Презентация, доклад по технологии Орнамент (6 класс)

Содержание

Место урока в курсе «Технология» Данный урок проводится в начале изучения раздела «Технология художественно-прикладной обработки материалов», в котором учащиеся знакомятся с национальными орнаментами в элементах быта и одежде, осваивают приемы обработки материалов различными видами инструментов.

Слайд 1 Разработка урока технологии по теме
«Орнамент» в 6 классе

Белоусов Д.Г.
учитель

технологии
1 кв. категори
МКОУ Морткинская СОШ
Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры
Разработка урока технологии по теме «Орнамент» в 6 классеБелоусов Д.Г.учитель технологии1 кв. категориМКОУ Морткинская СОШКондинского районаХанты-Мансийского

Слайд 2Место урока в курсе «Технология»
Данный урок проводится в начале изучения раздела

«Технология художественно-прикладной обработки материалов», в котором учащиеся знакомятся с национальными орнаментами в элементах быта и одежде, осваивают приемы обработки материалов различными видами инструментов.
Место урока в курсе «Технология»		Данный урок проводится в начале изучения раздела «Технология художественно-прикладной обработки материалов», в котором

Слайд 3Цели урока
Личностные: создание условий для формирования осознанного видения связи прошлого и

настоящего; умения видеть прекрасное в окружающем мире ; желания создавать красивые изделия своими руками.
Метапредметные: создание условий для развития познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей; самостоятельности
Предметные:
освоение технологических знаний, основных видов орнамента, его символов, принципов композиционного построения, на основе включения учащихся в технологическую деятельность по конструированию личностно-значимого образовательного продукта -«шкатулки», являющихся необходимыми для дальнейшей деятельности по теме «Технология художественно-прикладной обработки материалов»
формирование умений моделировать художественное оформление объекта труда и оптимально планировать свою деятельность,
совершенствование умений конструирования орнамента
Цели урокаЛичностные: создание условий для формирования осознанного видения связи прошлого и настоящего;  умения видеть прекрасное в

Слайд 4Формы организации учебной деятельности
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Образовательные технологии
Личностно-ориентированная технология
Использование ИКТ

Методы обучения
Словесный
Наглядный
Практический

Тип урока
Урок изучения

нового материала с использованием элементов решения технических задач и упражнений
Формы организации учебной деятельностиФронтальнаяГрупповаяИндивидуальнаяОбразовательные технологииЛичностно-ориентированная технологияИспользование ИКТ			Методы обученияСловесныйНаглядныйПрактическийТип урока Урок изучения нового материала с использованием элементов решения

Слайд 5Оборудование
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация Power Point
Образцы изделий, украшенных различными видами орнаментов
Раздаточный материал:
Карточки с

теоретическими и практическими заданиями
Карточки с орнаментами народов мира
ОборудованиеКомпьютерМультимедийный проекторПрезентация Power PointОбразцы изделий, украшенных различными видами орнаментовРаздаточный материал:Карточки с теоретическими и практическими заданиямиКарточки с орнаментами

Слайд 6Структура урока
Организационный момент.(1-2 мин.)
Этап мотивации. Сообщение темы и цели урока. (3-5

мин.)
Создание новой образовательной среды (10 мин.)
1) История возникновения орнамента.
2) Виды орнаментов.
3) Типы орнамента.
4) Орнаменты народов мира.
5) Применение орнамента.
Закрепление теоретических знаний. (5 мин.)
Практическая работа (17 мин)
Подведение итогов урока (рефлексия). (3 мин)
Структура урокаОрганизационный момент.(1-2 мин.)Этап мотивации. Сообщение темы и цели урока. (3-5 мин.)Создание новой образовательной среды (10 мин.)

Слайд 7
I этап урока. Организационный момент
Цели этапа:
Обеспечить внешнюю обстановку для работы

на учебном занятии.
Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
Деятельность педагога
Приветствие, представление, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II этап урока. Мотивация
Цели этапа:
Обеспечить мотивацию деятельности,
принятие учащимися учебно-познавательной деятельности

Деятельность педагога
Мотивирует деятельность учащихся на уроке через неожиданную постановку задачи «Определить , что объединяет предложенные на экране рисунки?»
(рисунок, узор, украшение, эскиз и т.д.)
I этап урока. Организационный моментЦели этапа:Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.Психологически подготовить учащихся к

Слайд 8Задание : «Что объединяет эти рисунки? »

II этап урока. Мотивация

Задание : «Что объединяет эти рисунки? » II этап урока. Мотивация

Слайд 9УЧЕНИКИ .Ожидаемый правильный ответ учащихся : это орнаменты.
УЧИТЕЛЬ. Учитель подводит учащихся

к самостоятельному определению темы урока «Орнамент» и даёт определение понятия .
«Орнамент (лат. Ornemantum - украшение) узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов»
УЧИТЕЛЬ. Учитель подводит учащихся к постановке цели урока:
«Ребята , как можно связать понятие орнамент с той работой, который мы выполнили на предидущих уроках?»

