Слайд 1Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов
ФГОС 8 класс
Подготовила: Рыбакова Нина Николаевна
Учитель технологии
МОБУ «СОШ № 62» города Оренбурга
2019 год
Слайд 2Содержание
1. Бюджет. Бюджетное устройство России.
2. Социальное проектирование.
3. Фандрайзинг и его законы.
4.
Инструкции по поиску средств на финансирование проекта.
5. Бюджет проекта.
6. Типичные способы финансирования проекта.
7. Выбор потенциальных инвесторов.
8. Презентация.
9. Практическая работа.
10. Итог урока.
11. Рефлексия.
12. Литература.
Слайд 3Назвать тему, цель и задачи урока
Используя представленные рисунки, скажите о чём
мы будем говорить на уроке.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 4Тема урока
Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов
Слайд 5Цель
Организовать свою учебную деятельность по изучению темы урока: «Бюджет проекта.
Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.»
Слайд 6Задачи
- находить интересные проектные идеи и грамотно их формулировать и документировать,
-
оценивать их ценность и жизнеспособность,
- разрабатывать структуру плана проекта,
- разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,
- организовывать достойную презентацию проекта,
- разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,
- вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,
- готовить рабочую проектную документацию.
Слайд 7Бюджет, бюджетное устройство системы России
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.
Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
Слайд 9Бюджет
Бюджет – финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный
период времени.
Слайд 10Бюджет – это совокупность доходов и расходов за определённый период времени
Б
= Д – Р
Б – бюджет
Д – доход
Р - расход
Слайд 11Виды бюджета
Б = Д – р = + профицит
Б = д
– Р = - дефицит
Б = Д – Р = 0 сбалансированный
Слайд 12Задачи и функции бюджета
Задачи бюджета:
Перераспределение национального дохода;
Государственное регулирование и стимулирование экономики;
Осуществление
социальной политики государства;
Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств
Функции бюджета:
Распределительная и перераспределительная. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода
Регулирующая. При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения.
Контрольная. Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Слайд 13Доход бюджета
Доходы федерального бюджета, поступающие в году, формируются за счет:
федеральных налогов,
сборов - в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ (гл.7, статья 50):
Налога на добавленную стоимость;
Налога на акцизы;
Единый социальный налог - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (6%);
Налог на прибыль организаций - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (18%);
Налог на добычу полезных ископаемых;
Водный налог;
Государственная пошлина.
неналоговых доходов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»:
доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 100%;
Слайд 14Доход бюджета
платежи при пользовании природными ресурсами -100%;
доходы от оказания платных услуг
и компенсации затрат государства - 100%;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 100%;
штрафы, санкции, возмещение ущерба - 100%;
прочие неналоговые доходы - 100%.
федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете».
В доходах федерального бюджета, помимо выше перечисленных, также учитывается прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Слайд 15
Доход – получаемая часть денежных средств.
Расход – часть денежных средств которая
тратится (расходуется)
Слайд 16Расходы бюджета
Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными
обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.
Составные части расходов бюджетов
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Экономическая классификация расходов бюджета
Слайд 18Расходы бюджета
Группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды
финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня).
Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Слайд 20Функциональная классификация расходов бюджета РФ
Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств
на выполнение основных функций государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы:
Общегосударственные расходы;
Национальная оборона;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Национальная экономика;
Жилищно – коммунальное хозяйство;
Охрана окружающей среды;
Образование;
Культура и СМИ;
Слайд 21Функциональная классификация расходов бюджета РФ
Здравоохранение и спорт;
Социальная политика;
Межбюджетные трансферты.
Вторым уровнем функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета (прил. 4 к ФЗ «О бюджетной классификации РФ») образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов (прил. 5 ) бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Слайд 22СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются
соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.
В описание любого проекта входит:
обоснование необходимости в осуществлении проекта (ПРОБЛЕМА);
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ проекта;
деятельность по проекту, или мероприятия (МЕТОДЫ работы);
необходимые РЕСУРСЫ (в форме бюджета – что уже имеется, а что требуется);
ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ и эффект проекта.
Слайд 23 Если у Вас есть идея?
Тогда предложите ее тем, кто
может дать денег на воплощение ее в жизнь
Слайд 24Основные этапы жизненного цикла проекта
Инициация
Планирование
Исполнение проекта
Мониторинг и контроль
Завершение проекта
Слайд 26Инициация
Инициация проекта начинается с определения проектной идеи – основного
замысла проекта. С учетом намеченной идеи в укрупненном виде и разрабатывается примерный план ее реализации. С его помощью производится предварительная оценка необходимых ресурсов. Завершением этого этапа становится оценка жизнеспособности проекта и принятие решения о том, стоит ли работать над ним дальше.
Слайд 27Планирование проекта
Планирование проекта нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и
документированы действия, необходимые для достижения целей проекта. План проекта нужен для координации деятельности всех участников проекта. Целостный план задает порядок выполнения всех работ. Он описывает, что, кто, как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение системы логически взаимосвязанных целей. Далее определяются перечни и взаимосвязи необходимых работ. Затем для каждой работы определяются необходимые ресурсы. В ходе планирования разрабатывается организационная структура проекта, описывается порядок взаимодействия его участников. В конце успешно пройденного этапа планирования создаются рабочие документы. В них содержатся принятые к исполнению цели и задачи проекта, логически увязанная система предстоящих работ, календарные планы-графики работ, бюджет, описание системы управления проектом.
Слайд 28Исполнение проекта
Исполнение проекта направлено на непосредственное создание продукта (услуги),
ради которых реализуется данный проект. Вначале производится набор команды проекта. Проводится инструктаж команды, запуск ее работы по принятому плану. В ходе выполнения работ, запланированных в плане проекта, идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры по устранению недопустимого отклонения от плановых показателей. Главным при исполнении проекта становится эффективное достижение намеченных целей. Это означает, что практические шаги, согласно утвержденному плану, должны обеспечить достижение в установленные сроки качественных результатов за счет использования выделенных ресурсов.
Слайд 29Мониторинг и контроль
Мониторинг и контроль нацелены на обеспечение исполнения
проекта в соответствии с планом проекта; отслеживание определенных параметров проекта, которые должны сохраняться в заданных пределах; своевременное обнаружение возможных проблем и отклонений; принятие решений в ответ на изменения, возникающие в проекте; контроль качества. В ходе контроля проводится проверка результата на степень его соответствия плановым показателям. По итогам такой проверки может быть принято решение либо о доведении качества продукта или услуги до требуемого уровня, либо о завершении проекта.
Слайд 30Завершение проекта
Завершение проекта включает процедуры по составлению итоговых отчетов,
проведение окончательных взаиморасчетов между участниками проекта. На этом этапе также могут заключаться договора о дополнительных услугах. Например, могут заключаться договоренности о гарантийном обслуживании того, что было создано в результате реализации проекта. Отдельной частью завершающего этапа может стать обобщение и описание накопленного опыта. Главная часть успешного завершения проекта – передача произведенного продукта (услуги) тому пользователю, которому он и предназначался.
Слайд 31Завершение проекта
С учетом целей и задач курса, в ходе
дальнейшего изложения основное внимание мы уделим этапам инициации и планирования, поскольку результаты именно этих этапов используются для получения поддержки проекта, сбора необходимых средств, формирования рабочей команды и запуска работ для воплощения проектной идеи в жизнь.
Слайд 32Проект
Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на
создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
Ограниченность во времени означает, что у любого проекта есть момент его начала и его завершения. Завершается проект после достижения намеченных целей.
Уникальность, т.е. исключительность, неповторимость результата проекта означает, что в условиях, в составе, в порядке необходимых работ есть нечто новое. Следовательно, невозможно гарантированно получить то, что нужно, путем простого копирования ранее выполненной работы.
Слайд 33Проект
Регулярно возобновляемая деятельность эффективна, если требуется воспроизвести уже
неоднократно полученный в аналогичных условиях результат. Это тот случай, когда изобретение велосипеда не требуется. Например, нужно много одинаковых велосипедов.
В начале каждого проекта из-за его уникальности приходится заново определять состав предстоящих работ, их порядок и исполнителей. Так как в каждом проекте есть что-то новое, то на этапе планирования необходимо уделять внимание согласованию даже, казалось бы, привычных процедур.
Слайд 34Проект
То, что стало регулярной деятельностью, реализуется по уже многократно
отработанному плану. Очередное успешное повторение многократно воспроизводившегося цикла не требует детального планирования и согласования необходимых действий: набор таких действий уже устоялся, порядок их выполнения очевиден, успешные исполнители уже определены.
Проиллюстрируем эти отличия сравнением выпечки пирога к празднованию совершеннолетия на основе индивидуального заказа (проект) и ежедневной выпечки хлебозаводом обычного хлеба (регулярно возобновляемая деятельность).
Слайд 36Проект
Чтобы своевременно испечь необычный пирог, исполнителям (команде проекта) надо
заранее продумать, что, где, когда для этого приобрести, кому, что, как и когда надо сделать. В более-менее устоявшийся и не требующий особого планирования рабочий порядок придется «вписать» нечто новое. Эти необычные дела членам команды проекта надо еще согласовать между собой. Разумеется, выпечка обычного хлеба в нормальных условиях такого планирования и согласования от работников хлебозавода не требует. Для этого достаточно следовать некогда заведенному порядку.
Слайд 37Проект
В коммерческой и социальной сфере резко усилилась конкуренция за
внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, в выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты.
Слайд 38Проект
Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок
уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!
Слайд 40Проект
Суть управления проектом состоит в том, чтобы
учащиеся научились:
- находить интересные проектные идеи и грамотно их формулировать и документировать,
- оценивать их ценность и жизнеспособность,
- разрабатывать структуру плана проекта,
- разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,
- организовывать достойную презентацию проекта,
- разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,
- вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,
- готовить рабочую проектную документацию.
Слайд 41Фандрайзинг
Фандрайзинг – целенаправленный, систематический поиск спонсорских средств для осуществления социально
значимых мероприятий (проектов, программ, акций).
Фандрайзинг –технология социальная РR, так же как и работа с волонтёрами
Фандрайзинг – поиск и сбор материальных (денежных) и/ или нематериальных (интеллектуальных, временных, человеческих) средств/ресурсов частных лиц и организаций на различные проекты.
Слайд 43Классификация проектных ресурсов
Слайд 44Классификация проектных ресурсов
Слайд 45 Вопросы:
Теперь поставим перед собой еще ряд вопросов:
·
Какой ресурс для вашего проекта является основополагающим?
· Без чего не может быть осуществлен проект?
· Является ли отсутствие денег и материально-технической базы непреодолимым препятствием в обеспечении жизнедеятельности вашего проекта?
Слайд 46Ресурс проектной деятельности
Самый важный ресурсом проектной деятельности являются люди.
Люди — это идеи, это рабочие руки, это профессиональные знания и навыки, это эмоции и отношения, создающие специфическую атмосферу сообщества единомышленников, это личные и профессиональные связи – и все эти ресурсы можно использовать и развивать.
Слайд 48Фандрайзинг
Таким образом, говоря о поиске финансовых средств для реализации проекта, мы
должны думать в первую очередь о людях. О людях, принимающих решение, предоставлять или не предоставлять финансовые средства для реализации проекта, будь то рубль из личного кошелька или тысячи долларов из бюджета коммерческой компании. Позиция этих людей зависит от массы объективных и субъективных обстоятельств, и умение использовать эти обстоятельства в своих интересах — это тоже ваша профессиональная компетенция.
Но прежде, чем мы обратимся к людям за финансовой помощью, мы должны определиться — а чего, собственно, мы хотим, сколько, а главное, зачем? На что будут потрачены те деньги, которые, как мы рассчитываем, нам дадут люди?
Слайд 50Фандрайзинг
Итак, чтобы определить потребности в ресурсах для обеспечения жизнедеятельности
проекта, нужно, в первую очередь, хорошо знать характер и объем работ, количество сотрудников и привлеченных специалистов, объемы и технические характеристики необходимого оборудования, содержание административных расходов. Мы должны понимать, что деньги, компьютеры, рабочие руки нужны не для того, «чтобы было», а для осуществления конкретных действий, логически взаимосвязанных между собой.
Слайд 51Понятие «Фандрайзинг»
Фандрайзинг – целенаправленный систематический поиск спонсорских средств для о Фандрайзинг
– целенаправленный систематический поиск спонсорских средств для осуществления социально значимых мероприятий (проектов, программ, акций). существления социально значимых мероприятий (проектов, программ, акций).
Слайд 52Этапы полного цикла фандрайзинга
1. Анализ проблемы.
2. Идея.
3. Создание инициативной группы.
4. Описание
целевой группы.
5. Формальная организация.
6. Ресурсы.
7. Определение результата.
8. Цели и задачи.
9. Составление сметы.
10. Составление бюджета.
Слайд 54Этапы полного цикла фандрайзинга
11. Методы привлечения средств.
12. Составление плана акций.
13. Поиски
отбор потенциальных доноров.
14. Проведение акций.
15. Анализ акций.
16. Отчёт для доноров.
17. План следующей акции.
18. Благодарность.
Слайд 55Цикл фандрайзинга
Классический цикл фандрайзинга выглядит следующим образом:
оценка потребностей (составление бюджета);
выбор
потенциальных источников (инвесторов);
проведение конкретных мероприятий по привлечению конкретных ресурсов; оценка результатов;
и снова – оценка потребностей.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Слайд 57Понятие доноров, меценатов и спонсоров
Доноры – это организации, в миссии которых
предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсной основе.
Меценатство – это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.
Спонсорство – это конкретная помощь юридических и физических лиц на определённых условиях.
Слайд 59Стратегия фандрайзинга
Написание бизнес-плана проекта.
Написание спонсорского предложения.
Чёткое определение целевой аудитории проекта для
дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
Установление таких взаимоотношений с партнёрами, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
Правильное закрытие проекта включает в себя работу с партнёрами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Слайд 60Методы
Телефандрайзинг (telefundraising) – обращение к потенциальным донорам по телефону и факсу.
Почтовый
фандрайзинг (mail fundraising) - обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) – персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
Солофандрайзинг (solo fundraising) – приобретение поддержки.
Событийный фандрайзинг (events fundraising) - проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.).
Слайд 61Законы успешного фандрайзинга
1 закон: Ни одна группа людей не сидит в
ожидании того, чтобы кому-нибудь отдать свои деньги (закон известен под названием «Несуществующие они»).
2 закон: Фандрайзинг – это общение тех, кто получает и оказывает поддержку.
3 закон: Эффективный фандрайзинг – результат истории работы вашей организации.
4 закон: Люди дают людям.
5 закон: кто-то должен просить деньги.
Слайд 62Законы успешного фандрайзинга
6 закон: Организация не может черезчур благодарить донора.
7 закон:
Ищите инвестиции, а не подарки.
8 закон: Донорами становятся, а не рождаются.
9 закон: Фандрайзинг от отчаяния становится тщетным.
10 закон: Люди делают то, что им нравится.
Слайд 63Инструкция поиска средств на реализацию проекта
Шаг 1.Поверь в себя.
Шаг 2. Определи, в какой сфере реализуется твой проект.
По ожидаемому эффекту:
- коммерческие проекты, подразумевающие получение прибыли;
- некоммерческие проекты, не предполагающие получение прибыли.
Слайд 64Инструкция поиска средств на реализацию проекта
По предметной области:
общественно-политические;
социальные;
научно-исследовательские;
творческие;
технические;
экологические.
Слайд 65Инструкция поиска средств на реализацию проекта
Шаг 3. Определись, кому и зачем
нужен твой проект.
Какую проблему будешь решать?
Почему решение этой проблемы имеет общественную значимость?
Кто конкретно получит пользу от твоей работы – какие люди, группы людей?
Каковы ожидаемые результаты твоих действий, их количественные и качественные характеристики?
Слайд 66Инструкция поиска средств на реализацию проекта
Какие ресурсы необходимы для реализации проекта?
Какими
ресурсами и в каком объёме ты уже располагаешь?
Какие ресурсы и в каком объёме ещё нужно привлечь к имеющимся, чтобы реализовать проект?
Слайд 67Инструкция поиска средств на реализацию проекта
Шаг 4.
Кто выделит средства?
Типы инвесторов (доноров) и их особенности.
Инвесторы (доноры)
Заявители (на грант)
В роли инвесторов выступают:
государственные учреждения разных стран;
международные организации;
частные благотворительные фонды;
коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные организации, частные лица;
органы государственной власти субъекта Федерации;
органы местного самоуправления, советы депутатов, мэрии, администрация;
политические партии;
союзы предпринимателей и работодателей.
Слайд 68Наиболее типичные способы финансирования проектов
Государственное финансирование
Получастные доноры
Частные доноры
Корпоративные фонды
Фонды местных сообществ
Сбор
пожертвований
Гранты:
гранты для общей поддержки
капитальные грант
частичные гранты
Слайд 70Причины по которым компании занимаются благотворительностью
Участие в благотворительных акциях, мероприятиях, поддержка
благотворительных проектов улучшает репутацию фирмы, показывает, что это легальная признанная организация, надёжно стоящая на ногах.
Спонсоринг – показатель надёжности. Как только один из надёжных банков прекратил свою благотворительную деятельность, он лишился чуть не половину своих клиентов. Для клиентов прекращение благотворительной помощи стало первым знаком скорого краха банка, а через некоторое время банк действительно лопнул.
Обстоятельность, легальность, финансовое благополучие – показателем всего этого является продуманная и постоянная благотворительная деятельность. Если фирма способна выделить некоторую сумму на поддержку дома детского творчества, то обыватель думает, что у неё достаточно средств на коммерческую деятельность. И обыватель становится потенциальным клиентом или партнёром в делах.
Слайд 71Составление бюджета проекта
Бюджет – это предсказание того, что произойдет,
на какие расходы вам придется пойти, чтобы достичь поставленной цели, и на какое финансирование рассчитывать.
Составление бюджета может быть творческим процессом, однако должно основываться на реалистичных предположениях .
Слайд 73Составление бюджета проекта
Благодаря продуманному и грамотно составленному бюджету вы получаете множество
возможностей, например:
1. Бюджет определяет конкретные временные рамки финансового вопроса. Это важно для инвестора или для государства, потому что в этом случае можно сравнивать ваш проект с другими и выбирать наиболее эффективный.
2. Бюджет проясняет ваше видение дальнейшего развития проекта. Вы четко видите, на что нужны финансовые средства, например: столько-то – на зарплату, столько-то – на оборудование.
Слайд 74Составление бюджета проекта
3. Бюджет помогает вам контролировать проект, распознавать
проблемы до того, как они появляются, и вносить необходимые изменения. Без бюджета организация не сможет оперативно реагировать на превышение расходов над денежными поступлениями. Предположим, если цены начнут расти быстрее, чем прогнозировалось, у вас будет возможность отреагировать на проблему до того, как она полностью выйдет из-под контроля, проанализировать, почему это происходит и на чем надо экономить.
4. Бюджет позволяет спонсорам или государству сохранять подотчетность организации воплощения проекта, деятельности его руководства или сотрудников.
Слайд 75Составление бюджета проекта
На данном этапе на основе разработанных
реального календарного план–графика и матрицы распределения ресурсов рассчитывается стоимость проекта и анализируется его обеспеченность финансовыми средствами.
При этом должны быть найдены источники, позволяющие обеспечить финансирование всего комплекса работ, необходимого для достижения заданных целей. В результате должны быть спланированы и рассчитаны по времени и объему денежные потоки в соответствии с предполагаемым объемом работ.
Слайд 77Составление бюджета проекта
Важность объективности этого расчета состоит в том,
что в случае завышения планируемых расходов проект может быть отвергнут на стадии рассмотрения как нерентабельный. В случае занижения — может быть прекращен из-за нехватки средств.
В случае, если проект имеет доходы, разрабатывается бюджет доходов и расходов. Для больших проектов, в особенности финансируемых за счет внешних источников, необходимо разработать бюджет движения Бюджет показывает все расходы по проекту и то, какие средства будут покрывать эти расходы (включая средства, которые запрашиваются у данного донора).
Слайд 78Составление бюджета проекта
Бюджет – это ваш финансовый план, из
которого должно быть понятно, сколько средств вы предполагаете использовать. И это необходимо подробно спланировать, так как одного предположения недостаточно. Бюджет помогает вам использовать деньги стратегически, все ваши расходы должны быть предусмотрены заранее. Бюджет должен быть достаточно подробным, чтобы предусмотреть все расходы. Нужно также включить в бюджет информацию о том, когда может быть получено финансирование, оборудование или услуги из других источников.
Слайд 79Статьи бюджета
Бюджет должен быть расписан по следующим статьям:
· оплата труда (включает
заработную плату штатных и внештатных сотрудников),
· гонорары – с указанием доли рабочего времени от полной ставки в %, оплата разовых услуг консультантов по договору,
· обязательные налоги и страхование – до 40,5% от фонда заработной платы);
· прямые основные расходы (аренда помещений, оборудование, офисные расходные материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.);
· непрямые расходы (если имеются);
· размер вкладов в натуральной форме (включая добровольный труд);
· уже изысканные средства из других источников (желательно в денежном эквиваленте).
Слайд 80Составление бюджета проекта
Планируя бюджет, полезно заглянуть в разделы «Цели
и задачи проекта» и «Стратегия и механизм достижения поставленной цели» для выработки подходящего плана. Например, проект, не требующий оплачиваемых работников для своего выполнения, будет дешевле проекта с постоянным штатом. Всякий бюджет должен опираться на цели и задачи и предлагаемую вами методологию. В контексте вашего проекта начните составлять список необходимых должностей, используемого оборудования, требующихся принадлежностей, транспортных расходов и пр.
Слайд 81Составление бюджета проекта
Бюджет должен четко определять следующее: на какой период времени
вам необходимо финансирование? когда вам понадобятся деньги? когда отпадет необходимость в финансировании? Это должно быть ясно из вашего бюджета, чтобы не получилось так, что у вас нет средств на начало или на окончание проекта.
Помните: если вы получаете грант, то обязаны предоставить подробные содержательный и финансовый отчеты о расходовании средств, полученных по гранту (форму и инструкции по составлению и срокам, как правило, вам предоставляют при выделении финансирования).
Слайд 82Составление бюджета проекта
Разные инвесторы предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные
фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем "посреднические" или государственные. Предлагаемый вашему вниманию формат бюджета удовлетворит большинство организаций и с небольшими изменениями может быть использован для обращения как в частные, так и в "посреднические" и государственные инстанции. Рекомендуемый нами бюджет состоит из трех разделов:
1) оплата труда,
2) прямые основные расходы,
3) непрямые расходы.
Слайд 83Оплата труда
Данный раздел бюджета проекта включает в себя следующие расходы:
заработная плата
персонала по проекту,
консультативные и контрактные услуги,
обязательные отчисления с фонда заработной платы.
Слайд 84Оплата труда
Заработная плата персонала по проекту
В этот раздел запишите всех сотрудников,
работающих на полную ставку или на некоторую (в процентном отношении) часть ставки, а также людей, входящих в персонал по проекту, но работающих, по отношению к инвестору, бесплатно.
Принято просить у инвестора на оплату труда персонала по проекту не более четверти запрашиваемой суммы (в некоторых случаях не более трети).
Важно помнить, что если инвестор сможет поддержать ваш проект не полностью, а лишь частично, то "резать" ваш бюджет будут, как правило, по разделу оплаты труда.
Слайд 86Оплата труда
Еще одна важная категория, включаемая в данную часть, – это
уже доступные вам средства: либо лично ваши, либо полученные из других источников (например, от еще одного участника проекта, предоставляющего вам по договору сотрудников или студентов). Эти средства следует указывать в столбце "Имеется". Часто сюда включаются средства и услуги, предоставляемые на добровольной основе. Возможно, что какой-нибудь сотрудник работает на добровольной основе. В этом случае вы указываете в столбце "Имеется" сумму, достаточную для оплаты его труда, исходя из выполняемых им обязанностей.
Слайд 87Оплата труда
Это вторая часть первого раздела бюджета. Сюда вы включаете оплачиваемых
консультантов и консультантов-добровольцев, которые не могут быть отнесены к персоналу (так как нужны лишь краткосрочно), но необходимы для реализации проекта. Помните, что люди, относящиеся к персоналу проекта, не могут, как правило, на платной основе оказывать дополнительно консультативные или иные контрактные услуги. Будьте логичны, выбирая, что включить в эту часть. Учтите также, что в эту статью не входят транспортные расходы и суточные для консультантов.
Слайд 89Оплата труда
Если вы не хотите, чтобы запрашиваемые суммы
на оплату труда в реальности при получении, с учетом подоходного налога и других обязательных выплат, уменьшились где-то наполовину, то либо сразу составляйте бюджет по оплате труда с учетом социального, медицинского страхования и других обязательных выплат, а соответственно, увеличивайте суммы в графах "всего", "имеется", "требуется", оговаривая данный момент для донора (чтобы не возникал вопрос о ваших "завышенных" притязаниях), либо выносите обязательные выплаты с фонда заработной платы в отдельный пункт бюджета.
Слайд 90Расходы бюджета
Данный раздел бюджета проекта включает в себя:
аренду помещений и коммунальные
услуги,
аренду и покупку оборудования,
расходные материалы,
командировочные и транспортные расходы,
прочие расходы.
Слайд 91Непрямые расходы
Прочие расходы
Командировочные и транспортные расходы
Расходные материалы
Аренда и покупка оборудования
Аренда помещений
и коммунальные услуги
Слайд 92Непрямые расходы
Аренда помещений и коммунальные услуги
В этой части второго раздела Вы
указываете стоимость всех помещений, используемых коммуникаций, и т.д., включая арендуемые вами и переданные вам в постоянное пользование. Стоимость аренды помещения и эксплуатационных расходов должны соответствовать преобладающим в вашем регионе. Включите, если это необходимо, в этот раздел стоимость страховки, ремонта и т.п., а также плату за телефон.
Сюда записывается все оборудование, которое вы предполагаете арендовать или купить для использования в работе по проекту. Сюда же входит оборудование офиса, мебель, компьютеры, копировальные машины, факс, автомобиль и т.д. Всеми возможными способами пытайтесь использовать как можно больше оборудования из собственных источников (колонка "Имеется"). Это не только снизит общую сумму проекта, но и продемонстрирует спонсору ваши потенциальные возможности самофинансирования.
Слайд 93Непрямые расходы
Обычно сюда относятся канцелярские принадлежности, то есть бумага, ручки, скрепки,
папки и пр.
Включите сюда все расходы, связанные с поездками. Подробно опишите каждый пункт, не пишите сразу больших сумм без соответствующих разъяснений, чтобы не вызывать у спонсора вопросов. Включите сюда расходы на проезд исполнителей проекта, суточные (из расчета на каждый день, в соответствии с существующими в вашей организации или районе работы нормами), перевозку грузов, аренду автомобилей (если Вы не включили это в раздел "Оборудование") и др.
Сюда включите все, что не вошло в предыдущие категории. Например, сюда могут войти расходы на оплату конференций, совещаний и рабочих семинаров, членские взносы, печатание материалов и объявлений и др.
Слайд 94Непрямые расходы
После того, как вы заполнили второй раздел бюджета, необходимо подвести
по нему итог. Для этого сложите конечные суммы всех подразделов данной части бюджета по соответствующим колонкам.
Что такое непрямые расходы? На этот вопрос зачастую непросто ответить: к непрямым расходам обычно относят расходы, которые трудно связать с какой-то конкретной деятельностью, но, тем не менее, необходимые для нормального функционирования жизнедеятельности проекта и успешного выполнения его задач.
После того, как вы составили бюджет по всем основным позициям, вы можете просчитать реальную стоимость вашего проекта, имеющиеся у вас для этого ресурсы и ту сумму, которую вы хотите попросить у инвестора. Для этого вам необходимо сложить конечные цифры по каждому из трех основных разделов бюджета.
Слайд 95Типы инвесторов
Инвесторы (доноры) – это организации или частные лица,
представляющие разного рода ресурсы гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо общества в целом.
Заявители – это частные лица или организации, подающие заявки на грант.
Запрашиваемые ресурсы предоставляются на основе прописанных процедур отбора и в соответствии с признанными международными правилами и нормами, а также в соответствии с приоритетами, возможностями и ограничениями самих инвесторов.
У каждого инвестора свои особенности и отличительные черты, обусловленные рядом факторов: родом деятельности, поставленными целями и способами их достижения, а также условиями, в которых инвестор существует и развивается.
Слайд 97Типы инвесторов
В роли инвесторов могут выступать:
1) государственные учреждения разных стран,
2) международные
организации,
3) частные благотворительные фонды,
4) коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные организации, а также частные лица,
5) органы государственной власти субъекта Федерации,
6) органы местного самоуправления, советы депутатов, мэрии, администрация,
7) политические партии,
8) союзы предпринимателей и работодателей.
Слайд 98Типичные способы финансирования проекта
Рассмотрим наиболее типичные способы финансирования проектов.
Государственное финансирование– выделение
средств из государственного бюджета в рамках конкретной программы. Обычно финансирование из бюджета сводится к прямым договорам поставки товаров и услуг, четко регламентированным действующим законодательством.
«Получастные» доноры – общественные организации, получающие средства от государственных инвесторов и распределяющие их по организациям-заявителям.
Слайд 100Типичные способы финансирования проекта
Частные доноры – это фонды, частные некоммерческие организации, получающие
средства от частных граждан (пожертвования), или корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Такие фонды, как правило, вкладывают средства в проекты, направленные на развитие гражданского общества, образования, культуры, правового просвещения.
Корпоративные фонды – создаются корпорацией. В данном случае финансирование проектов идет из средств компании. Особенностью корпоративных фондов является то, что они стремятся поддерживать местные сообщества в регионах присутствия компании, соответственно и финансируют они в первую очередь те сферы, которые являются наиболее проблемными в данном регионе, для данного сообщества.
Слайд 101Типичные способы финансирования проекта
Фонды местных сообществ (общественные фонды) – создаются жителями конкретного
региона, города, села, для финансирования местных проектов и программ. В ходе своей деятельности они используют самые разнообразные местные источники финансирования – от муниципального бюджета и местного бизнеса до пожертвований населения.
Сбор пожертвований может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще. С помощью продуманной кампании по сбору частных пожертвований можно поддержать текущую деятельность организации, какие-то элементы проекта, отдельные мероприятия или акции. Особенностью частных пожертвований является то, что они не ограничены во времени, ими можно постоянно подпитывать ваш дорогостоящий проект. Частными пожертвованиями можно поддержать все что угодно!
Слайд 103Основные источники финансовой поддержки проекта
На сегодняшний день основным источником финансовой поддержки
общественного сектора являются организации-грантодатели. Поэтому деятельность организаций по соисканию грантов рассмотрим более подробно.
Грант– это средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.
Гранты бывают нескольких типов (гранты для общей поддержки, капитальные гранты, частичные гранты), нас же в первую очередь будут интересовать гранты, помогающие реализовать ваш проект.
Слайд 105Основные источники финансовой поддержки проекта
Гранты под программу или проект выделяются для реализации
конкретного проекта. Через такого вида финансирование грантодатель может оказать стартовую поддержку проекту, поддержать экспериментальную или инновационную программу, поддержать на период, необходимый для самоутверждения и дальнейшего финансирования со стороны государства и общественности. Такие проекты иногда называют пилотными или демонстрационными, так как они в случае успешного исполнения могут в дальнейшем служить в качестве модели.
