Слайд 2Министерство образования и науки
Республика Бурятия, Кабанский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Большереченская
средняя общеобразовательная школа»
Лариса Владимировна Луцкевич
Учитель технологии
Рисуем нитью
Методическое учебное пособие для учителя технологии
5- 8 класс
Большая речка
2016
Слайд 3Введение
Это учебное пособие может быть использовано учителем технологии в неделимом классе
при проведении уроков и во внеклассной деятельности.
Уникальность пособия в том, что оно сочетает в себе не только теоретические знания, но и практические умения, рекомендации содержат полезную информацию, которая была проверена опытным путем на практике.
Это методическое пособие можно применять при изучении нового материал, при закреплении и для самостоятельной работы. Материал соответствует новым требованиям ФГОС и способствует деятельностному обучению.
Использование этого пособия поможет эффективно применить его при обучении учащихся для достижения успеха при выполнении изделий в этой технике.
Слайд 4Цель:
Оказать методическую помощь учителям технологии по вопросам выполнения изделий в
нитяной графике;
Анализ материала по данной технологии;
Составить алгоритм технологии выполнения изделий в нитяной графике;
Развитие эстетического и художественного вкуса.
Слайд 5Краткое описание технологии.
Чаще всего изонитью называют вышивку на картоне, а нитяной графикой —
картины из гвоздей и ниток.
Так как никто диссертации не написал и четко закрепить название никто и не пытался, то любое название приведет к одной технике и практически будет обозначать одно и то же.
Та же техника, но выполненная на туго натянутой ткани, стала называться «хордовый стежок» — автор запатентовала свое название и технику.
На англоязычном «Западе» используют название «embroidery on paper» — вышивка по бумаге.
Иногда встречается название «paper embroidery», реже «Form-A-Lines»- формы из линий. Еще то же самое, но по-французски «broderie sur papier».
В немецко говорящих странах «pickpoints» — точечный рисунок.
Слайд 6Историческая справка.
Изонить или ниткографика – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, которое появилось
в Англии, в 17 веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища.
Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, CD-диск, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут и начинается самое интересное.
Слайд 7Это интересно…
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки,
декоративные панно, орнаменты.
«Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн..
Основа бывает однотонной, с подкраской или с частичным застилом фона. Можно использовать обои, как фон, наклеить их на картон для плотности.
В этой технике можно выполнять большие декоративные панно, реалистические пейзажи, натюрморты и даже портреты. Освоить ее не так сложно, если следовать нашим советам
Слайд 9Для освоения техники изонить достаточно знать три основных приема:
«Заполнение окружности»
«Заполнение кривой»
«Заполнение
угла»
Слайд 10Основные этапы работы
Техника заполнения угла:
Начертить угол нужного размера на изнаночной стороне.
Разделить
стороны угла на равные части и пронумеровать их (вершина угла пропускается). Число точек деления на одной и другой стороне угла должно быть одинаково, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разная.
Проколоть намеченные точки иглой или шилом
В точке 1 с изнанки закрепить нитку, затем сделать стежок 1 – 2, далее маленький стежок с изнанки 2 – 3, стежок по лицевой стороне 4 – 5, по изнанки 5 -6, по лицевой стороне 7 – 8 и т. д.
Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
В каждой точке игла проходит один раз.
Чем меньше шаг разметки, тем плотнее и чаще заполняется угол, а чем больше шаг, тем прозрачнее заполнение угла.
В зависимости от угла (острый, тупой) получаются различные узоры.
Слайд 11Заполнение угла
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Слайд 12Заполнение угла
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Слайд 13Заполнение угла
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Слайд 15
Техника заполнения окружности:
Вычертить окружность нужного размера на изнаночной стороне.
Разделить окружность на
равные части по всему периметру
Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать.
В точке 1 с изнанки закрепить нитку, по лицевой стороне сделать стежок 1 – 2, далее маленький стежок с изнанки 2 – 3, стежок по лицевой стороне 4 – 5, по изнанке 6 – 7, по лицевой стороне 8 -9 и т. д. (нить вести в одном направлении).
Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
В каждой точке игла проходит два раза (получаются короткие стежки, лежащие на окружности).
Чем меньше шаг разметки, тем гуще будет заполнен диск, а чем больше шаг, тем прозрачнее будет заполнение диска.
При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной – нить повторяет линию окружности (пунктирная линия)
Слайд 16Заполнение окружности
Нарисовать окружность.
Разделить окружность на равные части,
16 частей.
Поставить точки
обозначения.
Прошить.
Проверить на изнаночной стороне.
Слайд 17Заполнение окружности
1,26
4,27
5,30
8,31
2,9
3,12
6,13
7,16
10,17
11,20
19,28
22,29
23,32
15,24
18,25
14,21
Слайд 19Заполнение кривой линии
1
2,13
3,16
4
5
6,17
7, 20
8
9
10,21
11
12
14
15
18
19
22
Слайд 20Изнаночная сторона
1
2,13
3,16
4
5
6,17
7, 20
8
9
10,21
11
12
14
15
18
19
22
Слайд 21Следует обратить ВНИМАНИЕ!!!!!
На лицевой стороне делаем длинный стежок, между его концами
каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по изнанке игла идет в следующий прокол (стежок короткий), двигаясь в одном направлении, например, по часовой стрелке.
Слайд 22Подготовка к работе
Прежде чем приступить к работе, нужно приготовить рисунок, инструменты
и нитки
Необходимо учесть, что правильный подбор инструментов оказывает большое влияние на качество работы.
Слайд 23Для работы необходимы:
основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще
картон);
то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
иголка;
тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона
Слайд 24Советы для начинающих
С чего начать?
Последовательность работы
Подготовка картона требуемого размера, формы (квадратной,
прямоугольной, треугольной, фигурной и т.д.) и цвета.
Вычерчивание рамки на изнанке картона, отступая не менее 1 см от края (она необходима, чтобы рисунок не попадал близко к краю).
Вычерчивание рисунка на изнаночной стороне картона или изготовление рабочей копии.
Расчет рисунка, нумерация точек (если это необходимо).
Прокалывание точек.
Подбор цвета ниток, необходимых по замыслу для вышивания картины.
Вышивание по точкам, используя принцип заполнения угла, окружности и их комбинации.
Оформление изнаночной стороны (заклеивание белой бумагой).
Если изготавливалась картина или панно, то необходимо сделать окантовку (рамку).
Слайд 25Полезная информация
Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто
используют картон или плотную бумагу. Менее плотная бумага мягкая и в процессе вышивки может легко помяться.
Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой – серый. Несколько лучшим вариантом будет аналогичный картон и белой изнанкой. Т.е. обе стороны покрашены, но в разные цвета.
Самым лучшим вариантом будет полностью однородный цветной картон. Он не слишком толстый, но очень плотный. Даже при случайных рывках нитки (например, на стадии подтягивания стежка), дырочки не прорываются. Кроме того, такая структура картона позволяет прокалывать дырочки ближе друг к другу, что положительно сказывается на ажурности изделия.
Еще можно вышивать на бархатной бумаге, но она слишком тонкая.
Слайд 26Наиболее часто используется мулине, поскольку с ним работать наиболее легко. Хорошие
нити мулине должны обладать блеском и иметь равномерную прокраску.
Обычно мулине поступает в продажу пасмами, состоящими из 6 ниточек. Если ниточки разделить, то каждая из них должна быть ровной по толщине и не должна лохматиться.
Не подходят для вышивки на картоне шерстяные нитки.
Не очень симпатично выглядят картинки, вышитые обычными хлопчатобумажными нитками. Они неяркие, несколько ворсистые. Однако для массового творчества, для тренировки или как «черновик» при разработке собственной идеи вполне пригодны.
Слайд 27Важную роль в композиции узора играет цвет ниток.
В многоцветных узорах хорошо
сочетаются такие цвета:
красный с желтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым;
зеленый с желтым и темно-желтым, лимонным, салатным,
кремовым, оранжевым и коричневым;
фиолетовый с сиреневым, розовым, желтым, белым;
коричневый со всеми оттенками желтого, зеленым, красным,
оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.
Слайд 28Как ухаживать за картиной?
Окружающая нас атмосфера не идеальна. Со временем на
картине появляется пыль. Нитки под действием света постепенно выцветают. Что делать в таких случаях?
Если картина прочно закреплена в раме, а нитки хорошо натянуты, то пыль можно удалить с помощью пылесоса или протерев картину слегка увлажнённой тряпочкой.
Если нитки стали блёклыми, то лучше всего их заменить, обновление картины много времени не займёт. Рисунок может заиграть по-новому, если какие-то элементы рисунка сделать нитками другого цвета.
Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы убедились сами. Если же захотите придумать и сделать свою картину, которая будет по-настоящему интересной и по замыслу и по технике исполнения, запаситесь терпением и не огорчайтесь при первых неудачах.
Слайд 29Желаем вам успехов и творчества!
Слайд 30Литература:
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. – М., 2001.
Гильман Р.А.
Иголка и нитка в умелых руках. М.,2010
Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие. - СПб.: “Детство Пресс”,2001
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, “Академия развития”, 1997.
2016 год