Слайд 1История возникновения ЖеНСКИХ ШЛЯПОК
Выполнила ученица
7 «а» класса
МБУСОШ №1 г.Южи
Тухарян Ангелина
Учитель
технологии Зайцева Н.В.
Слайд 2Шляпа от немецкого schlappe - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму. Женские
шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении.
История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.
Слайд 3Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных
головных уборов: «шляп» (как греческий петасос с тульей и полями) и «шапок» (как греческий пилос, похож на чепчик без полей, обтягивающий голову).
Слайд 4В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом
могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительных материалов
Слайд 5В древние времена головной убор был, прежде всего, ритуальным и был
связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого священного действа - умершего и жрецов - были украшены орнаментом, считавшимся языком духов Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем (пучками перьев), мехами, лентами и драгоценными камнями.
Слайд 6В это время были также капюшоны и генины- высокие конусообразные уборы,
придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца.
Слайд 7Один из классических головных уборов - берет - появился примерно в
400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. Формы женских головных уборов в основном повторяли мужские.
Слайд 8Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня полагалось
быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX века. Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры - широкие вуали, шарфы, палантины. Если к уже перечисленным прибавить тюрбан и корону, то это будут те головные уборы, которые были созданы в греко-римскую эпоху
Тюрбаны, как широко распространенный до 17-18 века среди мужчин и женщин головной убор, пришли с Востока и представляли собой материю, которой повязывали голову. Похожая на тюрбан была чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т. д, который имели право носить все мужчины с 5 лет, кроме поденщиков и нищих.
Слайд 10К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия,
которое полагалось демонстрировать. Это был период, когда одежда людей, находившихся у власти, уверенных в своем превосходстве и считавших себя выше критики, стала откровенно сексуальной.
Распространенный в средние века в Европе был и чепец, который сначала использовался как атрибут для купания и мужчинами и женщинами, но после его носили только женщины до конца 19 века.
Слайд 11чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. В 14 и 15 веке
моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки, изготовленными ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей. Бояре отличались от остальных многослойными шапками.
Слайд 12Дома они носили расшитые шапочки-тафьи (скуфьи), а вне дома на их
головах возвышались колпаки и горлатные шапки (их шили из мехов, что были на горле зверя). Замужние женщины на Руси носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.
Слайд 13Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами и лентами
национальных цветов. Интересно, что фригийский колпак был символом свободы еще в античные времена, когда их носили освобожденные рабы (рабам не разрешали носить головные уборы). Существовали так же береты, шляпы из фетра, кибитки, треуголки, цилиндры, шапокляк, касторовые шляпы, котелки и канотье.
Слайд 17 Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу 19 века.
19век называют эпохой возрождения шляпок.
Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История .эта началась на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к. парики выполняли их роль. В течение несколько лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.
Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей.
Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией: в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома.
Слайд 18 начале 19 века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были
объединены одной общей особенностью – мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения
Слайд 19Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже под крохотной
шляпкой «биби» носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо.
Подражание, с одной стороны, античным богиням, с другой – идеализированному образу крестьянки было не только обязательным следованием стилю, не только частью этикета, но и соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение. В духе эпохи были также небольших размеров шляпки из тонких материалов пастельных тонов.
Слайд 20Декоративная избыточность второй половины 19 века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших
эпох, объясняется не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля.
Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживающего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать нельзя. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.
Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде снабдили бытописателей второй половины 19 века игривыми сюжетами.
Слайд 21Шляпа - непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она
могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку... Что вы, что вы, - никогда! "Простоволосая", - с горечью говорили на Руси, глядя вслед полоумной женщине, жалея ее.
20 век, сделав переворот в женской моде, все же не смог избавиться от шляпки. То угасая, то вспыхивая ярким огоньком, - каждый раз под новым углом зрения модельеров и времени, она мелькает, словно мотылек, прокладывая свой путь в XXI век.