Презентация, доклад по технологии на тему Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Содержание

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной

Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
в современной школе
Презентацию приготовила
учитель технологии Якименко Л.И.
МБОУ «СШ №4

п. Ключи»

Март 2018 г.

Здоровьесберегающие технологии в современной школеПрезентацию приготовилаучитель технологии Якименко Л.И.МБОУ «СШ №4 п. Ключи»Март 2018 г.

Слайд 2 В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.

Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его

Слайд 3Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть

здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.Природа милостива: она

Слайд 4Причины снижения уровня здоровья детей
падение уровня жизни, социальные потрясения;
неблагоприятная экологическая обстановка;
ухудшение

состояния здоровья матерей;
стрессы;
малоподвижный образ жизни;
перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
неполноценное питание;
отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
частичное разрушение служб врачебного контроля;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Причины снижения уровня здоровья детейпадение уровня жизни, социальные потрясения;неблагоприятная экологическая обстановка;ухудшение состояния здоровья матерей;стрессы;малоподвижный образ жизни;перегрузка учебного

Слайд 5 СПРАВКА:
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

СПРАВКА:За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных исследований, лишь 10%

Слайд 6Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма

человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности
Здоровье состоит из нескольких компонентов:Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или

Слайд 7Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость,

его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в

Слайд 8На здоровье детей влияет
огромное количество факторов:
- факторы, непосредственно связанные с

образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто

Слайд 9Среди внутришкольных факторов
особое влияние на здоровье детей оказывают:
- шум
- освещенность
-

воздушная среда
- размер помещений, кубатура
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
- используемые стройматериалы, краска
- мебель: размеры, размещение в помещении
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
- экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:- шум- освещенность- воздушная среда- размер помещений, кубатура- дизайн,

Слайд 10Существуют учебно-организационные факторы
(в большей степени зависящие от администрации школы):

объем учебной

нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году ; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); особенности устава школы и норм жизни школы; медицинское и психологическое обеспечение школы и т.д.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным

Слайд 11Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

психологический климат в

классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения учителя с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска);
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) и т.д.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

Слайд 12Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ)
даёт следующее определение здоровью:
«Здоровье - это

полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Ещё в древности мудрецы говорили:
«Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие,

Слайд 13В.И. Ковалько даёт определение Здоровьесберегательной технологии :

«…это педагогическая деятельность, которая

по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.
В.И. Ковалько даёт определение Здоровьесберегательной технологии : 	«…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и

Слайд 14Различают
здоровьеформирующие
и
здоровьесберегающие
технологии

Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии

Слайд 15Здоровьеформирующие образовательные технологии
– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
(Н.К. Смирнов)
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся

Слайд 16Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)
Это:
-условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)Это:-условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);-рациональная

Слайд 17Задача здоровьесберегающих технологий
- обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать

культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем

Слайд 18Основные компоненты
здоровьесберегающей технологии:
Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости

в необходимости вести здоровый образ жизни;
Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;Гносеологический:

Слайд 19Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:

-сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
-антропоцентрическая

ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;
-индивидуализация воздействий;
-творческий характер образовательного процесса;
-активные методы и формы обучения;
-направленность на предупреждение утомляемости;
-гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;
-организация оздоровительного часа.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:-сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;-антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;-индивидуализация

Слайд 20Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

1.Обстановка и гигиенические условия в классе

(кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2.Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5.Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность

Слайд 21Анализа урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий
Л.Ф. Тихомирова разработала схему анализа,

которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.
Анализа урока с точки зрения здоровьесберегающих технологийЛ.Ф. Тихомирова разработала схему анализа, которую можно использовать в практике образовательного

Слайд 22Оценка результатов:
7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;
5-6 баллов -

средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;
0-4 балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.
Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня).
Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи Лутошкина (1 балл, если более 60 % учащихся свое настроение оценивают как положительное).

Оценка результатов: 7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;

Слайд 23Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения на уроках технологии
Гигиенические условия

в кабинетах технологии:
Температура и свежесть воздуха, озеленение мастерской
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения на уроках технологии Гигиенические условия в кабинетах технологии:Температура и свежесть воздуха,

Слайд 24Рациональность освещения класса и доски

Рациональность освещения класса и доски

Слайд 253. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
4.Чистота и

уют в классе
5. Личная гигиена (мытьё рук и внешний вид)
6. Парты и стулья по росту учащихся (величина стола)
7. Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног)
8. Освещение в мастерской
9. Организация питьевого режима
10. Обеспечение учащихся спецодеждой
3. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;  4.Чистота и уют в классе  5. Личная

Слайд 26Схема «Требования и нормы к урокам»:


1.Техника безопасности
Схема «Требования и нормы к урокам»:         1.Техника безопасности

Слайд 272. Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.
З. Чередование различных видов

заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)

2. Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока. З. Чередование различных видов заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных,

Слайд 28 4.Психологический микроклимат
на уроке,
наличие на уроке
эмоциональных разрядок
(шуток,

загадок и т.д.)
4.Психологический микроклимат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, загадок и т.д.)

Слайд 295.Физкультминутки и физкультпаузы
- упражнения для снятия общего и локального утомления
- упражнения

для кистей рук
- гимнастика для глаз
- гимнастика для улучшения слуха
- упражнения корректирующие осанку
- дыхательная гимнастика
5.Физкультминутки и физкультпаузы- упражнения для снятия общего и локального утомления- упражнения для кистей рук- гимнастика для глаз-

Слайд 306. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к знаниям,

радость от активности, интерес к изучаемому материалу, организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.)

6. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к знаниям, радость от активности, интерес к изучаемому

Слайд 317.Творческий подход к обучению
Творческие проекты на уроках технологии

7.Творческий подход к обучениюТворческие проекты на уроках технологии

Слайд 328. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),

умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; а также использование музыкального сопровождения во время практической работы на уроках технологии
8. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности

Слайд 339. Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности. (определяется в

ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
9. Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности. (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и

Слайд 3410.Воспитание у учащихся культуры здоровья
Позы учащихся и их чередование в зависимости

от характера выполняемой работы

Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

10.Воспитание у учащихся культуры здоровьяПозы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работыСтепень естественности позы

Слайд 3511. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, предметные и технологические карты,

индивидуальные карточки –задания должны быть читаемыми, доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.
11. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, предметные и технологические карты, индивидуальные карточки –задания должны быть читаемыми,

Слайд 36Условия реализации здоровьесберегающего пространства
на уроках физической культуры:

Гигиенический режим
Использование оздоровительных сил

природы
Двигательный режим
Условия реализации здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры:Гигиенический режимИспользование оздоровительных сил природыДвигательный режим

Слайд 37Гигиенический
режим –это…
Требования к
расписанию
уроков
Освещенность
зала
Воздушно-
тепловой
режим
Требования к
спортивному
оборудованию
Личная гигиена
учащихся
Чистота
помещений

Гигиеническийрежим –это…Требования красписанию   уроковОсвещенностьзалаВоздушно-тепловойрежимТребования кспортивномуоборудованиюЛичная гигиенаучащихсяЧистота помещений

Слайд 38
Использование оздоровительных
сил природы

Использование оздоровительных сил природы

Слайд 39Двигательный режим
Урок физической
культуры
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме
учебного и продленного дня
Внеклассная работа
Физкультурно-массовые и


спортивные мероприятия
Двигательный режимУрок физическойкультурыФизкультурно-оздоровительныемероприятия в режиме учебного и продленного дняВнеклассная работаФизкультурно-массовые и спортивные мероприятия

Слайд 40Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы
просвещение учащихся

и их родителей;


проведение нетрадиционных уроков;


комбинирование методов
физического воспитания;
Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работыпросвещение учащихся и их родителей; проведение нетрадиционных уроков;

Слайд 41На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со

здоровьем и здоровым образом жизни.

В 5-9 классах изучаются темы :
«Личная гигиена»
«Питание»
«Семья и здоровье»
«Одежда и обувь»

На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. В

Слайд 42Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ
Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной

среды включает на уроках ОБЖ:

приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;
организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;   
создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖРабота преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ: приведение

Слайд 43Здоровьесберегающие технологии
должны, несомненно, использоваться
в процессе оздоровления школьников

Здоровьесберегающие технологии должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников

Слайд 44Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке:
их применение занимает

мало времени, однако имеет колоссальное значение
для повышения работоспособности
учащихся и сохранения их здоровья.

ВЫВОД:

Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение

Слайд 45Литература:
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
Ильющенков В.

В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.-270с.
Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.
Литература:Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и

Слайд 46СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть