Слайд 1ВСЕРОСИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Кукла
– народная игрушка
(конкурс исследовательских работ
младших школьников «юниор»)
Автор:
Изотова Ксения
Сургутский район., г. Лянтор,
МБОУ «ЛСОШ №3», 3 «Б» класс.
Научный руководитель:
Изотова Лариса Владимировна,
учитель технологии МОУ «ЛБСОШ №3».
Слайд 2 Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая
древняя и наиболее популярная игрушка. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
При планировании исследования выдвигалась гипотеза: традиционная народная кукла имеет больше достоинств, чем кукла массового производства.
Слайд 3Цель работы: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить
ее достоинства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Воссоздать историю возникновения куклы.
2.Составить типологию кукол по признакам.
3.Описать современную куклу.
4. Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового производства.
5. Установить причины невостребованности народной куклы.
6. Изготовить тряпичную куклу.
Слайд 4Объект исследования: народная русская культура.
Предмет исследования: традиционные народные куклы.
Методы исследования: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.
Прежде чем приступить к исследовательской работе, я изучила историю появления кукол и сделала вывод, что все куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые.
Слайд 5
По своему назначению русские тряпичные куклы делятся на три группы:
куклы –
обереги, игровые и обрядовые.
Слайд 6Куклы обереги
Куватки
Берегини
Слайд 7Куклы обереги
Ангелочек
Берегиня
домашнего очага
Слайд 9Игровые куклы
Малышок –голышек «На выхвалку»
Слайд 10Обрядовые куклы
Зерновушка
Кубышка-травница
Слайд 11Обрядовые куклы
Архангелогородская Зольная кукла
Столбушка
Слайд 12Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и
цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.
Слайд 13 Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё
надо приобретать мебель, дом, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления.
Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Эта игрушка формирует в ребенке потребительство, быть супер – девочкой, а не заботливой мамой. Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.
Мы считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания детей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы
красоты.
Слайд 14 Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни ребенка» показал,
что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь учащимся на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Слайд 15
Я, заинтересовалась разнообразием кукол в жизни людей и провела
опрос среди детей нашего класса, предложив ответить на вопросы: С какими куклами предпочитают играть наши одноклассницы и подруги?
Всего опрошено -27 учащихся.
Опрос и тестирование показали, что: 10 девочек любят играть куклой Барби. 8 предпочитают куклу Беби–Бон. 6 играют пластмассовыми куклами. 3 девочки играют с тряпичными куклами.
Из этого можно сделать вывод: что в основном дети играют игрушками массового производства. Я решила выяснить, какую пользу и вред могут приносить куклы. Оказывается, польза в том, что кукла помогает детям осознать себя, как личность, растопить в каждой душе лед ожесточенности и недоверия, распахнуть ее навстречу добру, радости и торжеству. Еще, я выяснила, что есть куклы, приносящие вред.
Слайд 16Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы
массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
1.В древней Руси кукла являлась оберегом (защитой), а современная кукла является развлечением. В древности куклы изготовлялись из подручных материалов и вручную, а сейчас куклы изготовляются из искусственных материалов в промышленном масштабе.
2. Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Слайд 17
4.. В современном мире игрушка больше походит на человека, а в
древности она олицетворяла божество. В настоящее время кукла не несет культового значения, а является средством гармоничного развития ребенка.
5. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
6. Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Слайд 18
Вывод: В результате проведённой исследовательской работы мы изучили историю куклы, составили
типологию кукол по признакам, сравнили с игрушками массового производства и выявили ее достоинства: традиционная народная кукла имеет больше достоинств, чем кукла массового производства. Народная игрушка незаслуженно забыта. Она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир.
Изучив технологию изготовления кукол мы изготовили, игровую тряпичную куклу.
Материалы нашей работы могут использовать на уроках учителя технологии, искусства, литературы, истории, а так же во внеклассной деятельности и на занятиях кружков.