Слайд 1Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу
ФГОС 6 класс
Выполнила: Рыбакова Нина
Николаевна
учитель технологии МОБУ «СОШ № 62» города Оренбурга
2019 год
Слайд 2Содержание
Модели и моделирование
Требования к моделям
Классификация моделей
Этапы моделирования
Процесс проектирования
Этапы проектирования
Конструирование
Требования к
проектным чертежам
Слайд 3Определение темы, цели и задач урока
Задания для обучающихся:
1. Используя систему,
назвать тему урока:
известному, конструирование, моделей, и, прототипу, конструирование, по, проектирование.
2. Назвать цель урока для обучающихся, ориентируясь на свою учебную деятельность,
3. Определить задачи урока для обучающихся:
Образовательная: (что узнать?, с чем познакомиться?, чему научиться?)
Развивающая:(какие качества личности развивать у себя?)
Воспитательная: (какие качества личности воспитывать у себя?)
Профориентационная: ( на выбор каких профессий ориентировать себя?)
Слайд 4Тема, цель и задачи урока для обучающихся
Тема урока: Проектирование и конструирование
моделей по известному прототипу.
Цель урока: Организовать свою учебную деятельность для изучения темы урока.
Задачи урока:
Образовательная: познакомиться с понятиями «конструирование», «проектирование», «модель и моделирование»
Слайд 5Тема, цель и задачи урока для обучающихся
Развивающая: развивать проектное и конструкторское
мышление;
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебному труду и уважение к профессиям технической направленности;
Профориентационная: ориентировать себя на выбор профессий технического направления.
Слайд 6Этапы проектирования изделия
Слайд 8Понятие моделирования
Моделирование — вид конструирования.
В результате процесса
конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала.
Слайд 9Модели могут быть:
— полные (полное подобие);
— неполные (неполное подобие);
— приближённые (некоторые
стороны о
бъекта не моделируются совсем).
Макет— это объект в миниатюре. Модель является составной частью макета. Моделями могут служить природные объекты, здания, дороги. Используются модели различной техники (самолёты, автомобили, корабли и другие).
Слайд 11Модель
Моде́ль (фр. modèle от лат. modulus «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой
системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.
Слайд 14Общие требования к модели
Моделирование всегда предполагает принятие допущений
той или иной степени важности. При этом должны удовлетворяться следующие требования к моделям:
адекватность то есть соответствие модели исходной реальной системе и учёт, прежде всего, наиболее важных качеств, связей и характеристик. Оценить адекватность выбранной модели, особенно, например, на начальной стадии проектирования, когда вид создаваемой системы ещё неизвестен, очень сложно. В такой ситуации часто полагаются на опыт предшествующих разработок или применяют определённые методы, например, метод последовательных приближений;
Слайд 15Общие требования к модели
точность, то есть степень совпадения полученных в процессе
моделирования результатов с заранее установленными, желаемыми. Здесь важной задачей является оценка потребной точности результатов и имеющейся точности исходных данных, согласование их как между собой, так и с точностью используемой модели;
Слайд 16Общие требования к модели
универсальность, то есть применимость модели к анализу ряда
однотипных систем в одном или нескольких режимах функционирования. Это позволяет расширить область применимости модели для решения большего круга задач;
Слайд 17Общие требования к модели
целесообразная экономичность, то есть точность получаемых результатов и
общность решения задачи должны увязываться с затратами на моделирование. И удачный выбор модели, как показывает практика, — результат компромисса между отпущенными ресурсами и особенностями используемой модели;
Слайд 18Общие требования к модели
Поэтому важно помнить о следующем:
точность результатов
расчетов и экспериментальных исследований модели не может превысить точности исходных данных, используемых приборов, измерительных инструментов и т. п.;
вид выбираемой модели должен согласовываться с точностью исходных данных и потребной точностью результатов;
желаемая точность результатов должна соответствовать нуждам и реалиям практики.
Слайд 20Виды моделей
Натурные модели подразделяют на:
Физические. Ими являются реальные изделия, образцы, экспериментальные
и натурные модели, когда между параметрами системы и модели одинаковой физической природы существует однозначное соответствие. Выбор размеров таких моделей ведётся с соблюдением теории подобия.
Физические модели подразделяются на объёмные (модели и макеты) и плоские (тремплеты):
Слайд 23Моделирование
Цель моделирования —показывает, для чего необходимо создать модель.
—Анализ объекта подразумевает четкое
выделение моделируемого объекта и его основных свойств.
—Одним из основных действий при построении информационной модели является сбор различной информации об объекте.
—Когда мы определились с объектом и содержанием данных, необходимых для построения информационной модели, а так же определили все связи между компонентами объекта, можно представить информационную модель в знаковой форме.
Слайд 27Этапы моделирования
1 Этап.
Постановка задачи.
- описание задачи,
- цель моделирования,
- анализ объекта.
2 Этап.
Разработка модели.
- Информационная модель.
- Математическая (знаковая)
модель
- Компьютерная модель.
Слайд 28Этапы моделирования
3 Этап.
Компьютерный эксперимент
- план моделирования,
- технологии моделирования.
4 Этап .
Анализ результата
моделирования.
- результаты соответствуют цели,
- результаты не соответствуют цели.
Описание задачи
Слайд 29Физкультминутка
1. ИП – сидя на стуле, руки опущены.На счёт «раз» –
поднять руки вверх, потянуться как бы стараться достать потолок, на счёт «два» – вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
2. ИП – сидя на стуле, руки опущены, глаза закрыты. Представить себе, что у вас на кончике носа карандаш и написать им цифры от 1 до 9, вращая только головой. Упражнение выполнять медленно.
Слайд 30Основные виды моделей
Эвристические модели, как правило, представляют собой образы, рисуемые в
воображении человека. Их описание ведется словами естественного языка (например, вебральная информационная модель) и, обычно, неоднозначно и субъективно. Эти модели неформализуемы, то есть не описываются формально-логическими и математическими выражениями, хотя и рождаются на основе представления реальных процессов и явлений.
Слайд 31Объекты проектирования
Объектами технического проектирования являются изделия и процессы их
изготовления.
По ГОСТ 2.101-68 «ЕСКД. Виды изделий» изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии.
Стандарт различает следующие виды изделий:
Слайд 33Виды изделий
Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала,
без применения сборочных операций. Деталь состоит из отдельных элементов – поверхностей, линий, точек, имеющих свое функциональное, конструктивное или технологическое назначение.
Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии - изготовителе. Составными частями сборочной единицы могут быть как детали, так и другие сборочные единицы, собранные предварительно.
Слайд 34Виды изделий
Комплекс – две или более сборочные единицы, не соединенные на предприятии
- изготовителе, но предназначенные для выполнения общей функции, установленной для всего комплекса.
Комплект – два и более изделия, предназначенные для выполнения вспомогательных функций.
Слайд 36Стандарт
Стандарт различает также изделия покупные, т.е. те, которые на предприятии не
изготавливаются и на сборку поступают в готовом виде.
Слайд 37Конструкция
Под конструкцией изделия следует понимать совокупность отличительных признаков,
определяемую материалом, формой, размерами и точностью изделия и его составных частей.
Конструкции ряда распространенных изделий установлены соответствующими нормативами, стандартами – государственными, отраслевыми, стандартами предприятий.
Изделие, конструкция которого (форма, размеры, точность и материал) полностью выполнена по нормам стандарта, называется стандартным. Остальные изделия, в том числе и те, конструкция которых состоит из стандартных элементов, но не определена стандартом полностью, или же имеет хоть одно отклонение от стандарта (например, по точности, по покрытию), называются оригинальными.
Слайд 38Конструкция
Изделия одной конструкции, неоднократно примененные или заимствованные, исключая
выполненные по государственным и отраслевым стандартам, относят к унифицированным.
Вид изделия накладывает определенный отпечаток на процесс проектирования. Так, стандартные изделия и сконструированные ранее унифицированные подбираются и входят в конструкцию изделия более высокого порядка (сборочных единиц) без каких либо изменений. Изделия оригинальные, в том числе детали, требуют подробного подетального и поэлементного проектирования.
Слайд 39Виды моделей
Машина – устройство, которое преобразует энергию (например, электрическую в механическую и
т.д.).
Прибор – устройство, которое предназначено для хранения, преобразования и выдачи информации.
Слайд 40Процесс проектирования. Основные понятия
По ГОСТ 22487-77 «Автоматизированное проектирование. Термины
и определения» проектирование – процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта на основе первичного описания этого объекта (или) алгоритма его функционирования … оптимизацией заданных характеристик объекта, устранением некорректности первичного описания и последовательным представлением описания на различных языках (заданном языке).
