Презентация, доклад по технологии творческий проект Варган

Содержание

Введение. В фольклорном инструментарии Тувы наиболее стабильной и развитой является группа музыкальных инструментов, широко бытовавших в художественной практике дореволюционной Тувы и в современных условиях занимающих центральное место в музыкальной культуре тувинского народа. Эта группа инструментов свидетельствует

Слайд 1Творческий проект
ДЕМИР ХОМУС
(варган)



Кан-оол Борбак-Кат
Хеймер-оолович
МАОУ «СОШ с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Творческий проектДЕМИР ХОМУС (варган)Кан-оол Борбак-КатХеймер-ооловичМАОУ «СОШ с. Аксы-Барлык

Слайд 2Введение.
В фольклорном инструментарии Тувы наиболее стабильной и развитой является группа

музыкальных инструментов, широко бытовавших в художественной практике дореволюционной Тувы и в современных условиях занимающих центральное место в музыкальной культуре тувинского народа. Эта группа инструментов свидетельствует о разнообразии музыкального инструментария, об их важной роли в историческом развитии национальной культуры и довольно высоком уровне инструментального искусства тувинцев. Большинство из них струнные музыкальные инструменты. Это-чадаган, игил, бызаанчы, дошпулуур и чанзы. Кроме того, в эту группу входят лимби, демир-хомус и кулузун-хомус. Эти инструменты тувинцами считаются исконно тувинскими, хотя этимология названий, конструкция, исходный материал, из которого изготавливаются некоторые из них (например: бызаанчы, чанзы. лимби) дают основание предположить привнесенность их в тувинскую культуру в незапамятные времена, что свидетельствует об исторических, этнокультурных связях тувинского народа. В различные исторические периоды в зависимости от политических, социальных, экономических, мировоззренческих перемен практическое назначение многих музыкальных инструментов, видимо, менялось пока, с постепенным преобладанием прикладного, магического или же эстетического начала не утверждалась та или иная функция.

Введение. В фольклорном инструментарии Тувы наиболее стабильной и развитой является группа музыкальных инструментов, широко бытовавших в художественной

Слайд 3 Для данной группы музыкальных инструментов характерно выполнение ярко выраженной

художественной функции. Исполнительское искусство на них тувинцами рассматривается большей частью в эстетическом плане и сами инструменты не ставятся ни в какую связь с шаманскими и ламаистскими инструментами (исключение составляет демир-хомус, который в прошлом применялся и в обрядовой практике шаманов). Тем не менее с этими инструментами связаны и многие народные поверья, например, анимистические и анималистические воззрения доламаистских верований. В связи с этим особый интерес представляют материалы устного фольклора (мифы, легенды, предания о музыкальных инструментах и народных исполнителях прошлого), которые глубже раскрывают культурный контекст истории бытования этих инструментов. Знание мировоззренческих основ народной эстетики помогает правильно понять и специфику звукового мышления тувинцев, точнее разобраться в особенностях использования тех или иных выразительных средств и исполнительских приемов, в закономерностях развития и построения сугубо инструментальных импровизаций.

Для данной группы музыкальных инструментов характерно выполнение ярко выраженной художественной функции. Исполнительское искусство на них

Слайд 4В процессе технологии изготовления музыкальных инструментов также имеются свои устойчивые закономерности

уже на материально-техническом уровне художественного опыта: например, приверженность к определенным материалам, особенность их обработки особое отношение к размерам, объемам, формам, специфика изготовления клея, лака, красок, которые во многом вплотную соприкасаются и. с искусством декоративно-прикладного творчества Некоторые моменты традиционной технологии изготовления музыкальных инструментов отражены и в народных песнях.
 
В отличие от звуковых орудий и некоторых музыкальных инструментов, которые имеют иные признаки функционирования, исполнительская практика на вышеперечисленных музыкальных инструментах имеет многогранный и сложный характер. Помимо того что они используются как аккомпанирующие инструменты вокальному исполнению и горловому пению они, также, имеют и самостоятельный инструментальный репертуар, включающий вариации песенных мелодий и собственно инструментальные произведения импровизационного характера, исполняемые на лимби, демир-хомусе, кулузуп-хомусе и др. Особый интерес представляет репертуар игила.
Классификация тувинских народных инструментов
Идиофоны (Инструменты самозвучащие)
Демир-хомус - щипковый идиофон
Кулузун-хомус (шелер-хомус) - идиоглотический варган
Ыяш-хомус (адыр-дая) - данный органологический тип ещё не описывался. Обращаем внимание на его отличие от морфологии кри-кри, варгана, ламеллафона санзы т. е. щипковый идиофон углообразной формы из цельного дерева (идиоглотический), одиночный, с резонатором (рот).
Чарты-хомус - данный органологический тип занимает промежуточное положение между идиоглотическим варганом и идиоглотическим одиночным ламеллафоном с резонатором (в данном случае рот исполнителя)

В процессе технологии изготовления музыкальных инструментов также имеются свои устойчивые закономерности уже на материально-техническом уровне художественного опыта:

Слайд 5Тувинский хомус
Чем же все таки отличается тувинский хомус ( варган)

от всех остальных в изобилии наводнивших магазины, интернет и умы желающих на них играть? Все не так уж и сложно! Для начала небольшой обзор инструмента варган. Варган как известно - самый древний самозвучащий музыкальный инструмент. Встречается практически у всех народов в той или иной "модификации" - есть деревянные модели, есть из китового уса, и естественно металлические. Обычно варган ( хомус, дрымба да мало ли еще названий) прижимают при игре к зубам, но встречаются совершенно удивительные "модификации" которые просто можно слегка приложить ко рту и звук получается не менее сильный как на других варганах ( далее всетаки будут употреблять название варган для простоты). Конструкция варганов на мой взгляд существует в 2 модификациях 1 - когда играющий дергает за язычек и 2 где играющий дергает за "основание" а язычек находится во рту ( или у рта). Соответственно меняя объем внутренних полостей меняется сам звук отраженный в них. Я еще говорю, что это такое же горловое пение только с другой стороны :) варганы 1 - Очень редкий экземпляр китайского варгана, имеющего 3 ноты! так же на нем можно играть как на дудке обычной 2 - Киргизский хомус 3 - Алтайский хомус работы Поткина 4 - Тувинский хомус 5 - Еще один тувинский хомус 6- Варган производства г. Ерошева 7 - Якутский хомус 8-9 Монгольские хууры и наконец 10 - Я бы назвал - "аппарат Роберта Загредтинова" :)) в честь автора 3,6, это "изделия поставленные на поток" изготавливаемые тысячами. Безусловно некоторые из них могут иметь интересные призвуки ( хотя бы потому, что двух одинаковых варганов не бывает) но они не могут идти в сравнение с настоящей ручной работой и традицией изготовления естественно! В Туве изготовление хомусов не то, что не поставлено на поток, а хомус просто тяжело найти! Мастеров, изготавливающих хомусы можно посчитать по пальцам. Отдельной особенностью тувинского хомуса является его внешний вид:) Производство такого хомуса процесс исключительно творческий, настройка производится с помощью МОЛОТКА И НАПИЛЬНИКА :) потому когда берешь его в руки сразу понимаешь- ЭТО!! РУЧНАЯ РАБОТА! Ж) никакого потока - исключительная индивидуальность каждого изделия! По "форме" звучания такие инструменты отличаются от своих "штампованных собратьев" особой живостью звука, характерными призвуками! Так же особенностью "нештампованных изделий" является "игра в одну сторону" на таких инструментах можно играть исключительно К СЕБЕ и не в коем случае нельзя играть от себя, вы просто рискуете сломать инструмент! Разновидности тувинских хомусов : варган варган варган 1 2 3 Обычно все тувинские хомусы имеют футляр в виде "идика" - тувинской национальной обуви. Это модели трех разных мастеров придерживающихся различных традиций в форме инструмента. Классической и самой древней является №3. Неправда ли напоминает конструкцию деревянного варгана? Для тех кто ценит трационное исполнение инструмента и его особое звучание тувинский хомус подходит лучше всего! Так же соотношение цена-качество приятно радует!

Тувинский хомус Чем же все таки отличается тувинский хомус ( варган) от всех остальных в изобилии наводнивших

Слайд 6Легенды
Существует любопытное наблюдение охотников о том, что дребезжание щепы обломленного

ствола привлекает внимание медведя, то есть иногда медведь специально оттягивает одну из щепок обломленного ствола дерева и опускает ее после чего стоит и долго прислушивается к дребезжанию древесины. При чем, по мере его затухания медведь снова защипывает эту же щепку и возобновляет ее колебания. Этот процесс, как нам кажется, отдаленно напоминает принцип звукоизвлечения на деревянном хомусе. Вполне возможно, что таежным охотникам, способ музыцирования на деревянном хомусе и был подсказан наблюдениями за живой природой.

Легенды Существует любопытное наблюдение охотников о том, что дребезжание щепы обломленного ствола привлекает внимание медведя, то есть

Слайд 7
Выбор и обоснование проекта

В прошлом году внеурочном занятии учитель нам дал

хомус и мы сразу начали играть на нем, но опять остановились. Потому, что у нас не получилась, хотя учитель помогал как играть, поэтому решил сначала узнать о хомусе, технике игры на инструменте.
При выполнении этой работы я много узнал о приемах игры на хомусе,. Следующий шаг – это изучить историю хомуса полностью. Ведь для того чтобы вируозно играть нужно знать историю инструмента, потом можно начать уроки игры у мастеров импровизаторов.
Любой желающий может научиться играть на хомусе. Для этого нужны систематические знание, упорство настойчивость и конечно большое желание, любовь к музыке хомуса. Надо самому играющему поверить в человеческую душу хомуса, волшебство его музыки. Ведь не зря говорят, что музыка хомуса излечивает болезнь.
В будущем я хочу, чтобы все люди умели играть на хомусе, тогда во всем мире могут исчезнуть негативные явления. Так как звуки хомуса передают только положительные эмоции.
Выбор и обоснование проектаВ прошлом году внеурочном занятии учитель нам дал хомус и мы сразу начали играть

Слайд 9Хомус является коренным музыкальным инструментом многих народов. В настоящее время сохранился

этот инструмент, но название разные:
Кумыз – татаров,
Комуз – у туркменов
Темир – у киргизов,
Комыз - у хаказов
Хомус - тувинцев

Хомус состоит из следующих частей:
1 Корпус, состоит из кольца (1) и двух прямых концов (2) которые имеют грани: внутренние щеки (4) и наружные щеки (3)
2. Язычок
Язычок по тувински «дыл», имеет колено и закругленный кончик (6,7)

Хомус является коренным музыкальным инструментом многих народов. В настоящее время сохранился этот инструмент, но название разные:Кумыз –

Слайд 13Определение материала для изготовления
дерево
Материал для изготовления
Сталь
латунь
медь

Определение материала для изготовлениядеревоМатериал для изготовленияСталь латуньмедь

Слайд 14технология изготовления

технология изготовления

Слайд 15Оборудование и приспособления
Молоток
Наковальня
Тиски
Напильники
Надфили

Спецификация
Оборудование и приспособления МолотокНаковальняТискиНапильникиНадфили            Спецификация

Слайд 16Материал: корпус из стального проволока или гвоздя 200 мм, диаметром 5

мм.
Материал: корпус из стального проволока или гвоздя 200 мм, диаметром 5 мм.

Слайд 17 Технология изготовления: правка; разметка; опиливание;

Технология изготовления:  правка; разметка; опиливание;

Слайд 18Корпус опиливаем с четырех сторон от центра до края заготовки

Корпус опиливаем с четырех сторон от центра до края заготовки

Слайд 19Сечение корпуса

Сечение корпуса

Слайд 20Технология изготовления язычка: материал (сталь, пружина из старых часов) правка , разметка, опиливание.

Технология изготовления язычка: материал (сталь, пружина из старых часов) правка , разметка, опиливание.

Слайд 21Правка, разметка

Правка, разметка

Слайд 22Опиливание язычка до нужного размера

Опиливание язычка до нужного размера

Слайд 23Насадка язычка, гибка

Насадка язычка, гибка

Слайд 24Расчет себестоимости.
На изготовление хомуса потратили

Расчет себестоимости.На изготовление хомуса потратили

Слайд 25Реклама. Вот и всё …

Реклама.  Вот и всё …

Слайд 26Спасибо за внимание!

Всем участникам творческих успехов!

Спасибо за внимание!Всем участникам творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть