Слайд 1Основы
профессионального самоопределения
Классификация профессий
Слайд 2Сфера профессиональной деятельности
это отрасль (или область) труда, имеющая определённые границы применения.
По
результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
сферу материального производства,
непроизводственную сферу.
Они являются также сферами профессиональной деятельности.
Слайд 3Сферы и отрасли профессиональной деятельности
В сфере материального производства производится два вида
продукции: средства производства и средства потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны.
Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
Слайд 4Основные понятия
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний, умений
и опыта, обеспечивающий условия существования человека.
Специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Должность – это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Слайд 5Профессия, специальность, должность
Врач
Врач-педиатр
Зав.отделением
Слайд 6Задание 1: Определите профессии
и
специальности.
Столяр, парикмахер, тракторист, ветеринарный врач, токарь, монтажник, водитель автомобиля, пианист, инженер, врач, учитель математики, водитель, лётчик-испытатель, продавец, хирург, преподаватель, швея, строитель, музыкант, каменщик, машинист, учитель, нейрохирург, менеджер
Слайд 7Задание 1: Определите профессии
и специальности
Слайд 8Классификация профессий
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на
разновидности по каким-то важным признакам.
Классификация профессий – это объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Слайд 9Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк и
государственный деятель В.Н. Татищев
Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право).
Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство).
Щегольские науки (литература, искусство).
Тщетные науки (алхимия, астрономия).
Вредительские науки (колдовство).
Слайд 10Классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Предмет
труда
Цель
труда
Орудия
Слайд 121. Типы профессий
первый уровень классификации (по предмету труда)
Слайд 131. «Человек – техника»
создание и эксплуатация машин, механизмов
Слайд 14Относятся профессии:
монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор)
эксплуатация
технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка)
ремонт техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования)
Слайд 15Требования к качествам работника:
наглядно-образное мышление;
хорошая зрительная память и пространственные представления;
техническая осведомленность;
хорошие двигательные навыки и ловкость;
наблюдательность и сообразительность.
Слайд 162. «Человек-природа"
охрана окружающей среды
Слайд 17Относятся профессии, связанные с:
изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог)
с
уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник)
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар)
Слайд 18Требования к качествам работника:
хорошая зрительная память и наблюдательность;
способность ориентироваться в условиях
непредсказуемости и отсроченности результатов;
способность менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта;
наглядно-образное мышление.
Слайд 193. «Человек-человек»
общение с людьми, их обслуживание
Слайд 20Относятся профессии:
медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка)
обучение и воспитание (воспитатель, няня, учитель,
преподаватель, тренер)
бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)
правовая защита (юрист, следователь, участковый инспектор)
Слайд 21Требования к качествам работника:
умение устанавливать и поддерживать деловые контакты;
умение понимать
состояние людей;
умение оказывать влияние на других;
умение проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность;
речевые способности;
уверенность;
коммуникабельность;
хорошая зрительная память.
Слайд 224.«Человек – знаковая система» обработка цифр, формул, знаков
Слайд 23Относятся профессии, связанные с:
с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)
с цифрами,
формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер)
с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник)
со звуковыми сигналами (радист, телефонист)
Слайд 24Требования к качествам работника:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации
внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошая переключаемость и распределение внимания;
точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость и терпение.
Слайд 255. «Человек-художественный образ"
художественное отображение действительности
Слайд 26Относятся профессии, связанные с:
созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер,
композитор)
с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор)
Слайд 27Требования к качеству работника:
развитый художественный вкус;
высокая эстетическая чувствительность;
богатое и яркое
воображение;
хорошая зрительная память;
уверенность и наблюдательность.
Слайд 28
Типы профессий (ТПЧЗХ)
Пирамида профессий
Слайд 29Задание 2
Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже
профессий и специальностей :
воспитатель детского сада, токарь, пожарный, ветеринарный врач, продавец-консультант, фотограф, медицинская сестра, водитель троллейбуса, резчик по камню, юрист, бухгалтер, дизайнер, певец, учитель, строитель, архитектор, сантехник, судья, кинолог, конструктор, художник
Слайд 30Задание 2
Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже
профессий и специальностей :
Ч - воспитатель детского сада, продавец-консультант, медицинская сестра, юрист, учитель, судья
Т - токарь, водитель троллейбуса, строитель, сантехник
П - ветеринарный врач, пожарный, кинолог
Х - фотограф, резчик по камню, дизайнер, певец, архитектор, конструктор, художник
З - бухгалтер
Слайд 312. Классы профессий
второй уровень классификации (по цели труда)
Слайд 33
Типы профессий (ТПЧЗХ)
Классы профессий (ГПИ)
Пирамида профессий
Слайд 34Задание 3
Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных
ниже специальностей:
кулинар, автослесарь, модельер, повар, парикмахер, корректор, дизайнер, стилист, программист, писатель, следователь, агроном, водитель, художник-оформитель, учитель, строитель, экономист, композитор
Слайд 35Задание 3
Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных
ниже специальностей:
И - кулинар, модельер, стилист, художник-оформитель, дизайнер, программист, писатель, композитор
П - автослесарь, повар, парикмахер, агроном, водитель, учитель, строитель,
Г - корректор, следователь, экономист,
Слайд 363. Отделы профессий
третий уровень классификации (по орудиям и средствам труда)
Вещественные
орудия труда
Функциональные
орудия
труда (Ф)
Ручные
орудия (Р)
Механические
средства (М)
Автоматические
и полуавтомати-
ческие линии (А)
Слайд 37
Ручные
орудия труда
слесарь
парикмахер
хирург
столяр
Механические
средства
труда
бульдозерист
швея
водитель
Автоматизи-
рованные
средства
труда
программист
диспетчер
оператор
Функцио-
нальные
средства
балерина
певец
актер
танцор
Примеры профессий
Слайд 38
Типы профессий (ТПЧЗХ)
Отделы профессий (РМАФ)
Классы профессий (ГПИ)
Пирамида профессий
Слайд 39Задание 4
Распределите ниже перечисленные орудия труда по отделам профессий:
трактор,
лопата, телефон, лупа, весы, стиральная машина, рояль, фотоаппарат, рулетка, компьютер, микрокалькулятор, автомобиль, зеркало, шприц, микрофон, голос певца
Слайд 40Задание 4
Распределите ниже перечисленные орудия труда по отделам профессий:
Р
- лопата, лупа, весы, рояль, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор, шприц, зеркало,
М - трактор, стиральная машина, автомобиль,
А - телефон, компьютер, микрофон,
Ф - голос певца
Слайд 414. Группы профессий
четвертый уровень классификации (по условиям труда)
Открытый
воздух
(О)
Повышенная
моральная
ответственность
(М)
Необычные
условия
(Н)
Обычный
«бытовой»
микроклимат (Б)
Слайд 43
Типы профессий (ТПЧЗХ)
Отделы профессий (РМАФ)
Классы профессий (ГПИ)
Пирамида профессий
Группы профессий (БОНМ)
Слайд 44Задание 5
Распределите ниже приведенные профессии и специальности по
условиям труда:
учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, полевод, слесарь, космонавт, монтажник-высотник, следователь, чертежник, продавец, библиотекарь, пожарный, судья, лётчик-испытатель, агроном, хирург, каскадёр
Слайд 45Задание 5
Распределите ниже приведенные профессии и специальности по
группам профессий:
М - учитель, водитель автобуса, следователь, судья, хирург
Б - бухгалтер, слесарь, чертежник, продавец, библиотекарь,
Н - водолаз, космонавт, монтажник-высотник, пожарный, лётчик-испытатель, каскадёр
О - геолог, полевод, агроном
Слайд 46Пирамида профессий
Типы профессий (ТПЧЗХ)
Отделы профессий (РМАФ)
Классы профессий (ГПИ)
Формула
профессии
Слайд 47Формула профессии
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака:
предмет труда
цель труда
орудия труда
условия труда
Формула профессии записывается по условным обозначениям из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессии.
Слайд 48Пример формулы:
водитель автобуса – ТПММ
Т – тип профессий (по предмету
труда) – человек-техника.
П – класс профессий (по цели труда) – преобразующие, цель – обслуживание.
М – отдел профессий (по средствам труда) – использование механических средств труда.
М – группа профессий (по условиям труда) – труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.
Слайд 49Задание 6. Составьте формулу выбора своей возможной профессии.
Формула состоит
из нескольких букв. Эти буквы соответствуют предпочитаемым вами
типу
классу
отделу
группе профессий