Слайд 41Определение проектирования
Проектирование – процесс программирования изделия, создание его в виде информации.
Слайд 42Компоненты проектирования
- формирование идеи – установление пути решения поставленной задачи, в
том числе выбора принципа работы изделия, его схемы;
- конструирование – назначение материала, формы, размеров и точности изделия; конструирование является результирующим компонентом процесса проектирования;
- расчет – определение и проверка значений параметров изделия, необходимых для обеспечения выполнения его функций с заданными показателями.
Слайд 43Компоненты проектирования
В процесс проектирования входит также разработка, изготовление и
испытание макетов, опытных образцов или даже опытной партии изделий, необходимых для проверки и подтверждения соответствия изделия предъявленным требованиям.
Действие или формализованная совокупность действий, часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для ряда проектных процедур, называется проектной операцией.
Слайд 44Компоненты проектирования
В процессе проектирования требуется проведение операций формирования идеи,
ее оценки и обоснования, оптимизации варианта решения, изложения решения. Эти операции должны проводиться с учетом реальных практических возможностей. С точки зрения практики на деятельность проектанта налагаются ограничения трех видов:
Слайд 45Ограничения процесса проектирования
- ограничения методов разработки задач, связанные с имеющимся объемом
знаний и техническими возможностями их применения (сроки, кадры, вычислительная техника и наличие типовых программ, финансирование разработок),
- ограничения, связанные с производственными возможностями (номенклатура и наличие материалов, производственные мощности, оборудование и инструмент, производственный опыт, затраты),
- ограничения правовые (действующие нормы, стандарты, патенты, требования заказчика).
Слайд 46Виды проектирования по степени применения технических средств
- неавтоматизированное – при котором
все преобразования описания объекта или алгоритмов его функционирования осуществляет человек;
- автоматизированное – при котором проектирование осуществляется взаимодействием человека и ЭВМ;
- автоматическое – при котором все операции проектирования осуществляются без участия человека.
Слайд 47Виды проектирования по степени применения технических средств
В последнем случае
за человеком остается только функция выдачи «первичного описания» – формирование задачи. Типовые программы автоматического проектирования довольно широко применяются для определенных групп механизмов и деталей. Проектирование же сравнительно сложных изделий пока практически реально только с участием человек
Слайд 49Этапы проектирования
По ГОСТ 15.001-88 «Разработка и постановка продукции на
производство. Основные положения» основанием для проектирования изделия является заказ-заявка.
На основании заказа-заявки обычно разрабатывают техническое задание на проектирование (ТЗ). Техническое задание является исходным документом для разработки конструкторской документации и, как правило, составляется разработчиком, с участием заказчика.
Слайд 51Стадии разработки проектной и конструкторской документации установленные стандартами ЕСКД:
‒ ЗЗ (заказ,
заявка) – заказчик определяет задание на проектирование, определяет потребности потребителей.
‒ ТЗ (техническое задание) – составляет заказчик вместе с исполнителем проекта, содержит наименование и область применения изделия, цель, назначение и источники разработки, технические требования к изделию и требования к его экономическим показателям, перечень стадий и этапов разработки и состава разрабатываемой документации и т.п.
Слайд 52Стадии разработки проектной и конструкторской документации установленные стандартами ЕСКД:
‒ ТП (техническое
предложение) – на этом этапе проводят проверку патентной чистоты.
‒ ЭП (эскизный проект) – выбирается альтернативный вариант проекта и чертятся его наброски.
Слайд 53Стадии разработки проектной и конструкторской документации установленные стандартами ЕСКД:
‒ ТП (технический
проект) – происходит детальное проектирование объекта.
‒ РД (рабочая документация) – это документация для исполнителя проекта, необходимая для полного описания чертежей и разных схем.
Слайд 55Виды расчётов:
Существует два вида расчётов:
- проектировочные (для конструктора, делаются
неоднократно);
- проверочные (для заказчика).
Слайд 56Виды расчётов
Проверочные расчеты располагаются в основной части пояснительной записки
(расчеты, подтверждающие работоспособность).
Проектировочные расчеты предназначены для предварительного назначения размеров, формы, материалов, допусков.
Проектирование – это процесс создания изделия в виде информации о нём.
Слайд 57Конструирование
Конструирование – это часть процесса проектирования, которая включает в себя выбор формы,
размеров детали, назначение материала и т.д.
