Слайд 1ГБОУ СО «Марксовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«УМЕЛЬЦЫ ПОВОЛЖЬЯ»
Автор: Бобрышева
Н.В.
учитель трудового обучения высшей категории
Маркс 2014 год.
Слайд 2Цели и задачи проекта
Цель:
исследовать прикладное творчество умельцев Поволжья.
Задачи:
Образовательные
Обогатить знания воспитанников о
народных промыслах Поволжья;
Поддерживать систему воспитательного процесса по развитию личности в следующих направлениях
- художественно- эстетическом, нравственном, профессионально-трудовом;
Создание условий:
Обеспечить методическими разработками, учебно-наглядными пособиями, материалами, тсо.
Слайд 3Народности Поволжья
На территории Поволжья проживает много людей разных национальностей это
русские,
татары, казахи,
мордва, немцы. У каждого народа свои традиции и ремёсла.
Славится Поволжье своим ремеслом Хохломской, Семёновской и Городецкой росписи, лозоплетением и изготовлением изделий из керамики.
Слайд 4Декоративно-прикладное искусство-одно из проявлений художественного творчества народа.
Что такое декоративность?
Декоративность специфическая особенность
декоративно- прикладного искусства, которая может быть основана как форма выражения красоты.
Какую роль играет декоративность в изделии?
Декоративность это позитивное качество изделия декоративно-прикладного искусства.
Имеет эстетическую ценность.
Декоративность выражается во внешней форме «декоре» и внутреннем содержании, в назначении вещи.
Слайд 5Дерево – традиционный материал мастеров Поволжья.
Для строительства используются хвойные породы древесины.
Наиболее
пышными и богатыми выглядят наличники и ставни на домах Поволжья.
В их оформлении мастера использовали самые разнообразные мотивы это и растительные орнаменты.
Орнамент это узор из повторяющихся геометрических, растительных или животных знаков.
Слайд 7Украшение наличника – элемент заклинательного декора.
Слайд 8Нижний Новгород – зодчество жителей города.
Слайд 9Резьба по дереву
Самая выразительная плоско рельефная резьба , как её считают
мастера резчики – скульптурная.
Самые лучшие образцы находятся в Поволжье. Плоско-рельефной резьбой украшают деревянную посуду, различную утварь.
Такой резьбой можно создавать геометрический или растительный орнамент, изображение зверей, птиц, человеческие фигуры.
Слайд 10Скульптурная резьба по дереву
Скульптурная резьба по дереву заняла прочное место среди
народов, населяющих Поволжье.
Для скульптурной резьбы подходит древесина большинства лиственных и хвойных пород.
Скульптурные изделия из древесины это высоко-художественные изделия, которые
изготавливаются в ручную при помощи разнообразных резаков, требуют мастерства и хорошего вкуса.
Слайд 11Быт зажиточного крестьянина и купца Поволжья украшалась изделиями из древесины.
В городах
и сёлах Поволжья для оформления архитектурных изделий, наличников, мебели, деревянной посуды использовали плоско-рельефную резьбу.
Слайд 12Краснодеревщики Поволжья.
Искусство изготовления
высоко-художественной
мебели, отличается изяществом
форм, элегантностью узоров и богатством изделия.
Слайд 13Изделия с Городецкой росписью.
Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла жителей
Нижегородских
деревень.
Роспись появилась в 60-х годах 19 века.
Стиль отличается яркими красками- красный, жёлтый, зелёный.
Сюжеты росписи-
жизнь крестьян, купеческого и городского быта.
Типичным является изображение сказочных лошадей и птиц.
Слайд 14Ярмарка мастерства.
Хлебница, с характерной Городецкой росписью.
Слайд 15Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо птицы там
порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры
Тонко вывела рука!
Чудо птицы там порхают,
И кувшинки расцветают,
Будто в сказку нас зовя!
Слайд 16Распродажа изделий Нижегородских мастеров.
Слайд 17Нижегородская область - родина Хохломской росписи.
Происхождение промысла связано с торговым селом
Хохлома. В свои изделия мастера переносили мотивы окружающей природы: траву, цветы, кусты, деревья.
Росписью посуды занимались крестьяне в селе Хрящи, Новопокровское, Сёмино, Кулигино Нижегородской губернии.
Изделия были дёшевы, прочны в употреблении, покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру.
Слайд 18Хохломские художественные изделия Нижегородских умельцев
Художественные изделия по способу производства делятся
на токарные и столярные.
По виду обработки- с внутренней высечкой и внутренней выемкой.
Слайд 19Золотая Хохлома
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся, и
цветы
растут не здешней красоты.
Блестят они как золотые,
а может, солнцем залитые.
Слайд 20Техника изготовления золотой Хохломы
Техника росписи связана с горячей обработкой изделия, белые
неокрашенные чаши и миски «бельё» – сначала просушивали, потом грунтовали жидким слоем глины, чтобы закрыть поры дерева.
Потом сушили, затем мазали льняным маслом и ставили в печь на всю ночь.
Затем тщательно олифили и снова сушили, повторяя эту операцию 3-4 раза.
Затем протирали изделие слоем порошка олова и деревянная вещь приобретала металлический блеск, как серебро.
Слайд 21Художница расписывает изделие
Перед росписью изделие вновь покрывали олифой
И только после всех
операций расписывали изделие .
А затем окончательно закаливали в печи, под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебро становилось золотым.
Слайд 22Роспись деревянных ложек хохломской росписью
Слайд 23
Травный орнамент основной рисунок Хохломской росписи,
в которой присутствуют все природные
части растения. Основной элемент орнамента – ведущий стебель «криуль», а также можно увидеть листья и травинки, усики и завитки, узорчатые листочки, цветочки, ягодки, капельки на листьях.
Слайд 26Полхов- Майданские изделия.
Этот промысел возник в начале 20 века на базе
токарного производства.
Украшали токарные изделия выжиганием или раскраской.
Основные сюжеты орнамента это мотивы птиц, животных, сельский пейзаж.
Мастера расписывают свои изделия только анилиновыми красками.
Чёрный контур растительного орнамента наносят тушью пером. Яркие пятна растительного орнамента сочетаются с изображением птиц, деревьев, реки, сельских домиков.
Слайд 27Берестяные изделия отделанные прорезной резьбой
Береста остаётся и по ныне
прекрасным материалом для
изготовления посуды.
И в современное время материалом производства изделий служит береста, заготовленная в мае-июне, во время сокодвижения.
Производство берестяных изделий состоит из подготовки и теснения.
Подготовительные операции заключаются в разрезании бересты на полоски и разметки.
Теснение осуществляется в ручную
штампиком.
Традиционные узоры - кружева, состоящие из ажурного растительного орнамента.
Ассортимент изделий из бересты это всевозможные шкатулки, хлебницы, туески,
сахарницы, подставки.
Слайд 28Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства.
Среди многих
работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самым трудоёмким.
Напрясть и наткать надо было на всю семью да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние вечера и ночи.
Прялка была не только орудием труда но и произведение искусства.
Часто прялка была подарком, жених дарил прялку невесте, отец – дочери.
Над прялкой трудились мастера, один вырезал её, другой украшал росписью.
Слайд 29Нижегородские мастера изготовляли подставки для прядильного гребня
Гребни и подставки мастера украшали
сюжетной росписью, плоско-выемчатой резьбой и прорезной геометрической резьбой –
Изображая символы солнца и дождя.
Люди в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Для изготовления изделий мастера использовали древесину мягких пород: липу, берёзу, осину.
Слайд 30Село Золотое Красноармейского района Саратовской области
В 120 километрах от Саратова находится
это небольшое село, место традиционного бытового гончарного ремесла. Этому способствовали богатые залежи глины, обладающие хорошими качествами. Производство художественной керамики осуществляется на базе керамического цеха золотовского райпромкомбината.
Из терракотовой и шамотной глины производят цветочные горшки, сувенирные изделия на заказ, а также
садовые фигуры.
Слайд 31Изделия гончарного производства села Золотое
Саратовской области
Слайд 32Современное производство сувенирных изделий из дерева в Поволжье.
Слайд 33Изделия из керамики Саратовской губернии
Слайд 34Выдумка и фантазия современных мастеров
Слайд 35Плетение из лозы
Лозоплетение – изготовление плетёных изделий из лозы: домашней утвари,
ёмкости различного назначения – короба, корзинки, мебель.
Часто материалом служит ивовый прут. Плетение из ивового прута как ремесло появилось в России в 19 веке. Традиции по изготовлению изделий из лозы поддерживают артели и индивидуальные предприниматели нашего края.
Слайд 37Для чего нам нужно знать историю и современность народных промыслов.
Многие ребята
сталкиваясь с трудностями в работе учебно производственных мастерских нашей школы говорят:
- А зачем нам это надо;
- Нам не пригодится в жизни;
- Чему вы нас учите;
Теперь вы наглядно убедились в том, что традиции народов Поволжья
развиваются и в наше время. Что это даёт современному человеку в век компьютерных технологий и синтетических материалов?
Многое, - во первых, сделанное своими руками изделие приближает нас к сохранению веками сложившихся традиций; - во вторых способствует трудолюбию, пониманию красоты, вырабатывает усидчивость и терпение.
Помогает человеку ещё больше любить свой край, природу, свою Родину. В каждом из нас присутствует чувство национальной гордости
за художественные творения, которыми богат наш край.