Слайд 1Введение в психологию творческой деятельности Творческое мышление.
Без нестандартного мышления
и новых
концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Технология. 11 класс
Слайд 2Творчество
Творчество - это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет
знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее.
Перси Хилл
Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Александр Матейко
Творчество - это такая деятельность человека,
в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее.
Слайд 3Творческое мышление
Творческое мышление – это вид мышления, связанный с созданием или
открытием чего-либо нового.
Особенности творческого мышления:
никогда не идет уже изведанными путями,
стремится найти самое лучшее решение,
умеет искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки,
умеет видеть альтернативы и видеть сознательный выбор одной из них
активно использует аналитические и синтетические функции мышления
Слайд 4Особенности творческого мышления
Джой Пол Гилфорд:
способность увидеть проблему там, где другие
ее не видят, и отчетливо ее сформулировать;
беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
разработанность - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Слайд 5Тест «Каковы ваши творческие способности?»
Инструкция. Внимательно всмотритесь в фигуры. Что
они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет.
Дайте себе пять минут.
Слайд 7Результаты
Беглость мышления. Сколько идей пришло вам в голову при виде
каждой из фигур?
✔ Высокотворческие люди - более 10 адекватных идей.
Гибкость мышления. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?
✔ Высокотворческие люди – более 3 разноплановых идей.
Оригинальность мышления. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову?
✔ Высокотворческие люди – более 5 оригинальных идей.
Разработанность мышления. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову?
✔ Высокотворческие люди - больше 5 дополнительных характеристик.
Обобщенный показатель креативности. Сложите все суммы.
✔ Высокотворческие люди – более 25 баллов.
Слайд 8Перечислите, что может мешать человеку мыслить творчески?
Слайд 9Препятствия творческого мышления
Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон:
склонность к конформизму,
страх
показаться глупым,
страх критиковать как проявление сильной вежливости,
(наоборот) выраженное критиканство,
завышенная оценка собственных идей.
Слайд 10Препятствия творческого мышления
Отсутствие самоуважения, недостаток уверенности в себе.
Чересчур высокая самокритичность.
Лень
и слабая воля, нежелание развивать свой творческий потенциал.
Страх провала, неудачи.
Нетерпеливость, импульсивность мысли.
Ригидность, стереотипность мыслей.
Сила привычки.
Чрезмерная специализация.
Психологическая инерция.
Слайд 11Преодолеваем инерцию мышления
Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни
капли бензина!». Диспетчер отвечает: «Все ясно. Через несколько минут все будет в порядке». Жертв не было. Объясните ситуацию.
Почему нельзя похоронить в Канаде человека, живущего в США?
Как построить из 6 спичек 4 треугольника?
Почему китайские мужчины съедают риса больше, чем японские мужчины?
Слайд 12Развитие творческого мышления
Общие направления развития творческого мышления:
1.
Мозг надо... тренировать.
2. Необходимо научиться использовать ассоциации.
3. Освоить приемы
преодоления инерции
мышления и бороться барьерами
мышления
Слайд 13Развитие творческого мышления
«Правила для руководства ума» Рене Декарта:
ПЕРВОЕ - никогда
не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью.
ВТОРОЕ - делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, на сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.
ТРЕТЬЕ - придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и легко познаваемых.
ЧЕТВЕРТОЕ - составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.
Слайд 14Домашнее задание
Подберите конкретные приемы и упражнения для развития творческого мышления?
Слайд 15Литератора и источники
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер,
2009.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978.
Лук А. Творчество // Наука и жизнь. – 1973. - № 1, 2. –http://www.metodolog.ru/00021/00021.html
Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978.
Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Владос, 2003. – Ч.1.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Мятиш Н.В. Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Технология: базовый уровень: 10-11 кл. / [В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Мятиш]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011
Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб.: Фирма КОСТА, 2004