Конструирование начинается с расчётов параметров деталей и узлов. Затем производится эскизирование по полученным в расчётах размерам. Уточняются формы и размеры деталей, чтобы обеспечить их совместимость на чертеже. По полученным на чертеже размерам проводят проверочные расчёты. Если результат получается неудовлетворительным, изменяют параметры на чертеже, сохраняя совместимость деталей и принцип работы. По новым полученным параметрам повторяют проверочные расчёты. Процесс повторяется до получения удовлетворительного результата.
Слайд 58Основные требования к чертежам общего вида
Назначение чертежа общего вида
изделия состоит в том, чтобы дать полное представление об изделии в целом, его размерах, взаимной связи отдельных узлов, о местах присоединения к фундаменту или к другому изделию.
Чертежи общего вида разрабатываются как обязательный документ в составе эскизного и технического проектов.
Слайд 60Основные требования к чертежам общего вида
Чертежи общего вида эскизного проекта
устанавливают принципиальные конструктивные решения проектируемого изделия, дают общее представление о принципах его работы и составе (т. е. рассматриваются варианты конструкции изделия, разрабатываются чертежи этих вариантов, затем производится их сопоставление и выбор оптимального варианта конструкции изделия).
Слайд 61Основные требования к чертежам общего вида
Чертежи общего вида технического проекта
дают окончательный вариант предлагаемого конструктивного решения и должны содержать данные, необходимые для разработки рабочей документации (чертежей, деталей, спецификации, сборочных чертежей и т. д.
Чертеж общего вида технического проекта должен содержать данные, необходимые для разработки рабочей документации.
Слайд 62По ГОСТ 2.119-73 чертеж общего вида эскизного проекта должен содержать:
1. Изображение
изделия (виды, разрезы, сечения, необходимые для понимания конструкции изделия и взаимодействия его частей);
2. Наименования, а также обозначения тех составных частей изделия, данные которых используются для пояснения чертежа, описания работы и состава изделия;
3. Необходимые размеры.
Слайд 64По ГОСТ 2.120-73 чертеж общего вида технического проекта выполняется как в
эскизном проекте, но дополнительно содержит:
1. Указание точности размеров, посадки и предельные отклонения;
2. Технические требования к изделию, указание материалов, термообработки, покрытий;
3. Технические характеристики изделия и его составных частей.
Слайд 65Требования ЕСКД
Изображения выполняются с максимальными упрощениями, предусмотренными стандартами
ЕСКД. Например, заимствованные и покупные изделия выполняют в виде контурных очертаний. Также, при изображении подшипниковых узлов, если конструкция крепления колец подшипников на всех валах, изображенных на одном листе проекта одинакова, на одном из валов подшипники изображаются без упрощений, а на остальных – с максимальными упрощениями, предусмотренными стандартами. Аналогично при изображении подшипниковых крышек их крепление винтами показывается у одной пары, а у остальных крышек той же конструкции – упрощенно.
Слайд 66Требования ЕСКД
Количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для
разработки чертежей деталей. Лишние изображения нежелательны, так как их случайное несовпадение может привести к разночтению чертежа и ошибкам при разработке чертежей деталей. Для сокращения количества проекций и видов всего изделия во многих случаях рационально применение ступенчатых разрезов.
Слайд 67Масштаб изображения
Масштаб изображения желательно выбирать 1:1. При изображении
крупных или очень мелких деталей выбирают кратные масштабы по ГОСТ 2.302-68. Это делается для того, чтобы на листе поместились три проекции, спецификация деталей, крепежных изделий и других деталей, не вошедших в спецификацию узлов, а также техническая характеристика установки и технические требования к ее монтажу.
При выборе масштаба также следует учитывать техническую возможность проставления размеров, посадок и других указаний.
Слайд 68Требования к чертежам
При вычерчивании чертежа общего вида установки
должно быть обращено особое внимание на простановку размеров. Количество их должно быть минимальным, но вполне достаточным, чтобы правильно собрать установку, судить о ее габарите в целом и габаритных размерах отдельных узлов. Это имеет большое значение при проектировании и размещении смежных установок и связи их с данной установкой, при решении вопросов транспортировки, упаковки и т. д.
Слайд 69Требования к чертежам
Если в установке имеются отдельные узлы,
валы которых расположены соосно и соединяются между собой муфтами, то следует указать размер между торцами этих валов или торцами полумуфт.
