Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
в современной школе
Презентацию приготовила
учитель технологии Якименко Л.И.
МБОУ «СШ №4
Слайд 2 В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.
Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Слайд 3Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть
здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Слайд 4Причины снижения уровня здоровья детей
падение уровня жизни, социальные потрясения;
неблагоприятная экологическая обстановка;
ухудшение
состояния здоровья матерей;
стрессы;
малоподвижный образ жизни;
перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
неполноценное питание;
отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
частичное разрушение служб врачебного контроля;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Слайд 5 СПРАВКА:
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.
По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.
Слайд 6Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма
человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности
Слайд 7Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость,
его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 8На здоровье детей влияет
огромное количество факторов:
- факторы, непосредственно связанные с
образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Слайд 9Среди внутришкольных факторов
особое влияние на здоровье детей оказывают:
- шум
- освещенность
-
воздушная среда
- размер помещений, кубатура
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
- используемые стройматериалы, краска
- мебель: размеры, размещение в помещении
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
- экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования.
Слайд 10Существуют учебно-организационные факторы
(в большей степени зависящие от администрации школы):
объем учебной
нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году ; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); особенности устава школы и норм жизни школы; медицинское и психологическое обеспечение школы и т.д.
Слайд 11Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):
психологический климат в
классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения учителя с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска);
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) и т.д.
Слайд 12Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ)
даёт следующее определение здоровью:
«Здоровье - это
полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Ещё в древности мудрецы говорили:
«Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».
Слайд 13В.И. Ковалько даёт определение Здоровьесберегательной технологии :
«…это педагогическая деятельность, которая
по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.
Слайд 14Различают
здоровьеформирующие
и
здоровьесберегающие
технологии
Слайд 15Здоровьеформирующие образовательные технологии
– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,
которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
(Н.К. Смирнов)
Слайд 16Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)
Это:
-условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Слайд 17Задача здоровьесберегающих технологий
- обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать
культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Слайд 18Основные компоненты
здоровьесберегающей технологии:
Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости
в необходимости вести здоровый образ жизни;
Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Слайд 19Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
-сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
-антропоцентрическая
ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;
-индивидуализация воздействий;
-творческий характер образовательного процесса;
-активные методы и формы обучения;
-направленность на предупреждение утомляемости;
-гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;
-организация оздоровительного часа.
Слайд 20Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе
(кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2.Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5.Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Слайд 21Анализа урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий
Л.Ф. Тихомирова разработала схему анализа,
которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.
Слайд 22Оценка результатов:
7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;
5-6 баллов -
средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;
0-4 балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.
Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня).
Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи Лутошкина (1 балл, если более 60 % учащихся свое настроение оценивают как положительное).
Слайд 23Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения на уроках технологии
Гигиенические условия
в кабинетах технологии:
Температура и свежесть воздуха, озеленение мастерской
Слайд 24Рациональность освещения класса и доски
Слайд 253. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
4.Чистота и
уют в классе
5. Личная гигиена (мытьё рук и внешний вид)
6. Парты и стулья по росту учащихся (величина стола)
7. Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног)
8. Освещение в мастерской
9. Организация питьевого режима
10. Обеспечение учащихся спецодеждой
Слайд 26Схема «Требования и нормы к урокам»:
1.Техника безопасности
Слайд 272. Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.
З. Чередование различных видов
заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)
Слайд 28 4.Психологический микроклимат
на уроке,
наличие на уроке
эмоциональных разрядок
(шуток,
загадок и т.д.)
Слайд 295.Физкультминутки и физкультпаузы
- упражнения для снятия общего и локального утомления
- упражнения
для кистей рук
- гимнастика для глаз
- гимнастика для улучшения слуха
- упражнения корректирующие осанку
- дыхательная гимнастика
Слайд 306. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к знаниям,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу, организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.)
Слайд 317.Творческий подход к обучению
Творческие проекты на уроках технологии
Слайд 328. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; а также использование музыкального сопровождения во время практической работы на уроках технологии
Слайд 339. Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности. (определяется в
ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Слайд 3410.Воспитание у учащихся культуры здоровья
Позы учащихся и их чередование в зависимости
от характера выполняемой работы
Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Слайд 3511. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, предметные и технологические карты,
индивидуальные карточки –задания должны быть читаемыми, доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.
Слайд 36Условия реализации здоровьесберегающего пространства
на уроках физической культуры:
Гигиенический режим
Использование оздоровительных сил
природы
Двигательный режим
Слайд 37Гигиенический
режим –это…
Требования к
расписанию
уроков
Освещенность
зала
Воздушно-
тепловой
режим
Требования к
спортивному
оборудованию
Личная гигиена
учащихся
Чистота
помещений
Слайд 38
Использование оздоровительных
сил природы
Слайд 39Двигательный режим
Урок физической
культуры
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме
учебного и продленного дня
Внеклассная работа
Физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия
Слайд 40Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы
просвещение учащихся
и их родителей;
проведение нетрадиционных уроков;
комбинирование методов
физического воспитания;
Слайд 41На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни.
В 5-9 классах изучаются темы :
«Личная гигиена»
«Питание»
«Семья и здоровье»
«Одежда и обувь»
Слайд 42Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ
Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной
среды включает на уроках ОБЖ:
приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;
организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;
создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.
Слайд 43Здоровьесберегающие технологии
должны, несомненно, использоваться
в процессе оздоровления школьников
Слайд 44Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке:
их применение занимает
мало времени, однако имеет колоссальное значение
для повышения работоспособности
учащихся и сохранения их здоровья.
ВЫВОД:
Слайд 45Литература:
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
Ильющенков В.
В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.-270с.
Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.