Слайд 1Предельные отклонения на размеры деталей. 7 класс
Слайд 2Ты узнаешь о предельных отклонениях на размеры деталей, о посадках, об
обозначении отклонений на чертеже. Научишься определять вид соединения и величину допуска.
Сможешь определить уровень усвоения материала.
Слайд 3В условиях массового производства важно обеспечить взаимозаменяемость одинаковых деталей. Взаимозаменяемость позволяет заменить сломавшуюся
во время работы механизма деталь запасной. Новая деталь должна по своим размерам и форме точно соответствовать заменяемой.
Слайд 4Поверхности, по которым соединяются детали, называют сопрягаемыми. В соединении двух деталей, входящих
одна в другую, различают охватывающую поверхность и охватываемую.
Наиболее распространены в машиностроении соединения с цилиндрическими и плоскими параллельными поверхностями.
Слайд 5В цилиндрическом соединении поверхность отверстия охватывает поверхность вала (рис. 1).
Охватывающую
поверхность принято называть отверстие,
охватываемую – вал.
Эти же термины отверстие и вал условно применяют и для обозначения любых других нецилиндрических охватывающих и охватываемых поверхностей (рис. 2).
Слайд 7Основным условием взаимозаменяемости является изготовление детали с определенной точностью.
Какой должна
быть точность изготовления детали, указывают на чертежах допустимыми предельными отклонениями размера.
Слайд 8Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. д.).
Действительным называют размер,
установленный измерением с допустимой погрешностью.
Слайд 9Номинальный размер — основной размер, определяемый из функционального назначения детали.
В
соответствии с ГОСТ 25346-89
«ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений»
Номинальный размер — это размер общий для вала и отверстия, относительно которого определяются предельные размеры. Он служит началом отсчета отклонений.
Слайд 10Для деталей, составляющих соединение
(вал и отверстие), номинальный размер является общим.
Буквой D обозначается номинальный размер отверстия.
Буквой d обозначается номинальный размер вала.
Слайд 11Требуемый размер не может быть выдержан в производстве абсолютно точно. На
него влияет износ оборудования, квалификация рабочего и др.
Поэтому вводится понятие действительного размера.
Действительный размер (в соответствии с Г ОСТ 25346- 89) — это размер, установленный измерением.
Слайд 12Но действительный размер сам может находиться в каких-то пределах, для чего
назначаются предельные размеры.
Предельные размеры — два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.
Слайд 13Больший из двух предельных размеров называется наибольшим предельным размером — D(d)max
меньший —
наименьшим предельным размером — D(d)min
Сравнение действительного размера с предельным дает возможность судить о годности детали.
Условие годности детали:
D(d) max ≥ D(d) ≥ D(d) min
Слайд 14Предельные размеры наиболее удобно задавать в виде величины отклонения от номинального
размера.
Отклонение – алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т. д.) и соответствующим номинальным размером.
Слайд 15Верхним отклонением называется алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
для отверстия
ES = Dmax – D
для
вала
es = dmax – d
Слайд 16Нижним отклонением называется алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
для отверстия
EI = Dmin – D
для вала
ei = dmin – d
Слайд 17На чертежах предельные отклонения проставляют в миллиметрах более мелким шрифтом,
причем верхнее
отклонение — выше,
а нижнее — ниже определяемого или номинального размера:
Слайд 18
При равенстве абсолютных величин отклонений их величину указывают один раз —
рядом с номинальным размером одинаковым с ним шрифтом со знаком «±»
Слайд 19Отклонение равное нулю на чертежах не ставят .
В этом случае
проставляют только одно отклонение, каждое на своем месте.
Слайд 20Допуск размера – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная
величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями:
- для отверстия TD = Dmax – Dmin= ES – EI;
- для вала Td = dmax – dmin = es – ei.
Допуск является мерой точности размера. Другими словами, допуск — это официально разрешенная погрешность. Чем меньше допуск, тем выше требуемая точность детали.
Слайд 22 При этом отклонение может быть как положительным, так и отрицательным,
в то время как допуск всегда величина положительная.
Поэтому перед допуском знак не ставится, в то время как он всегда ставится перед отклонениями.
Слайд 23
Посадка
Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соединить или, как говорят, посадить одну
деталь на другую. Отсюда в технике принято выражение «посадка» для обозначения характера соединения деталей.
Под термином посадка понимают степень подвижности собранных деталей относительно друг друга.
Различают три группы посадок: с зазором, с натягом и переходные.
Слайд 24Посадка с зазором – посадка, при которой всегда обеспечивается зазор в соединении.
Зазором называют разность размеров отверстия D и вала d, если размер отверстия больше размера вала (D ˃ d). Зазор обеспечивает свободное перемещение (вращение) вала в отверстии. Поэтому посадки с зазором называют подвижными посадками. Чем больше зазор, тем больше свобода в перемещении. Однако в действительности при конструировании машин с подвижными посадками выбирают такой зазор, при котором будет минимальным коэффициент трения вала и отверстия.
Слайд 26Посадка с натягом – посадка, при которой всегда обеспечивается натяг в соединении.
Для этих посадок диаметр отверстия D меньше диаметра вала d (D ˂ d ).
Реально осуществить это соединение можно под прессом, при нагреве охватывающей детали (отверстия) и (или) охлаждении охватываемой (вала).
Посадки с натягом называют
неподвижными посадками,
так как взаимное перемещение соединяемых деталей исключено.
Слайд 28Переходные посадки
Переходными эти посадки названы потому, что до сборки вала и
отверстия нельзя сказать, что будет в соединении – зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия D может быть меньше, больше или равен диаметру вала d.
Слайд 33Реши задачу
№1
Дано: d= 30 D= 30
Вал изготовлен с наибольшим
допуском, отверстие изготовлено с наименьшим допуском.
Определите вид соединения и величину допуска.
Слайд 34Реши задачу
№2
Дано: d= 40 D= 40
Вал изготовлен с наибольшим допуском,
отверстие изготовлено с наибольшим допуском.
Определите вид соединения и величину допуска.
Слайд 35Реши задачу
№3
Дано: d= 50 D= 50
Вал изготовлен с наименьшим допуском,
отверстие изготовлено с наибольшим допуском.
Определите вид соединения и величину допуска.
Слайд 36Реши задачу
№4
Дано: d= 60 D= 60
Вал
изготовлен с наибольшим допуском, отверстие изготовлено с наименьшим допуском.
Определите вид соединения и величину допуска.
Слайд 37Взаимозаменяемость : учебное пособие / А.В. Авилов, Р. А. Белухин, О.
М. Ладыгина ; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 194 с.
https://studfiles.net/preview/3711952/#3