Слайд 1Тема: Проблемное обучение на уроках производственного обучения
Выполнил: мастер производственного обучения
филиала «УАПК» в Ханкайском районе Похилюк З.И
Филиал КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
в Ханкайском районе
«Проблемное обучение есть совместное исследование,
проводимое учителем и учеником.»
С.Л.Рубинштейн
Слайд 2
Проблемное обучение -
это организация педагогического процесса, когда студент систематически включается
преподавателем в поиск решения проблем.
Цель применения проблемного обучения -
развитие познавательной деятельности обучающихся и развитие их творческих способностей на уроках производственного обучения, направленных на формирование ПК и ОК в рамках реализации ФГОС.
Слайд 3Основные условия для успешного применения проблемного обучения
Проблемные ситуации должны отвечать целям
формирования системы знаний.
Быть доступными для учащихся.
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы студент мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного
Слайд 4Технологическая схема проблемного обучения:
создание проблемной ситуации,
направление обучающихся на её решение,
организация поиска
решения задач,
контроль возникновения гипотез, доказательств,
применение полученных знаний в решении проблемы.
Слайд 5Вводный инструктаж
Задания на проверку знаний
Слайд 6Восстановите последовательность (цифрами) операций технологической схемы приготовления борща из свежей капусты.
Закладывают
картофель и доводят до кипения
Закладывают пассерованные коренья и лук
Бульон доводят до кипения
Проваривают 10…15 мин
Закладывают картофель и доводят до кипения
Закладывают подготовленную свеклу
Добавляют соль, специи, уксус
Закладывают пассерованное томатное пюре
Варят до готовности
Эталон:
1.Бульон доводят до кипения
2.Закладывают картофель и доводят до кипения
3.Закладывают картофель и доводят до кипения
4.Закладывают пассерованные коренья и лук
5.Проваривают 10…15 мин
6.Закладывают подготовленную свеклу
7.Добавляют соль, специи, уксус
8.Закладывают пассерованное томатное пюре
9.Варят до готовности
Слайд 7Вставьте пропущенные слова:
Соус белый основной
Варят_______бульон. Коренья и лук нарезают_______.
В посуде
с толстым дном пассеруют_______на маргарине до кремового цвета. ________белую пассеровку разводят в несколько приёмов _________ мясным бульоном. Размешивают до однородной массы. В разведённую массу закладывают подготовленные овощи и варят _____, во время варки с поверхности снимают ________. В готовый соус добавляют соль, ________, затем __________ разварившиеся овощи и вновь доводят до кипения. Готовый соус заправляют ___________ , защипывают поверхность, чтобы не образовалась _______ и хранят на мармите.
Если белый основной соус применяют для приготовления производных соусов, супов то его не заправляют _________ и _________.
Слайд 8Тема : «Приготовление блюд из макаронных изделий».
Карточки с заданиями
Задание №1
Даны глаголы, обозначающие
процесс приготовления блюд из макаронных изделий (макаронника): перебрать, залить холодной водой, залить горячей водой, опустить в кипящую воду, слить, промыть, отварить, разогреть, остудить, добавить, перемешать, запечь. Уберите лишние глаголы. Расположите глаголы в последовательности технологического процесса.
Эталон ответа: опустить в кипящую воду, отварить, остудить, добавить, перемешать, запечь.
Задание № 2
Даны глаголы, обозначающие процесс приготовления блюд из макаронных изделий (лапшевника): перебрать, залить холодной водой, залить горячей водой, опустить в кипящую воду, протереть, слить, промыть, отварить, разогреть, остудить, добавить, перемешать, запечь. Уберите лишние глаголы. Расположите глаголы в последовательности технологического процесса.
Эталон ответа: опустить в кипящую воду, отварить, остудить, протереть, добавить, перемешать, запечь.
Слайд 9ЗАДАНИЕ: Укажите последовательность приготовления рыбной котлетной массы.
Слайд 10ЗАДАНИЕ:
Приготовить «Мусс клюквенный». Составить технологическую
последовательность выполнения основных операций при
приготовлении данного блюда, из предлагаемых операций.
Отжимают сок из клюквы.
Желатин замачивают в воде для набухания
Клюкву перебирают, промывают
Доведение до кипения
Мезгу проваривают в воде , процеживают
Добавляют клюквенный сок
Взбивают до устойчивой пышной пены
Охлаждают до 20 градусов.
Перекладывают в формы
Мусс вынимают из формы
Ставят в холодильник на 1-1.5часа
В отвар вводят сахар и набухший желатин
Слайд 11Проблемные ситуации во время текущего инструктажа
Слайд 12
ПМ 01. Приготовление блюд из овощей и грибов.
Тема: Блюда и
гарниры из варёных овощей.
ПРОБЛЕМА: Картофельное пюре получилось
клейким, тягучим.
Причина:
-картофель протирали
в холодном виде
- добавили холодное молоко
Слайд 13ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий,
яиц, творога, теста.
Тема: «Приготовление блюд и гарниров из круп
ПРОБЛЕМА: гречневая каша начинает подгорать
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
переложить в другую кастрюлю и добавить масло
Слайд 14Тема: «Приготовление блюд из творога».
ПРОБЛЕМА: Творожная масса получилась жидкая.
1) Найти причину
Добавили
много сахара
2) Решение проблемы
Добавить творог.
Слайд 15Тема: «Жареные блюда из яиц»
При приготовлении яичницы – глазуньи на поверхности
желтка образовались белые пятна
Причина: посолили желток
Как исправить: можно посыпать молотым перцем
Слайд 16
ПМ.03 Приготовление
супов и соусов.
ПЕРЕСОЛИЛИ СУП
Как исправить ситуацию?
Бульон –
основа кулинарии, без которого невозможно приготовить вкусно суп, борщ, солянку и т. д. Солим за 20-30 мин до окончания варки понемногу, так мы сможем регулировать вкус постепенно.
Самый распространённый способ добавить кипячёной воды при этом теряется качество и наваристость.
Эффективным способом являются добавление риса (промыть, положить в марлю, опустить в кастрюлю.
Слайд 17Тема: «Заправочные супы»
Тема: « Приготовление борщей».
Проблемные ситуации при
приготовлении блюд:
Цвет борща оранжево-красный
Причины:
Не соблюдена норма закладки томатного пюре и уксуса.
Не соблюдена технология тушения свёклы.
Решение проблемы:
Приготовить дополнительный отвар используя очистки свёклы или добавить варёную свёклу натёртую на средней тёрке, присыпанной лимонной кислотой и сахарным песком.
Слайд 18Тема: Приготовление щей
Нет аромата готовых щей.
Причины:
Не доведены вкусовые качества
до нормы. Не достаточно концентрированный бульон. Варка проводилась при бурном кипении.
Решение проблемы:
Дать щам настояться. Готовить при умеренном нагреве с закрытой крышкой . В конце варки необходимо ввести специи.
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 19Вкус рассольника не соответствует требованиям
качества, отсутствует острота
Причины:
Не соблюдена норма закладки огурцов.
Решение
проблемы:
Прокипятить рассол, добавить в готовый суп.
Тема: Приготовление рассольников
Слайд 20ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы.
Тема: «Приготовление блюд из отварной рыбы»
Камбала
имеет специфический запах.
Решение проблемы: Отварить в предварительно приготовленном пряном отваре или добавить при варке огуречный рассол
Проблемная ситуация при приготовлении блюда
Слайд 21Тема: «Приготовление блюд из жареной рыбы»
Рыба, жареная в тесте имеет бледную
окраску.
Решение проблемы:
повысить температуру фритюра
Проблемная ситуация при приготовлении блюда
Слайд 22Пм.05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы.
Котлетная масса получилась густая.
Решение проблемы:
добавить сырые яйца, жидкость
Проблемная ситуация при приготовлении блюда
Слайд 23Тема: « Приготовление блюд из котлетной массы»
При жарке изделий из котлетной
массы , изделия разваливаются и прилипают к сковороде.
Причины:
- Имеют большой размер, разваливаются под собственным весом.
- Сковорода была недостаточно разогрета.
- Поторопились с переворачиванием, на нижней стороне не образовалась корочка.
- Неправильная консистенция фарша
а) слишком жидкий;
б) излишне сухой
Слайд 24ПМ.06 Приготовление и оформление холодных блюд и закусок.
Тема: «Приготовление бутербродов»
Полежавшая зелень
укропа, петрушки, сельдерея снова станет свежей, если положить ее на час в холодную воду, в которую добавлен уксус (1 чайная ложка на полстакана воды) . Но надо учесть, что витаминов и питательных веществ в ней станет меньше. Петрушка, укроп сохраняются свежими несколько дней в самую большую жару, если их держать в плотно закрытой, совершенно сухой посуде, причем зелень должна быть тоже сухой
Зелень предназначенная для бутербродов повяла
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 25ПМ.07 Приготовление сладких блюд и напитков.
Тема: «Приготовление желе»
Желе из яблок долго не застывает.
Причина:
добавили мало желатина
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 26Тема: «Приготовление муссов»
При застывании мусса клюквенного произошло отслоение желе.
Причина:
Использовали много жидкости,
массу недостаточно взбили
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 27ПМ.08 Технология приготовления мучных кондитерских изделий.
Тема: «Приготовление бисквита»
Бисквитный полуфабрикат
с комками.
Причина:
Недостаточное промешивание теста.
Была засыпана вся мука сразу.
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 28Тема: «Приготовление песочного теста»
Песочный полуфабрикат очень рассыпчатый.
Причины:
В тесте увеличено содержание жира.
Вместо
яиц добавлены яичные желтки.
Проблемная ситуация при приготовлении блюда:
Слайд 30Проблемные задания на заключительном инструктаже
Слайд 31Определить название блюда по описанию
Слайд 32Определите название блюда по описанию.
Подготовленные яичные продукты соединяют с молоком
и солью, хорошо вымешивают, слегка взбивают добавляют нарезанные овощи, мясные продукты , слегка обжаренные грибы или тёртый сыр, перемешивают. Жарят на сливочном масле на разогретой сковородке. Слегка помешивая до загустения. Готовому изделию загибают края, придавая форму пирожка.
При отпуске кладут швом вниз на тарелку, поливают растопленным сливочным маслом или посыпают зеленью.
Омлет натуральный
Слайд 33Определите название блюда по следующему набору продуктов:
Макароны, вода, соль, яйца сырые,
сахар, жир, сухари, масло сливочное, смета
(Макаронник).
Слайд 34Определите название блюда по следующему набору продуктов:
Творог, мука, яйца, соль, сахар,
маргарин, сметана.
(Сырники).
Слайд 35Вывод
Проблемное обучение - это обучение, при котором
мастер ставит перед студентами проблему и организует процесс её решения.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления студентов.
Применение проблемных ситуаций, на уроках учебной практики способствует развитию у обучающих творческих способностей.