайд 31Защита проекта. Пиццерия «Марио».
Слайд 34Ответы на вопросы. Обобщение темы.
Слайд 35Отличный финал:
Все сыты и рады!
Девчат ждут награды!
Слайд 36Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и методов развития мотивации у
школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.