Габаритные размеры отдельных узлов или всей установки в целом дают не менее чем в трех взаимно перпендикулярных направлениях: два размера в горизонтальной плоскости и один - в вертикальной. На чертеже должен быть поставлен размер от уровня поля до верхней точки установки. В отдельных случаях указывают такие же размеры и для узлов.
Слайд 70Требования к чертежам
В технической характеристике на чертеже общего вида
установки приводятся сведения об электродвигателях : тип, мощность, скорость, об/мин, угловые скорости выходных валов, передаточные числа редукторов, габаритные размеры и масса установки в целом и отдельных ее узлов, допускаемые усилия и другие сведения, характеризующие изображенную на чертеже установку.
Слайд 71На чертеже общего вида всегда указываются следующие размеры:
1. Габаритные и присоединительные
размеры;
2. Посадочные (сопрягаемые) размеры с указанием посадок;
3. Продольные сопрягаемые размеры в виде размерных цепей;
4. Размеры, величина которых ограничена малым расстоянием между близко расположенными деталями;
Слайд 72На чертеже общего вида всегда указываются следующие размеры:
5. Размеры, важные для
обеспечения работоспособности и подвижности;
6. Размеры, соблюдаемые у двух или более деталей одновременно, нарушение которых у одной из деталей делает невозможным их сборку.
7. Размеры, регулируемые при сборке с указанием допустимых отклонений.
Слайд 73На чертеже общего вида не указываются следующие размеры:
1. Размеры несопрягаемых элементов,
оговоренные стандартами на данную деталь (проставляются на рабочем чертеже);
2. Размеры несопрягаемых элементов, оговоренные рекомендациями;
3. Размеры технологических элементов, оговоренных стандартами (например, канавки);
4. Размеры элементов, которые могут быть сняты с чертежа общего вида с достаточной точностью.
Слайд 74Требования к указанию точности деталей:
Указываются:
1. Посадки или поля допусков размеров, назначенные
конструктором;
2. Точность установки регулируемых элементов;
3. Указание точности стандартных деталей в их обозначении;
4. Допуски формы и расположения, влияющие на функциональное назначение деталей;
5. Указание точности передач;
6. Указание шероховатости поверхности, назначаемые конструктором на основании общих требований.
Слайд 75продолжение
Не указываются:
1. Посадки шпонок, распорных втулок, центрирующих поверхностей;
2. Допуски под посадочные
поверхности и подшипники качения;
3. Допуски формы и расположения и шероховатость тех посадочных поверхностей, для которых они определяются допуском размера;
4. Допуски формы и расположения и шероховатость несопрягаемых поверхностей, в том числе и тех, на которых поставлены размеры.
Слайд 76Конструирование
Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением
их проектов (графических изображений, технических и экономических расчетов и т.п.), проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества.
Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Слайд 77Конструирование
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом будущего
творческого проекта.
Конструирование ведется по определенному техническому заданию, которое формулирует конкретные условия и требования качеству готового изделия при его использовании по назначению.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.
Слайд 78Конструирование
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие,
испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это задача добиваться, чтобы изделия имели красивый внешний вид, красивую, рациональную отделку и были удобны в пользовании.
Слайд 79Конструирование
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты),
простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.
Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
Слайд 80Конструирование
Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие
воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
Экономичным считают изделие с малым расходом материалов, которое при использовании не требует дополнительных расходов.
Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Слайд 81Конструирование
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и
надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.
Слайд 82Конструирование
Работа по техническому конструированию, так же как и работа
по техническому моделированию способствует расширению политехнического кругозора школьников развитию их пространственных представлений, обогащает их речь. Особенно большое значение имеет работа младших школьников по техническому конструированию для подготовки их к урокам технологии в последующих классах школы.
Слайд 83Конструирование
Чтобы научиться создавать конструкции изделий учащиеся должны упражняться в
конструировании, учиться решать конструкторские задачи. Эффективнее идет процесс конструирования, технического моделирования, если учитель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.
Слайд 84Формы организации работы по созданию новых конструкций
Наиболее распространенные формы
организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий следующие:
Конструирование под диктовку учителя. Учитель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки, изготовленного изделия, приемы его наладки, регулирования, использования по назначению. Учащиеся в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя. Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества.
Слайд 85Формы организации работы по созданию новых конструкций
Конструирование по аналогии. После того
как учащиеся под руководством учителя изготовили учебное изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия. Например, учащиеся выполнили модель куба из тонкого картона, а затем им дается задание изготовить модель параллелепипеда (изготовить развертку, провести склеивание и оклеивание моделей).
Слайд 86Формы организации работы по созданию новых конструкций
Конструирование по образцу, который демонстрируется в
готовом виде. Учащиеся анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия.
Конструирование по устным, письменным или графическим описаниям изделия, включающим общее технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, габариты, предлагаемый для изготовления материал, общие требования конструкции и пр.).
Слайд 87Формы организации работы по созданию новых конструкций
Конструирование по собственному замыслу на основе
самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, имеющийся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
Конструирование на свободную тему с соблюдением единственного условия: ограничением времени проведения работы (например, один урок).
Конструирование в коллективе из двух-четырех человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.
Слайд 88Конструкция
Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины,
сооружения, отдельного узла или их модели, макета, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.
Слайд 89Конструкция
На уроках технологии ознакомление учащихся с конструкциями учебных
изделий проводится по образцам, графическим изображениям, устным и письменным описаниям или по совокупности этих видов инструктажа, объяснения задач изготовления изделия. Изучение конструкций изделий проводится в неразрывной связи с изучением технологических операций, приёмов изготовления деталей, их сборки и проверки качества, соответствия полученному заданию.
Слайд 90Конструкция изделия
Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных
деталей и узлов изделия.
Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид, возможность выполнения ремонта. В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах.
Слайд 91Конструкция
Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными,
удобоносимыми и лёгкими. Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. Конструкции третьих изделий должны предусматривать возможность быстрой замены отдельных деталей с целью ремонта износившихся. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.
Слайд 92Конструкция макета
Конструкции макетов должны давать представление о внешнем виде
соответствующего объекта, а конструкции технических моделей – о принципах действия.
Слайд 93Построение поэтапной схемы конструирования
Слайд 94Поэтапная схема конструирования
Технические требования и критерии рациональности конструкции
Технические требования, приведенные в задании на конструирование, будем называть исходными техническими требованиями. Они определяются заказчиком в соответствии с задачами, для решения которых и создается устройство, входящее в более крупную систему или автономное.
Эти требования составляют лишь часть того материала, который должен учитываться конструктором при последующей реализации задания. Поэтому до начала собственно конструирования устройства конструктор должен дополнить исходные технические требования задания новыми требованиями, выявляемыми им на основе самостоятельного анализа взаимовоздействий устройства с окружением. Дополнение технических требований задания производится также исходя из соображений производственного, технологического и экономического характера. Эти соображения либо вытекают, как следствия, из формулировки задания, либо определяются самим конструктором на основе конкретных условий возможной последующей реализации устройства. Дополненный перечень технических требований должен давать конструктору всестороннее и достаточно четкое представление о процессе функционирования готового устройства в реальных условиях эксплуатации.
Слайд 95Критерии конструкции
Критерии рациональности:
«Технологичность конструкции»
Вес и габариты («минимизации габаритов и
веса (объема)» конструкции.
Надёжность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность) конструкции.
Экономичность конструкции (ограничения в цене).
Слайд 96Ограничения при применении схем:
· ограничения, относящиеся к конструируемому устройству;
· ограничения, относящиеся
к процессу конструирования.
Слайд 97Ограничения первой группы:
1.Устройство критично к габаритам и весу.
2. Устройство представляет собой
обособленную конструкцию, предназначенную для выполнения определённых функций.
3. Устройство разрабатывается в качестве опытного образца.
4. Устройство является достаточно сложным для возможности конструирования.
5.Устройство не является проблемным с технологической точки зрения.
Слайд 98Ограничения второй группы
1. Не рассматривается процесс разработки принципиальной схемы устройства. Предполагается,
что конструктор получает схему готовой в техническом задании, но в ходе работы может в какой-то степени видоизменять и уточнять ее. Кинематика устройства разрабатывается самим конструктором, но в рамках принципиальной схемы.
2. Этапы деталировки, проверки, оформления рабочих чертежей не рассматриваются. Процесс конструирования в рамках принятой схемы заканчивается вычерчиванием подробного сборочного вида, пригодного для деталировки.
Слайд 99Ограничения второй группы
3. Вопросы отработки чертежей для серийного производства не рассматриваются.
Такая отработка в большинстве случаев проводится после испытаний опытных образцов на основе результатов этих испытаний. Методика отработки серийных чертежей является предметом особого исследования.
4. Нигде не упоминается о той корректировке, которая непрерывно ведется при конструировании даже первых опытных образцов на основе информации об аналогичных устройствах, созданных ранее, информации о различного рода испытаниях этих устройств и т. п.
Слайд 100Ограничения второй группы
5. Ничего не говорится о роли и методах получения
информации, необходимой конструктору на всех охваченных схемой этапах работы.
Поэтапная схема процесса конструирования некоторого устройства изображена на рис. 4. 1. Схему можно разделить на три части (среднюю, верхнюю и нижнюю) и на восемь последовательных этапов (последовательно в направлении слева направо).
Слайд 101Поэтапная схема процесса конструирования
Средняя часть схемы иллюстрирует переработку исходного материала в
форму технических требований, и затем процесс последовательной реализации требований в конструкции в ходе собственно конструирования. При реализации требования и параметры задания поочередно ”материализуются” в конструкцию. Этот процесс не заканчивается на восьмом, последнем для рассматриваемой схемы этапе, но продолжается и при деталировке.
Слайд 102Поэтапная схема процесса конструирования
Верхняя часть схемы иллюстрирует процесс оценки рациональности создаваемой
конструкции по трем специальным критериям. Все три критерия вместе взятые отражают непрерывное стремление к наиболее полному соответствию между создаваемой конструкцией и заданными требованиями. С помощью этих критериев принимаются весьма важные решения о необходимости корректировки технических требований. Содержание каждого из трех критериев и их роль на каждом из этапов будут раскрываться в ходе последующего изложения методики.
Слайд 103Поэтапная схема процесса конструирования
Нижняя часть схемы иллюстрирует процесс оценки рациональности создаваемой
конструкции по следующим критериям:
– надежность конструкции;
– минимизация веса;
– минимизация габаритов;
– технологичность конструкции;
– экономичность конструкции.
Слайд 104Поэтапная схема конструирования технического устройства
Слайд 105Практическая работа: Проектирование и конструирование моделей по образцу
Комплексное задание для обучающихся:
Выбрать
объект технического изделия.
Предложить варианты моделей для данного технического объекта.
Представить дизайн одной из выбранных моделей.
Построить общий чертёж выбранной модели объекта.
Разработать проектную документацию на модель выбранного объекта.
Выяснить к какому виду системы относится модель выбранного вами объекта.
Презентовать свою проектную работу.
Слайд 106Указания к выполнению практической работы
Практическую работу рекомендуется выполнять в группах по4-5
человек.
Придумать название своей команды.
Распределить обязанности между членами групп одной команды.
В работе использовать изученный материал урока и материал «Интернет ресурса» поиск которого осуществить самостоятельно.
Слайд 107Вопросы для закрепления знаний
1. Что такое модель?
2. Перечислить общие требования предъявляемые
к модели?
3. Какова классификация моделей?
4. Назвать иды моделей.
5. Что такое моделирование?
6. Какова цель моделирования?
7. Назвать этапы моделирования.
8.Назвать объекты проектирования.
Слайд 108Вопросы для закрепления знаний
9. Что такое проектирование?
10. Какие этапы проектирования вам
известны?
11. Перечислить ограничения процесса проектирования.
12.Что такое конструирование?
Слайд 109Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности в усвоении учебного материала
у вас возникли?
Урок понравился или не понравился?
Где вам пригодятся знания полученные на уроке?
Нарисуйте своё настроение
Оцените свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
Оцените деятельность учителя .
Слайд 110Домашнее задание
Конспект урока.
Дополнительный материал:
Неуйман Я.Г. Модели в науке и технике.
История, теория и практика. Л., 1984.
Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. – Белград, 1999.
Работа над индивидуальным проектом в соответствии с содержанием.
Слайд 111Литература
. Технология. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /под
ред. В.М.Казакевича.- М.: Просвещение, 2017.
. Технология. 6 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /под ред. В.М.Казакевича.- М.: Просвещение, 2017.
3.Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике. История, теория, и практика. Л., 1984
4.Штофф В. А. О роли модели в познании Л., 1963
Хорошев А. Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. — Белгород, 1999. — 372 с. — ISBN 5-217-00016-3. Электронная версия 2011 г.
Юдин А. Д. Экстремальные модели в экономике. М., 1979.