Слайд 106Пути соискания гранта
Пути соискания гранта:
1. Организация-заявитель определяет для себя четкие цели
и после этого ищет фонды для реализации этих целей. В этом случае, организация- заявитель – активная сторона, в случае несовпадения ее целей с целями грантодателя, она начинает поиски другого источника.
2. Другой путь определяется нуждами грантодателя: его интересами, целями, миссией. В этом случае организация-заявитель подстраивается к запросам грантодателя, она простой исполнитель пожеланий фонда.
Слайд 108Выбор потенциального инвестора
Выбирая потенциального инвестора, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто
может вас поддержать?
2. Доступны ли те люди, которые вас интересуют?
3. Какие льготы вы можете предложить инвестору?
4. Какие услуги и возможности вы можете предложить инвестору?
Слайд 109Выбор потенциального инвестора
5. Как может отразиться на имидже инвестора сотрудничество с
вашей организацией?
6. Какие альтернативные источники ресурсов вы можете использовать?
7. Насколько сегодняшняя ситуация благоприятна для инвестиций именно в вашу организацию?
8. Правильно ли выбрано время для предложения о инвестировании?
После того, как вы спланировали проект и подобрали потенциальные источники для его финансирования (хотя бы частичного), вам необходимо оформить его в виде заявки.
Слайд 110Заявка
Заявка– это письменное обращение с просьбой о выделении средств. Как коммерческая
фирма составляет бизнес-план с целью убедить вкладчиков поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в ваш проект.
Можно выделить два типа заявок на проекты:
1. Письмо-заявка или запрос – короткая форма документа (обычно объемом не более 5 страниц), которая информирует потенциального инвестора о содержании вашего проекта.
2. Полная заявка – информирует потенциального инвестора о содержании вашего проекта с указанием различных деталей.
Слайд 111Заявка
Заявка должна включать в себя следующие разделы:
1. Аннотация проекта.
2. Описание организации.
3.
Обоснование необходимости проекта.
4. Цели и задачи проекта.
5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
6. Рабочий план реализации проекта.
Слайд 112Заявка
7. Конкретные ожидаемые результаты.
8. Механизм оценки результатов.
9. Дальнейшее развитие проекта.
10. Финансирование
по окончании.
11. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
12. Бюджет проекта.
Как правило, около 90%, всех заявок на финансирование отклоняется грантодателями.
Слайд 113Причины отклонения заявок
1. Подающий заявку не выяснил, как правильно
обращаться в фонды и часто даже не выяснил, подходит ли фонд для финансирования данного проекта. Поиск фондов требует времени и труда. Поиск фондов заключается не в том, чтобы найти один фонд и обращаться в него, и только в него каждый раз, когда вам необходимо финансирование (хотя возможна и ситуация, когда грантодатель сам захочет, чтобы вы обращались только к нему). Найдите по крайней мере пять-десять потенциальных грантодателей, интересы которых совпадают с интересами вашей организации или проекта.
2. Некоторые фонды не выделяют гранты одной и той же организации дважды. Если это верно в вашем случае – начинайте искать нового грантодателя, с новыми идеями, большим объемом финансирования, более долгосрочными грантами и т.д.
Слайд 114Причины отклонения заявок
3. Точно определитесь с областью финансирования. Обращайтесь
в фонды, работающие на вашу страну или регион.
4. Не просите финансирования больше, чем грантодатель обычно выделяет.
Помните, что вы нужны грантодателям, к которым вы обращаетесь, в такой же степени, в какой они нужны вам. Фонды ищут небольшие, недавно образовавшиеся организации, полные новых идей, энергии, имеющие новые проекты. Фонды хотят, чтобы ваше предложение было сделано не наспех, а обстоятельно.
Слайд 115Рекомендации для получения средств на проект
1.Только ищущий находит: помните, что, только постоянно
занимаясь поиском, можно найти средства. Иногда важнее бывает знать, кого спросить, чем как спросить. Выяснить, к кому надо обращаться, можно лишь проведя изучение фондов.
2. Конкретизируйте вашу заявку: заявка должна как можно более соответствовать типу фонда. Общие, расплывчатые заявки не получают финансирования.
Слайд 116Рекомендации для получения средств на проект
3. Если вы хотите получить средства,
вы должны их иметь: фонды охотнее выделяют средства тем, кто уже получил финансирование из других фондов. Грантодатель чувствует себя увереннее, выделяя вам недостающие средства и зная, что вы уже получили средства из другого источника.
4. Запрашивая средства, вселяйте в грантодателя уверенность в вас: если когда-нибудь вам приходилось торговаться, вы наверняка заметили, что опытный торговец не говорит: "Если вы это купите...", а, как правило: "Когда вы это купите..." Старайтесь не вызвать у грантодателя чувство, что вы рассматриваете его, как один из возможных вариантов возможного сотрудничества.
Слайд 117Рекомендации для получения средств на проект
5. При составлении письменных заявок то,
что не бросается в глаза, убирается из заявки: как уже отмечалось выше, большинство заявок просматриваются рецензентами очень быстро. Поэтому любая заявка, в которой нужная информация не бросается в глаза и поиск её занимает много времени, требует пересмотра.
