Презентация, доклад по теме Каргопольская глиняная игрушка

Содержание

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители

Слайд 1 Каргопольская глиняная игрушка
Презентацию подготовила учитель технологии Колесова Н.А.

Каргопольская глиняная игрушкаПрезентацию подготовила учитель технологии Колесова Н.А.

Слайд 2С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не

только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005).

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами.

Слайд 3Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных

мастеров России приезжают из Волгограда и Мурманска, Вологды и Владимира, Смоленска и Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, Архангельска и др. городов.
А все началось с глиняной игрушки. Писатель Юрий Андреевич Арбат в 60-е годы нашел в деревне Гринево мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину. Написал о ней и об Иване Васильевиче Дружинине, игрушку которого обнаружил в Москве в коллекции Музея народного искусства. Датирована работа Ивана Дружинина 1935 годом. Игрушки Ульяны Бабкиной сделаны для Юрия Арбата в 1963 году. Так узнали об удивительной мастерице-сказочнице. В деревню Гринево за игрушками и за добрым словом поехали ценители народного искусства.
Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных мастеров России приезжают из Волгограда и

Слайд 4«Ульяна Бабкина», Г.А.Кулишов

«Ульяна Бабкина», Г.А.Кулишов

Слайд 5У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год

У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год

Слайд 6У.И.Бабкина лепит игрушку., 1972 год

У.И.Бабкина лепит игрушку., 1972 год

Слайд 8Посуда
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960

г.
ПосудаУ.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960 г.

Слайд 9Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей

профессионалов-ремесленников.
Центром событий стала выставка «От археологии до наших дней» – из фонда Каргопольского музея и частных собраний. По описаниям краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова на каргопольском базаре еще в начале XX века можно было встретить «из гончарных изделий… черную посуду: как-то горшки различных величин, крышки к ним, латки, кринки, масляники, кадиленки, цветочники…..
Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей профессионалов-ремесленников.Центром событий стала выставка «От археологии

Слайд 10Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.

Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.

Слайд 11Гончарные изделия. Каргопольский район.
XIV – XIXвв.

Гончарные изделия. Каргопольский район.XIV – XIXвв.

Слайд 12Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие

на базаре: лошадки – на воле , в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти последние… скорее напоминают собою изделия людей каменного века), «Утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным давно нетронутой почвы)».

Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле

Слайд 13«Крестьяне пилят дрова». Н.Е.Пригодина

«Крестьяне пилят дрова». Н.Е.Пригодина

Слайд 14«За прялкой». О.Н.Фарутина

«За прялкой». О.Н.Фарутина

Слайд 16В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией.

Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля. Женская фигура в глине связывалась с образом Матери-Сырой земли, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами солнца.
Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменными его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг.
В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией. Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля.

Слайд 17О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

Слайд 181
2
1. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)
2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

121. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

Слайд 19Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)

Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)

Слайд 20Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве

Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек из глубин народного подсознания, из памяти былинного эпоса материализовался в глине и стал любимым сюжетом в творчестве всех мастеров, одним из символов города.
Более приближены к иллюстрации, к повествованию ярко раскрашенные игрушки Александра Петровича Шевелева – основателя артели мастеров в Каргополе, родоначальника сувенирного направления в развитии игрушки.
Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек

Слайд 22Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы.

Развитие чувства формы и цвета , знание традиций требуют времени и любви. У каждого творчески работающего мастера в Каргополе свой узнаваемый почерк, свои любимые сюжеты, колористические решения. Центр ремесел «Берегиня» собрал наиболее активных мастеров. Здесь созданы условия для творчества, для участия на выставках и фестивалях народного искусства.
Династия потомственных мастеров из рода Кононовых – Светлана Михайловна Кононова и ее дочь Евгения Придеина, Тамара Серафимовна Водяницкая, Ольга Фарутина.
Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы. Развитие чувства формы и цвета ,

Слайд 23Они являются Народными мастерами России, участниками крупных художественных выставок, имеют учеников.

Памятные события истории и современности вызывают появление новых образов игрушек. Каждый новый сюжет проходит испытание временем – лучшее закрепляется для следующего поколения мастеров.
Валентин Дмитриевич Шевелев сознательно реконструирует архаичные классические черты в каргопольской игрушке. Он вернул ее первозданный вид – до 30-х годов XX века игрушка не расписывалась. Она обрабатывалась способом обварки или покрывалась глазурью.
Они являются Народными мастерами России, участниками крупных художественных выставок, имеют учеников. Памятные события истории и современности вызывают

Слайд 24Многие фантастические сюжеты в игрушке восстановлены Валентином Дмитриевичем по рассказам матери

– известной игрушечницы Клавдии Петровны Шевелевой.

«Баба с птицами». В.Д.Шевелев. 1984 г.

Многие фантастические сюжеты в игрушке восстановлены Валентином Дмитриевичем по рассказам матери – известной игрушечницы Клавдии Петровны Шевелевой.«Баба

Слайд 25Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка

Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка

Слайд 26С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.

С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.

Слайд 27Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.

Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.

Слайд 28Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974

г.
Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974 г.

