Слайд 1
Реализация внеурочной деятельности
в условиях
введения ФГОС
общего образования
Слайд 2 Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Слайд 3Не общий минимум,
а индивидуальный максимум
Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации
Куда не влекут
способности – туда
не толкай
Я.А.Коменский
Слайд 4 Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
и позволяет решить целый ряд важных задач (НОО):
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
-обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся).
Слайд 5Реализация внеурочной деятельности в рамках основного общего образования позволяет (помимо заявленных
выше) решить ещё ряд задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования;
-снизить учебную нагрузку обучающихся, способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
-способствовать формированию интереса к миру профессий и оптимальной предпрофильной подготовке.;
Слайд 6Направления
развития личности
Общекультурное
(художественно-
эстетическое)
Общеинтеллектуальное
(познавательное)
Социальное (в том числе,
общественно-полезная и
проектная
деятельность)
Духовно-нравственное
(в том числе, военно-
патриотическое)
Спортивно-
оздоровительное
Виды деятельности
игровая,
познавательная,
проблемно-ценностное
общение,
досугово-
развлекательная,
художественное творчество,
социальное творчество,
трудовая,
спортивно-
оздоровительная,
туристско-краеведческая
Формы внеурочной
деятельности
кружки, секции,
факультативы,
круглые столы,
конференции,
соревнования,
школьные научные
общества,
олимпиады,
поисковые и
научные
исследования,
экскурсии, походы
экспедиции, слёты
Что лежит в основе
содержания внеурочной деятельности?
Слайд 7Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром при организации внеурочной деятельности и
основанием для построения соответствующих программ ОУ.
Виды и формы внеурочной деятельности определяются ОУ самостоятельно , с учётом педагогической целесообразности, региональных особенностей, запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса.
Слайд 8
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 9Уровни
воспитательных
результатов
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Каждому уровню воспитательного
результата соответствует своя образовательная форма.
Слайд 10УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достигается во взаимодействии с педагогом
Первый уровень
– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Слайд 11УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Слайд 12УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается
во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 14
Особенности проектирования рабочих программ
внеурочной деятельности
Слайд 15 Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
1) пояснительную записку,
в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Источник : Приказ МОН РФ от 17.12.2010 №1897
Слайд 16 Программа курса внеурочной деятельности
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
основного общего образования с учётом специфики направления и вида внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности (из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа);
5) содержание курса внеурочной деятельности;
6) тематическое планирование с определением основных видов образовательной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса ;
Слайд 17Программы внеурочной деятельности может иметь следующую структуру:
пояснительная записка;
календарно-тематическое планирование;
содержание программы;
методическое обеспечение программы: краткий перечень материалов, инструментов и оборудования;
Слайд 18Титульный лист должен содержать информацию:
Название образовательного учреждения, в котором разработана
программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения).
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы. Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Название города.
Год создания программы.
Слайд 19Пояснительная записка раскрывает:
-цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по
конкретному направлению внеурочной деятельности;
-актуальность изучаемой деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой программы;
-психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы;
-обоснование содержание и методов деятельности;
- информацию о продолжительности каждого занятия;
-информацию о том, для детей какого возраста предназначена программа;
информацию об особенностях места проведения занятий;
Слайд 20
- информацию об ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результаты освоения
конкретного курса внеурочной деятельности:
в этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения программы включающие, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа;
-сроки реализации программы (распределение часов
по годам обучения);
- формы подведения итогов работы (формы контроля)- выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.
Слайд 21Тематическое планирование
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов (модулей) и тем
программы, показывается распределение часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по курсу, с указанием количества часов на теоретические и практические занятия (аудиторные и внеаудиторные).
Тематический план составляется на весь срок реализации программы.
Слайд 22Содержания программы.
Строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом и представляет из
себя реферативное описание модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и изложением основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности.
При описании содержания тем (модулей) учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
-название темы;
-необходимое количество часов для её изучения;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
-содержание учебного материала (дидактические единицы).
Слайд 23Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
В разделе указывается:
- основная и дополнительная учебная литература, учебные
и справочные пособия, учебно-методическая литература (в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя);
- перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия;
-экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (компьютерная поддержка программы);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (коллекции различных предметов по направлениям деятельности данного объединения).
Слайд 24Типы образовательных программ внеурочной деятельности
Слайд 25 -комплексные образовательные программы, предполагают последовательный переход от воспитательных
результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
Комплексные программы могут быть двух вариантов:
«А» – содержание деятельности по программе предполагает работу группы педагогов по одному направлению, например, художественно-эстетическому, при этом каждый педагог разрабатывает 1-2 модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», театральная студия и др.).
Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы.
Данный вариант может быть реализован в ОУ, в которых существует система дополнительного образования детей и квалифицированные кадры для организации конкретного направления и вида деятельности.
Слайд 26«Б» - содержание деятельности по программе предполагает работу группы педагогов по
нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому.
Данный вариант может найти применение в ОУ, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.
При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.
Слайд 27-Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном
поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Слайд 28 -Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Слайд 29
-Образовательные программы по конкретным видам внеурочной
деятельности (ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);
-Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- Индивидуальная образовательная программа
для учащихся.
Слайд 30Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования;
модель
«школа полного дня»;
оптимизационная модель ;
инновационно-образовательная модель