УЧЕНИКИ .Ожидаемый правильный ответ учащихся : «На прошлом уроке мы закончили сборку изделия (шкатулку) и теперь нам необходимо украсить ее красивым орнаментом

УЧИТЕЛЬ. Давайте попробуем определить цель сегодняшнего урока.
УЧЕНИКИ. Ожидаемый правильный ответ учащихся : украсить шкатулку орнаментом
УЧИТЕЛЬ. Прежде чем начать украшать шкатулку , мы должны познакомиться с видами орнамента, способами его построения

II этап урока. Мотивация

УЧЕНИКИ .Ожидаемый правильный ответ учащихся : это орнаменты.УЧИТЕЛЬ. Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока «Орнамент»

Слайд 10III этап. Создание новой образовательной среды Выступления учащихся с опережающими домашними заданиями

по истории орнамента


Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим.
В орнаменте были заключены письмена-идеограммы, специально подобранные для каждого владельца украшенного предмета, чтобы они хранили своего хозяина от всякой случайной беды.

УЧЕНИК 1. История орнамента

III этап. Создание новой образовательной среды  Выступления учащихся с опережающими домашними заданиями по истории орнамента

Слайд 11УЧИТЕЛЬ. Ставит перед учащимися проблемное задание : «Как вы думаете, какой

магический элемент преобладал над эстетическим?»

УЧЕНИКИ. Предполагаемые ответы учащихся : «Орнамент выступал в качестве оберега от стихии и злых сил.»

III этап. Создание новой образовательной среды

УЧИТЕЛЬ. Ставит перед учащимися проблемное задание : «Как вы думаете, какой магический элемент преобладал над эстетическим?» УЧЕНИКИ.

Слайд 12УЧЕНИК 1. История орнамента (продолжение)

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд,

вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

III этап. Создание новой образовательной среды

УЧЕНИК 1. История орнамента (продолжение) 	По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения

Слайд 13Учитель: Предлагает учащимся задание для ознакомления с орнаментами народов мира.
«У вас

на столах лежат карточки с орнаментами народов мира. Рассмотрев их , вам необходимо выявить черты сходства и различия ,насколько орнаменты разных народов разнообразны и непохожи друг на друга.»

III этап. Создание новой образовательной среды

Учитель: Предлагает учащимся задание для ознакомления с орнаментами народов мира.«У вас на столах лежат карточки с орнаментами

Слайд 14Орнаменты народов мира
Раздаточный материал
III этап. Создание новой образовательной среды

Орнаменты народов мираРаздаточный материалIII этап. Создание новой образовательной среды

Слайд 15ЕГИПЕТ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ЕГИПЕТДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Слайд 16АФРИКА
АМЕРИКА ДО КОЛУМБА

АФРИКААМЕРИКА ДО КОЛУМБА

Слайд 17КИТАЙ


ЯПОНИЯ

КИТАЙ ЯПОНИЯ

Слайд 18КЕЛЬТЫ

АРАБЫ

КЕЛЬТЫАРАБЫ

Слайд 19РУСЬ

РУСЬ

Слайд 20Учитель:

Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент  не может существовать отдельно

от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.
Цель орнамента определилась – украшать.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия - коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.


III этап. Создание новой образовательной среды

Учитель: Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент  не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его

Слайд 21Ученик 2. Опережающее домашнее задание «Виды орнаментов»
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
состоит

из точек, линий и геометрических фигур

III этап. Создание новой образовательной среды

Ученик 2. Опережающее домашнее задание «Виды орнаментов»ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ   состоит из точек, линий и геометрических фигур

Слайд 222. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и

т.д.

III этап. Создание новой образовательной среды

2. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ  состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.III этап. Создание новой образовательной

Слайд 233. ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных
III этап. Создание

новой образовательной среды
3. ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ включает стилизованные изображения реальных или фантастических животныхIII этап. Создание новой образовательной среды

Слайд 244. АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры

или отдельные части тела человека

III этап. Создание новой образовательной среды

4. АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человекаIII

Слайд 25УЧИТЕЛЬ. Предлагает учащимся проблемное задание :
Орнамент в зависимости от чередования

мотивов также подразделяется и на типы. А как вы думаете, что такое мотив?

УЧЕНИКИ. Ожидаемый ответ
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

III этап. Создание новой образовательной среды

УЧИТЕЛЬ. Предлагает учащимся проблемное задание : Орнамент в зависимости от чередования мотивов также подразделяется и на типы.

Слайд 261тип. Орнамент в полосе (ленточный) вертикальное или горизонтальное чередование мотива
III этап. Создание

новой образовательной среды

УЧЕНИК 3. Опережающее домашнее задание «Типы орнаментов»

1тип. Орнамент в полосе (ленточный) вертикальное или горизонтальное чередование мотиваIII этап. Создание новой образовательной средыУЧЕНИК 3. Опережающее

Слайд 272 тип. Замкнутый орнамент (розеты) мотив в нем либо не имеет повтора,

либо повторяется с поворотом на плоскости

III этап. Создание новой образовательной среды

2 тип. Замкнутый орнамент (розеты) мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на

Слайд 283 тип. Сетчатый орнамент мотив в нем повторяется по вертикали и

по горизонтали. Этот орнамент бесконечен во всех направлениях

III этап. Создание новой образовательной среды

3 тип. Сетчатый орнамент  мотив в нем повторяется по вертикали и по горизонтали.  Этот орнамент

Слайд 29
Учитель:
Итак, ребята, мы с вами познакомились с историей развития

орнамента, узнали, какие бывают виды и типы орнамента.
Давайте проверим, насколько вы поняли материал.
Задание1. Из разбросанных по экрану слов соберите определение понятия «орнамент»? 


IV этап урока. Закрепление теоретических знаний.

узор,

основанный

на повторе

и чередовании

составляющих

его элементов;

предназначается

для

украшения

различных

предметов.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды и

Слайд 30




Задание 3. Как вы считаете, к орнаменту древней Руси ближе

Арабский или Кельтский орнамент?
  (Кельтский.)
Задание 4. В чем особенность замкнутого орнамента? 
(Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге.)
Задание 5. Перечислите, где в наше время используют орнамент. 
(Вышивка, резьба по дереву, книжные орнаменты, росписи храмов, роспись посуды, украшение интерьера зданий, украшения одежды, ювелирные украшения.)

Задание 2. В чем различие между зооморфным и антропоморфном орнаментах? 
(В зооморфном изображают животных, а в антропоморфном человека.)

IV этап урока. Закрепление теоретических знаний.

Задание 3. Как вы считаете, к орнаменту древней Руси ближе Арабский или Кельтский орнамент?  (Кельтский.)Задание 4.

Слайд 31Применение орнамента
Вышивкa
Резьба по дереву
В росписях храма
Книжный орнамент
В росписи посуды
В ювелирных украшениях
IV

этап урока. Закрепление теоретических знаний.
Применение орнаментаВышивкaРезьба по деревуВ росписях храмаКнижный орнаментВ росписи посудыВ ювелирных украшенияхIV этап урока. Закрепление теоретических знаний.

Слайд 32V этап урока. Практическая работа
Учитель:
У вас на столах лежат карточки-задания с

вопросами и карточки с орнаментами народов мира. Ответьте письменно на предложенные вопросы.

V этап урока. Практическая работаУчитель:У вас на столах лежат карточки-задания с вопросами и карточки с орнаментами народов

Слайд 33

Задание 1. (теоретическое)
Выберите правильный вариант ответа.




1. Какой вариант лишний? Почему?  (В,антропоморфный, остальные зооморфные)
2. Какой вариант принадлежит искусству Японии?  (С)
3. Какой вариант принадлежит искусству Китая? (А)
4. Какой вариант принадлежит искусству Руси? (Е)

V этап урока. Практическая работа

Задание 1. (теоретическое)  Выберите правильный вариант ответа.   1. Какой вариант лишний? Почему?  (В,антропоморфный,

Слайд 34 Задание 2. (практическое)
Выберите любой, понравившийся вам древний орнамент

и нарисуйте его копию, с введением цвета.
Задание 3. (практическое)
Придумайте и нарисуйте свой зооморфный орнамент.
Задание 4. (практическое)
Составьте свой геометрический орнамент, чтобы в нем присутствовали 4 геометрические фигуры.

V этап урока. Практическая работа

Задание 2. (практическое)  Выберите любой, понравившийся вам древний орнамент и нарисуйте его копию, с введением

Слайд 35VI этап урока. Подведение итогов урока (рефлексия)
Учитель. Выявляет уровень удовлетворённости учащихся

своей деятельностью на уроке
Ребята, скажите пожалуйста:
1. Было ли полезным для вас это занятие?
Пригодится ли вам этот материал в будущем?
3. Что не очень получилось?

Учитель. Организует самооценку и взаимооценку учащимися выполненных работ

VI этап урока. Подведение итогов урока (рефлексия)Учитель. Выявляет уровень удовлетворённости учащихся своей деятельностью на уроке Ребята, скажите

Слайд 36Источники информации
school-collection.edu.ru
window.edu.ru›
nsportal.ru›

Источники информацииschool-collection.edu.ruwindow.edu.ru›nsportal.ru›

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть