Презентация, доклад по технологии на тему Народные промыслы Липецкой области. Романовская игрушка

Содержание

Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз.

Слайд 1НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИРОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 2Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в

романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими.
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку:

Слайд 3ЦАРСКИЕ КОРНИ ИГРУШКИ
История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре

Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

ЦАРСКИЕ КОРНИ ИГРУШКИ	История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли

Слайд 4В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей

для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной,

Слайд 5Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить

для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.

Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века.
Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками

Слайд 6ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям. Катанье

в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.
ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из

Слайд 7Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы

рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами

Слайд 8ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20

века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером. В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИИгрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог

Слайд 9В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли

горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.
– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему».
И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия.

Слайд 10Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел

настолько искусно, что работа его была сродни волшебству. Работал всегда молча. Даже когда показывал детям, как игрушки делать, – ни одного слова не проронит. Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти.
Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.
Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была

Слайд 11ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ
В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень.

И сразу – победа. Участвуя в первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени.
Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.
Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии. Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.
ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ	В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа.  Участвуя

Слайд 12В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а

в 2000-м вступил в Союз художников России. Сегодня за успехами Виктора Васильевича следуют и его ученики. Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина – народные мастера России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях. Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать. – Самое большое достижение в моей работе, – говорит Виктор Васильевич, – это мои ученики. А наше общее большое достижение – это то, что с нами сотрудничает Русский музей Санкт-Петербурга. Мы регулярно поставляем туда игрушки. А недавно наши мастерицы ездили в музей по приглашению искусствоведов, им дали возможность ознакомиться и отснять на плёнку романовские игрушки, которые хранятся в Этнографическом музее. Всего в музее – шестнадцать ранних образцов липецкой глиняной игрушки.
В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников

Слайд 13РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА: В ПРОСТОТЕ ЗАМЫСЛА - ИСКРА БОЖЬЯ
Почему игрушку всегда делали

свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет.
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА: В ПРОСТОТЕ ЗАМЫСЛА - ИСКРА БОЖЬЯ	Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает

Слайд 14Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем,

быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».
Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки

Слайд 15СОКРОВИЩЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ
На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России

«Ладья-2010» игрушка сразу нашла своих почитателей. На равных соперничала с произведениями народных промыслов из 62 регионов России. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. По итогам смотра-конкурса липецкие мастера получили не только диплом «За участие», но и персональную награду: Анастасия Короленко удостоена диплома «За сохранение традиций народного искусства». В канун 2011 года романовская игрушка как «Сокровище российской глубинки» приехала в столицу и открыла «Романовское Рождество». В государственном Доме народного творчества, который размещается в Поленовском особняке.

СОКРОВИЩЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ	На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка сразу нашла своих почитателей.

Слайд 16Вот уже десять лет романовские мастера вынашивают идею создания «Дома романовской

игрушки» и культурно -туристической зоны «Романово Городище». Романовский проект выигрывал Президентский грант в 2006 году. Теперь проектом «Романово Городище» заинтересовались в Министерстве культуры РФ. Об этом можно было только мечтать: Троицкое становится «Романовым Городищем», и туда устремляется поток туристов. Приветливые хозяева будут катать гостей на бричках в конных упряжках. Со смотровой площадки для них откроются живописные картины природы, вид на величавую церковь. Молодожёны будут специально приезжать в Троицкое, чтобы сыграть настоящую романовскую свадьбу, а потом на холме у «Романовского оленя-дерева» загадывать желание (олень-дерево, согласно сюжетам романовской игрушки, является небесным покровителем молодой семейной пары).
Вот уже десять лет романовские мастера вынашивают идею создания «Дома романовской игрушки» и культурно -туристической зоны «Романово

Слайд 17ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКА
В Липецкой области в селе Троицкое проходят фестивальи народного

творчества «Поёт игрушка-романушка».
Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного.
Ныне Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей.
ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКАВ Липецкой области  в селе Троицкое проходят фестивальи народного творчества «Поёт игрушка-романушка».  Первый Межрегиональный

Слайд 18Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская, суджанская, орловская,

скопинская, хлудневская, филимоновская…
Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица-феникс и кони. Помимо игрушек в разном исполнении, народные умельцы представили изделия из бисера, лозы, дерева и других материалов.
Фестиваль романушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры.
Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская, суджанская, орловская, скопинская, хлудневская, филимоновская…  Мастера сделали

Слайд 19Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки.



Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно. У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.
Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существует поверье, что у доброго человека

Слайд 20Дама Автор –Виктор Маркин
Сирин Автор - Виктор Маркин

Дама Автор –Виктор МаркинСирин Автор - Виктор Маркин

Слайд 21
Автор -Ольга Волокитина

Автор -Ольга Волокитина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть