Презентация, доклад по технологии по теме ДПИ Полотенце в культуре русского народа (5 класс)

Содержание

Средь тряпья, поеденного молью, В старом потемневшем сундуке, Пропитавшись радостью и скорбью, Он лежал на донце в уголке. Развернули свёрток осторожно – Красоты невиданной рушник! Только от чего же так тревожно Моему сердечку

Слайд 1Выполнили:
Алешина Мария, Слонкова Анастасия
ученицы 6 «Б» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 25» г. Калуги
Научный руководитель:
Закалина О.Л. учитель технологии МБОУ «СОШ № 25» г. Калуги

Роль полотенца - рушника в традиционной культуре русского народа

Выполнили:Алешина Мария, Слонкова Анастасия ученицы 6 «Б» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. КалугиНаучный руководитель:Закалина

Слайд 2
Средь тряпья, поеденного молью, В старом потемневшем сундуке, Пропитавшись радостью

и скорбью, Он лежал на донце в уголке. Развернули свёрток осторожно – Красоты невиданной рушник! Только от чего же так тревожно Моему сердечку стало вмиг.
Средь тряпья, поеденного молью, В старом потемневшем сундуке, Пропитавшись радостью и скорбью, Он лежал на

Слайд 3 Я сладко изнемог от тишины и снов, От скуки медленной

и песен неумелых, Мне любы петухи на полотенцах белых И копоть древняя суровых образов. Под жаркий шорох мух проходит день за днем, Благочестивейшим исполненный смиреньем, Бормочет перепел под низким потолком, Да пахнет в праздники малиновым вареньем. А по ночам томит гусиный нежный пух, Лампада душная мучительно мигает, И, шею вытянув, протяжно запевает На полотенце вышитый петух. Так мне, о господи, ты скромный дал приют, Под кровом благостным, не знающим волненья, Где дни тяжелые, как с ложечки варенье, Густыми каплями текут, текут, текут.
Эдуард Багрицкий
Я сладко изнемог от тишины и снов, От скуки медленной и песен неумелых, Мне любы

Слайд 4
Что такое рушник?
Какие знаете обряды
с использованием рушника?
Опрос – 120

чел.

Вывод: учащиеся не знают традиции русской культуры.

Что такое рушник?Какие знаете обряды с использованием рушника?Опрос – 120 чел.Вывод: учащиеся не знают традиции русской

Слайд 5Цель и задача исследования

Цель и задача исследования

Слайд 6Актуальность проблемы
Важность и актуальность данного исследования заключается в том,

что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов; оно является необходимым элементом крестьянского быта. Считаем данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного


Актуальность проблемы  Важность и актуальность данного исследования заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий

Слайд 7Степень научной разработанности проблемы
К изучению традиций, связанных с использованием

ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетической значимости обращались известные учё
ные: Б.А.Рыб
аков В.В.Ст
асов А.Н.Афана
сьев Г.С.Маслова и
Степень научной разработанности проблемы  К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также

Слайд 8Методы исследования

Методы исследования

Слайд 9Что такое РУШНИК?
В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ», значит,

рушник – оторванный кусок ткани, отрез.
В зависимости от своего назначения рушники носили названия: утирка, утирач, утиральник, рукотер, рукотёрник. Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «рушник – изделие глубок

Музей народной культуры,
Вологодская область

Что такое РУШНИК?В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ», значит, рушник – оторванный кусок ткани, отрез.

Слайд 10Обрядовая роль полотенца - рушника
Таким образом оформляли Красный угол в доме

Обрядовая роль полотенца - рушникаТаким образом оформляли Красный угол в доме

Слайд 11Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций?

благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода -

Рушник


рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь, ритуалы погребения.

Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций?      благодаря своей форме

Слайд 12

Каждый рушник имел свое предназначение

Каждый рушник   имел свое предназначение

Слайд 13
Запрещалось положить хлеб на непокрытый стол, это считали большим грехом.

Поэтому для хлеба вышивали специальные рушники – “хлебники”.

Рушник, на котором несли крестить ребенка, вышивала крестная мать. Причем применение темных ниток (черных) было запрещено, так как, по традиции, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую судьбу.

Запрещалось положить хлеб на непокрытый стол, это считали большим грехом. Поэтому для хлеба вышивали специальные рушники

Слайд 14Рушники для родильных и крестильных обрядов
Такие рушники несли огромную

смысловую нагру
зку: младенец появлялся на свет и его заворачивали в полотенце, которое служило символическим оберегом от трудностей жи

Рушник многоцелевого назначения
Каргополье, середина 20-го века

Рушники для родильных и крестильных обрядов  Такие рушники несли огромную смысловую нагрузку:  младенец появлялся на

Слайд 15Рушник для обрядов периода сбора урожая
Как правило, такие рушники украшены традиционной

для русского народа вышивкой – КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ
.Вышитые символы – РОМБЫ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СВАСТИКА, ФИГУРА БОГИНИ-БЕРЕГИНИ МАКОШЬ – говорят о том, что полотенце предназначалось для обрядов осеннего сбора урожая

Музей народной культуры.
Вологодская область

Рушник для обрядов периода сбора урожаяКак правило, такие рушники украшены традиционной для русского народа вышивкой – КРАСНЫМ

Слайд 16СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ
Рушник
Архангельской области
(середина 20-го века)
Рушник

Вологодской области
(30-е годы 20-го века)
СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИРушник    Архангельской области(середина 20-го века)Рушник   Вологодской области(30-е годы 20-го века)

Слайд 17Все это значит, что рушник не будет забыт, мы и наши

потомки будем также передавать эту память из поколения в поколение и рушники будут жить.

В некоторых регионах России «рушниками» назывался сам процесс сватовства. Обычай требовал, чтобы невеста до свадьбы вышила дюжину рушников. Если она не успевала, то ей помогали все женщины семьи, чтобы окружающие не подумали, что невеста плохая хозяйка. И сегодня многие семьи используют в свадебных ритуалах рушники, перед молодыми расстилают рушник и просят ступить на него - кто первым это сделает, тот и будет главой семьи.

Все это значит, что рушник не будет забыт, мы и наши потомки будем также передавать эту память из поколения в поколение и рушники будут жить.

Все это значит, что рушник не будет забыт, мы и наши потомки будем также передавать эту память

Слайд 19
Полотенце - рушник Калужского края

Полотенце - рушник  Калужского края

Слайд 20
Что едали наши деды ?
Устный журнал

в 6 классе
Что едали наши деды ?  Устный журнал в 6 классе

Слайд 21yandex.ru/yandsearch?text=хлеб на рушнике&lr=6&noreask=1

Современные рушники России
yandex.ru/yandsearch?text=хлеб на рушнике&lr=6&noreask=1

yandex.ru/yandsearch?text=хлеб на рушнике&lr=6&noreask=1 Современные рушники Россииyandex.ru/yandsearch?text=хлеб на рушнике&lr=6&noreask=1

Слайд 22Заключение
– единственный

ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы. До сих пор рушник используется при встрече дорогих гостей, в свадебных обрядах, на праздниках и

Рушник

Заключение         – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который

Слайд 23Список литературы
1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное

творчество, №7
2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., 1984
3. Горбунова Р.В. Русь – синеокая страна, 2007, №25
4. Голубкова О.В. Образ богини – Матери в традиционной культуре Русского Севера, Петрозаводск, 2003
5. Кожевникова Л. Ткачество Кокшеньги, Вологда, 1962
6. Маслова Г.С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке, Советская этнография, 1970, №6
7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996

Список литературы1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №72. Бломквист Е.Э. Полотенце в

Слайд 24Интернет - ресурсы

http://www.feja-nitok.ru/iterest/172-administrator.html
http://www.sakkos.ru/vyshivka/slav-rushniki-htmlhttp://www.sakkos.ru/vyshivka/slav-rushniki-1.html
http://bc-city.com/index.php?showtopic=42701&st=115
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid
http://www.paganism.ru/rushniki.htm

Интернет - ресурсыhttp://www.feja-nitok.ru/iterest/172-administrator.htmlhttp://www.sakkos.ru/vyshivka/slav-rushniki-htmlhttp://www.sakkos.ru/vyshivka/slav-rushniki-1.htmlhttp://bc-city.com/index.php?showtopic=42701&st=115http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostidhttp://www.paganism.ru/rushniki.htm

Слайд 25Словарь

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам)
ссылка
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EA%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E5

Словарь Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) ссылка http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EA%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E5

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть