Слайд 2 «Заячьи ушки» («Большие уши»)
Орнамент связан с зайчихой, образом
богини Калтащ, и, следовательно, несет функцию узора, охраняющего женщину, ребенка и саму способность женщины к деторождению.
Узором «заячьи ушки» украшают детские вещи, потому, что зайчиха – мать относится к лесным женским духам. А каждая женщина – мать любит своих детей. Этот узор похож на длинные ушки зайцев.
Слайд 3«Крыло чайки»
Орнамент «крылья чайки» говорит о том, что мастерицы проживают на
реке Обь; считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой.
Слайд 4«Пасть большого коня»
В фольклоре ханты встречаются крылатые кони с раскрытой пастью.
Богатыри, умеющие их укрощать - Боги наиболее высокого ранга, - восседают на таких лошадях.
Слайд 5«Оленьи рога»
Он похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают
предпочтение, потому, что олень – самое главное животное в жизни хантов. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.
Слайд 6«Медведь»
Узором «медведь» охотники украшают свои вещи и обереги, они верят, что
медведь их охраняет и приносит удачу на охоте. Похож этот узор на стоящего во весь рост медведя.
Слайд 7«Человек на лошади»
Его изображение наносится на ритуальные покрывала и шлемы.
Слайд 8«Кедровая шишка»
Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще. Шишка
– это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни. Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю. Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.
Слайд 9«Лягушка»
Орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира. По мифам
и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Этими орнаментами украшают женские нагрудные и налобные украшения, пояса. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
Слайд 10«Солнце»
Этот узор часто наносят в центр игольницы, также он популярен и
на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга, называют «руки солнца», лучи. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
Слайд 11«Птица»
Узор «птица» хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых
духов. Этот узор похож на птицу, которая повернула голову к хвосту.
Слайд 12« Ветка березы»
Семантика орнамента «Ветка березы» зигзаг считается простейшим и древнейшим
орнаментом, характерным для многих народов земного шара. За ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, на спинке люльки, на ее бортиках; охранительную функцию несут края рукавов, именно здесь в ритуальных халатах нашиваются аппликационные полосы. Зигзаг – дерево, есть символ отгораживания живого от неживого.
Слайд 13Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов –
это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях наставлениях, рассказывают о березе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на Землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».