Слайд 1Способы преодоления детской агрессии
Рекомендации классному руководителю при работе
с агрессивными
детьми
Руководитель МО классных
руководителей МБОУ СОШ № 44
С. А. Гарбуз
Слайд 2ПРОБЛЕМА
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в
школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними все труднее работать. Для классного руководителя важно объективно оценить наличие признаков агрессивности учащихся в классном коллективе, которые необходимо учитывать при дальнейшей работе. Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика.
Слайд 4РЕКОМЕНДАЦИИ
Для улучшения конструктивного воздействия на агрессивные реакции подростков разработаны специальные рекомендации
для классных руководителей. Данные рекомендации отражены в правилах экстренного вмешательства и позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов.
Слайд 6ПРАВИЛО №1
Игнорировать незначительную агрессию.
В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна
и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
1) простое игнорирование реакций подростка;
2) выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
3) предложение какого-либо задания.
Слайд 8ПРАВИЛО №2
Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача классного руководителя, сталкивающегося с подростковой
агрессией в классе, - снизить напряжение ситуации. Целесообразно использовать мягкую тактику:
1) игнорирование;
2) переключение внимания и т. д.
Слайд 10ПРАВИЛО №3
Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» -
это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом (прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование
юмора, игры и т. д.)
Слайд 12ПРАВИЛО № 4
Контролировать собственные негативные эмоции.
Классному руководителю необходимо признать нормальность
и естественность негативных переживаний.
Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
Слайд 14ПРАВИЛО № 5
Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности
подростка.
После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы. Давая обратную связь агрессивному поведению подростка, классный руководитель должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Слайд 16ПРАВИЛО № 6
Обсуждать проступок
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение
подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка, а к тем правилам, которые он нарушил.
Слайд 18ПРАВИЛО № 7
Сохранять положительную репутацию
Публично минимизировать вину подростка («Ты неважно
себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить требование взрослого по-своему;
Предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.
Слайд 20ПРЕОДОЛЕНИЕ
Работа классного руководителя по преодолению и изменению агрессивного поведения подростков должна
быть комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, это позволит снизить имеющийся у детей уровень агрессии.
Поведение классного руководителя должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена к минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.
Необходимо помнить, что нельзя повышать голос и кричать.
БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ!