Слайд 1Декоративно- прикладное искусство.
Роспись по дереву.
Выполнила: Миронова О.В., учитель технологии
МБОУ «Школа
№35»
Слайд 2 Виды росписи
Мезенская роспись
Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот
орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.
Слайд 3 Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё
с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Слайд 4 Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря
или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Слайд 5
Петриковская роспись
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа.
Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п..
Слайд 6 Cвоеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и
свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХVIII-ХІХ столетиям.
Слайд 7 Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко
применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Слайд 8
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район
из 30 сёл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России.
Слайд 9Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера
быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Слайд 10 Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой
куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и другие, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Слайд 11
Городецкая роспись
Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины
19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.
Слайд 12 Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались
пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Слайд 13
Хохлома
Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской
народной живописи. Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).
Слайд 14Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет
без применения золота. Хохлома появилась в 17 веке.
Цветовая гамма хохломской росписи:
Основные цвета:
красный
чёрный
золотой
Вспомогательные
цвета:
зелёный
жёлтый
Слайд 15
Жостовская роспись
Жостовский поднос
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда
в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Слайд 16 В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились
первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 17 Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров
реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.