6. Составляя бюджет, не делайте ошибок: проверьте все цифры несколько раз. Используйте калькулятор. Бюджет, в котором имеются ошибки в подсчетах, заставляет грантодателя сомневаться в вашем умении обращаться с деньгами.
Слайд 118Рекомендации для получения средств на проезд
7. Если сомневаетесь, каким стилем писать
заявку – выбирайте простой язык: жаргон и специальный язык редко производят впечатление. Лучше всего писать заявку простым и понятным языком. Преобладание в заявке существительных и глаголов говорит о хорошей заявке, прилагательных и наречий – о слабой заявке, а простой язык всегда производит благоприятное впечатления на грантодателя.
8."Нет" не значит "никогда ": у многих людей отказ в финансировании вызывает чувство горечи и разочарования. Не стоит поддаваться этим чувствам. Такой поворот событий следует рассматривать, как вызов; стоит также убедить себя в том, что "нет", значит "попытайтесь снова". Упорные, настойчивые люди, как правило, добиваются своего.
9. Не уставайте говорить "Спасибо".
Слайд 120Презентация как средство демонстрации
Цели и задачи изучения темы:
Познакомиться с алгоритмом подготовки к
проведению презентации проекта, а также с основными правилами визуализации информации.
Знать содержание и специфику каждого этапа алгоритма подготовки к проведению презентации проекта.
Научиться грамотно и эффективно представлять свой проект.
Значение эффективных техник проведения презентаций в проектной деятельности невозможно переоценить. Только подумайте: несколько минут блестящей презентации проекта могут окончательно решить судьбу упорной подготовительной работы.
Представление проекта инвестору в виде презентации – едва ли не главная составляющая его успеха. Итог этого важнейшего этапа будет зависеть от многих условий:
Слайд 122Презентация как средство демонстрации
Итак, презентация в проектном цикле занимает
особое место, ее предназначение состоит в донесении целей проекта, его составляющих и показателей до инвесторов и заказчиков с целью принятия ими решения о финансировании. Презентация должна стать наглядной демонстраций жизнедеятельности вашего проекта.
Слайд 125Практическая работа №18: Фандрайзинг в проекте
Задание для обучающихся: (групповая форма работа)
1.
К проекту «Организация досуга школьников»:
а) продумать и предложить форму проекта организации досуга школьников;
б) определить бюджет проекта и выявить альтернативные источники его финансирования;
в) найти потенциальных инвесторов;
2. Презентовать свой проект
Использовать в работе над заданием материал слайдов 62- 67 данной презентации.
Слайд 126Итог урока
Ответить на вопросы:
1. Что такое бюджет?
2. Назвать виды бюджета.
3. Подписать
названия видов бюджета под картинками.
Слайд 127Итог урока
4. Дать определение проекту.
5. Назовите жизненные циклы проекта.
6. Зачем необходима
презентация проекта?
7. Приведите примеры классификации проектных ресурсов.
8. Какой самый важный ресурс в проектной деятельности?
9. Что такое фандрайзинг?
10. Какова цель фандрайзинга?
11. Перечислить этапы фандрайзинга.
Слайд 128Итог урока
12. Кто составляет проектный бюджет?
13. Кто может быть инвестором?
14. Что
нужно сделать для получения средств на проект?
15. Основные источники проекта?
16. Каково отличие меценатства от спонсорства и донора?
Слайд 129Физминутка
1.Ходьба. ИП – ноги вместе, руки на поясе. Ходьба 20 секунд
на носках, потом столько же на пятках. Дыхание произвольное.
2. Наклоны. ИП – ноги врозь, руки вверх, пальцы сведены в замок. Наклонить туловище влево – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. По пять раз в каждую сторону.
3. ИП – ноги вместе, руки опираются в спину отодвинутого стула. Прогнувшись в спине и пояснице, голову поднять и выполнить 8-10 пружинящих движений туловищем. Дыхание произвольное.
нового узнали...
2. Какие трудности испытали...
3. С какими профессиями познакомились...
4. Где пригодится...
5. Оцените свою деятельность на уроке
активно работала
бездельничала
не поняла
мне это не нужно
было интересно
6. Оцените работу учителя
понравилось
не понравилось
доступно
плохо объясняет
7. Нарисуйте своё настроение
а) используя природные явления
б) человека
Слайд 131Литература
Основной:
1.Технология. 8 класс: учеб. пособ. для общеобразовательных
организаций/под ред. В.М.Казакевича. –
М.: Просвещение, 2017.
2. Епанешников А.М., Епанешников В.М. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. ¾ 3-е изд., стер. ¾ М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1996 ¾ 288 с.
3. Культин. Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. ¾ Спб.: BHV¾Санкт-Петербург, 1997 ¾ 240 с.
4. Турбо Паскаль 7.0. ¾ К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1996 ¾ 448 с.
Дополнительный:
1. Borland Pascal with Objects. Version 7.0. User’s Guide. Borland International INC. ¾ 1992, 222 p.
2. Borland Pascal with Objects. Version 7.0. Language Guide. Borland International INC ¾ 1992, 371 p.
3. Borland Pascal with Objects. Version 7.0. Programmer’s Reference. Borland International INC ¾ 1992, 373 p.
.
Слайд 132Литература
. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.
2. Гандапас Р. Презентационный
конструктор. - М., 2006.
3. Коддлер И. Успешная презентация. - М., 2003.
.