Слайд 29В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки

В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки

Слайд 30Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой

(1899-1978) из Гринева – одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой.
Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой (1899-1978) из Гринева – одни из

Слайд 31Крестьянин с папиросой. 1935 г.
И.В. и Е.А. Дружинины.

Крестьянин с папиросой. 1935 г.И.В. и Е.А. Дружинины.

Слайд 32И.В. и Е.А. Дружинины.
Крестьянка с младенцем., Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х

гг. - 1940
И.В. и Е.А. Дружинины.Крестьянка с младенцем., Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х гг. - 1940

Слайд 33И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.

Слайд 34И.В. и Е.А. Дружинины. Медведь задирает теленка. 1937 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Медведь задирает теленка. 1937 г.

Слайд 35И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.

Слайд 36Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или

воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.
«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах – фантастические головные уборы.
Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь.
Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу. Их украшение состоит

Слайд 37Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать

Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя которой , к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.
Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя

Слайд 381
2
3
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

123Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

Слайд 394
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

4Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

Слайд 40А.В.Завьялова. Бабы. 1976 г.

А.В.Завьялова. Бабы. 1976 г.

Слайд 41Среди гриневских мастеров известна и семья Егора Ивановича и Ульяны

Егоровны Дружининых. У них росли четыре сына и три дочери, трое из которых – Сергей, Николай и Любовь – лепили игрушки. Егор Иванович – потомственный гончар, но на продажу делал одну посуду, Ульяна Егоровна помогала ему в работе и, кроме того, «стряпала» игрушки.
Их дочь Любовь (р.1918г.), как и А.В.Завьялова, училась у У.И.Бабкиной.
Среди гриневских мастеров  известна и семья Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых. У них росли четыре

Слайд 42К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича

Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его посуда была признана чуть ли не самой лучшей: тонкостенная, с красивой муравленой поливой. Делал он и игрушки. Глиняные фигурки Рябова, в большинстве своем стоящие, изготовлены из единого куска глины с малым числом налепов. Игрушки несут в себе отголосок старых образов, хотя иные детали выполнены натуралистично.
К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его

Слайд 43С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.

С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.

Слайд 44С.И.Рябов. Гармонист. 1976 г.

С.И.Рябов. Гармонист. 1976 г.

Слайд 45С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.

С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.

Слайд 46Александр Петрович Шевелев (1910-1980).
В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные

сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего лапти или играющего на гармони, грибника с кузовком за плечами. Но иногда из рук Шевелева выходят игрушки совсем простые, будь то свистульки с головой птицы Сирин, коровы или барана, лошади или утушки, мы сразу обращаем внимание на их своеобразную лепку, присущую только этому мастеру, невольно всматриваемся и в сам образ, тесно связанный с местной фольклорной и изобразительной традицией.
Александр Петрович Шевелев (1910-1980). В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего

Слайд 47 «Лиса с петушком»
Шевелев Александр Петрович 1954 г.

«Лиса с петушком»Шевелев Александр Петрович 1954 г.

Слайд 48А.П. Шевелев.
Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.

А.П. Шевелев.Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.

Слайд 49А.П.Шевелев. Тройка. 1978г.

А.П.Шевелев. Тройка. 1978г.

Слайд 50А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.

А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.

Слайд 51Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)
родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как

и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи.
Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как и брат, она с детства помогала

Слайд 52К.П.Шевелева. Возки. 1973г.

К.П.Шевелева. Возки. 1973г.

Слайд 53К.П.Шевелева. Медвежахи. 1970-1973)

К.П.Шевелева. Медвежахи. 1970-1973)

Слайд 54К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.

К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.

Слайд 55Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду

внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой – свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования.
Сегодня Каргополь- творческая лаборатория ,мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.
Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду внешних признаков, пластическому решению и манере

Слайд 563 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие

знания ремесел в детстве, в деревнях – в семьях потомственных мастеров, еще в 60-70-е годы передавали свои секреты следующему поколению мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров.
В дни праздников здесь размещаются мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие на выставках в Каргополе престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.
3 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие знания ремесел в детстве, в деревнях

Слайд 57Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств

также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 60-е годы Александром Петровичем Шевелевым.
Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств также организована специальная программа по народному

Слайд 58«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются
гончарством. В этой мастерской

трудятся всего
13 мастеров, некоторые из них уже более 20-лет
отдали этому нелегкому труду.
«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются гончарством. В этой мастерской трудятся всего13 мастеров, некоторые из них

Слайд 59Гончар на своем рабочем месте

Гончар на своем рабочем месте

Слайд 60Сушка перед обжигом

Сушка перед обжигом

Слайд 61Вторая сушка уже на специальной печи

Вторая сушка уже на специальной печи

Слайд 62Специальная печь для обжига игрушек и посуды

Специальная печь для обжига игрушек и посуды

Слайд 64Посуда после обжига в специальной печи

Посуда после обжига в специальной печи

Слайд 65Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Слайд 66Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Слайд 67Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка

Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка

Слайд 68Яковлева Светлана Николаевна 1972г.

Яковлева Светлана Николаевна 1972г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть