Слайд 1Декоративно-прикладное народное творчество.
Лозоплетение.
Подготовила:
Холина С.Е.
Проверила:
преподаватель дошкольной педагогики, психологии и частных
методик высшей квалификационной категории
Морковкина Е.В.
Слайд 21. История лозоплетения
1.1. История становления материала и давнее
прошлое промысла.
История лозоплетения уходит своими корнями в древние времена. Лозоплетение является одним из основных способов обработки дерева. Еще в эпоху каменного века, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.Люди с давних времен научились плести из камыша и ротанга (это такая лиана, которая растет в тропиках), бамбука и тростника, и, конечно, из ивовой лозы. Плетёные изделия появились раньше, чем изделия из ткани и керамики. Это различные корзины, контейнеры, сосуды из прутьев деревьев, корней и травы.
Слайд 3
История плетеных изделий насчитывает много тысячелетий. Самые древние плетёные корзины, датированные
6500 годом до нашей эры, обнаружили в Африке, а так же на Среднем Востоке. Жизнь древних людей сложно представить без плетёной корзины! В ней хранилась добыча, рыба или дичь, а так же любовно собранный урожай. В корзине из шахты вытаскивали на поверхность уголь. А в плетёных сундуках хранилась провизия, одежда и сотня других предметов, необходимых в быту. С незапамятных времён, техника плетения домашней утвари и различной мебели, из разнообразного природного материала, хорошо знакома человечеству. В культурном наследии жителей многих уголков планеты, плетеная мебель занимает заслуженное достойное место.
Родоначальником плетёной мебели считают сундук. Сундук появился еще у ремесленников Древнего Рима. На то время, плетеная мебель была более дешевой, чем обычная деревянная мебель, и поэтому пользовалась большим спросом. С самого начала – это была мебель для плебеев, но спустя некоторое время, даже патриции по достоинству оценили данный материал. Последние использовали «плетенку» чтобы покрывать сиденья на многочисленных скамьях и диванах. Если переместится немного в наше время, то европейцы, которые первыми оценили большую прочность, долговечность и красоту плетеных изделий были жители Англии. Так как климат у них отличается некой сыростью, то плетеная мебель, стоявшая на балконах и террасах, не портилась и служила по несколько лет. Ведь мебель, сделанная из ротанга, может выдерживать достаточно большие нагрузки, терпеть резкие перепады температур и различный микроклимат. Так что, после англичан уже вся Европа стала пользоваться такого рода недорогой, но качественной мебелью.
Слайд 5На плетеные камышовые стулья, привозимые из Малайи, был огромный спрос в
XVII веке у французов и голландцев. А в египетской усыпальнице фараона Тутанхамона была обнаружена самая древняя плетёная лежанка, занимающая своё достойное место среди прочих предметов роскоши. Эта мебель считалась священной, и поэтому именно ее ставили рядом с гробом, когда провожали царей в последнюю путь.
Плетеная мебель была очень популярной практически всегда и всюду. Плетеные лежанки и стулья приобрели популярность в Древнем Риме. О популярности плетёной мебели у древнеримских патрициев повествуют старинные манускрипты.
1.2. Плетёная мебель в Европе
Начиная с первых веков новой эры плетёные изделия появились в Англии и Уэльсе. Сейчас в Британском музее находится плетеный стул, которому более 4000 лет.
Столетиями плетёная мебель, периодами, то становилась модной, то выходила из моды. Средневековая Европа воздвигла на пик моды плетёную мебель из ротанга– она была украшением всех модных гостиных того времени и с тех пор во всём мире неизменно пользуется успехом.
В XIX веке, когда многие люди начали питать страсть ко всему «восточному», огромную популярность получила японская плетёная мебель, также славилась мебель испанских и скандинавских умельцев.
Ротанг. Мебель из ротанга.
Слайд 7 Во второй половине XIX века
мода в Европе на плетёные изделия достигла своего апогея. К сведению, только в одной Британии насчитывалось более двухсот мастерских, ежедневно обеспечивающих рынки огромным количеством плетёных предметов, иногда достигавшим пяти тысяч экземпляров: начиная от спальных гарнитуров и заканчивая плетёными подставками для карандашей и ручек.. Очень популярна была мебель британского мастера, знаменитого на тот момент, Уильяма Морриса.
Уильям Моррис
Слайд 8В XIX веке плетёными изделиями были украшены резиденции высшей английской и
французской знати. Среди поклонников плетёной мебели различных стилей было множество знаменитых людей, например, французский король Луи Филипп ценил ротанговую плетёнку, неповторимая Грета Гарбо коллекционировала изысканные плетёные стульчики и кресла, Джордж Вашингтон был поклонником мебели колониального стиля.
Г. Гарбо, Д.Вашингтон
1.3. Лозоплетение в России
На Руси этот вид искусства, как и большинство других, зародился в сельской местности. Крестьяне плели из лозы различные предметы обихода: корзины, сундуки, люльки для детей, посуду и даже одежду. Из лозы плели даже рыболовные сети и ловушки для птиц и животных. В некоторых регионах (особенно на Украине) даже строились дома, стены и крыши которых сплетались из лозы и укреплялись глиной и хотя такие постройки были недолговечны, времени и средств на их постройку тратилось тоже очень мало. Даже в наше время в некоторых районах России и Украины сохранились хозяйственные постройки подобного типа: сараи, склады для сельскохозяйственных культур и загоны для скота.
Хатынка из лозы.
Слайд 10Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX
веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.
Артель лозоплетения общества "Допомога". Каменец-Подольский. 24.04.1931
Слайд 11Завезенные в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий;
возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских крестьян в области плетения из лозы. Для изготовления всевозможных корзин и прочих сосудов для хранения использовали плетёные прутья ивы и других деревьев, корни и траву. Предназначением этих сосудов было хранение и перевозка самых разнообразных материалов.
Артель лозоплетения общества "Допомога". Каменец-Подольский. 24.04.1931
Слайд 12в России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце
18-го века. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее. В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение.
Слайд 13В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для
изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже. Кельне, Нью-Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы.
Слайд 14На рубеже XIX-XX веков плетёная мебель из ивы служила украшением террасы,
веранды и зимних садов в домах интеллигенции России. В это время модными были плетеные круглые столы, которые покрывали красивой вязаной скатертью с кисточками. По традиции, в центре столика ставили самовар, а вокруг – плетёную мебель, например кресла-качалки, покрытые пледами, небольшие диваны и стулья, украшенные подушками с ручной вышивкой, оригинальные подставки под комнатные растения. Можно было встретить также прочие бытовые элементы дизайна: сухарницу, газетницу, оригинальную корзинку и короб.
Слайд 16До войны в Советском Союзе существовало около 800 артелей, объединявших 15
тысяч мастеров-плетельщиков. В послевоенные 40-50 годы плетение практически не развивалось: все силы и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной. Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть "отсталое прошлое": оно стало немодным. И все же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.
Слайд 17В наши дни плетёная мебель получила повсеместное признание, но несмотря на
это воспринималась все же, как загородная, дачная для веранды или террасы. Плетеные диваны и кресла не пользовались большой популярностью среди горожан. Появлением и популярностью плетёной мебели в городской среде, человечество обязано итальянцам. После тяжелых и разрушительных лет мировой войны, к концу сороковых годов минувшего столетия итальянские мастера произвели так называемую «революцию» в оформлении интерьера.
Слайд 18В 50-х годах двадцатого столетия на мебельной Борисовской фабрике был создан
цех лозоплетения. Они стали выпускать плетеную мебель и изделия утилитарного назначения. В 60-х-80-х годах продукция лозоплетельщиков превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов. В 1971 году по инициативе художника –керамиста Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой.
Ю.П. Агафонов
Слайд 19Сейчас изделия из лозы уже не столь популярны как в середине
прошлого века, но всё же этот вид искусства постепенно возрождается. Вновь входит в моду плетёная мебель, особенно хорошо вписывающаяся в интерьер загородных домов, также различных кафе и ресторанов, старающихся создать свой собственный неповторимый стиль. Также достаточно популярны плетёные хлебницы, салфетки и другие мелкие изделия из лозы. Ведь каждое произведение искусства, созданное мастером лозоплетения, по-своему уникально, и является отражением русской души. Тем более что ручная работа в наш век высоких технологий ценится гораздо больше, чем раньше.
Слайд 202. Современные традиции ремесла
2.1. Связь лозоплетения и культуры.
История
и современные тенденции лозоплетения напрямую отражают культуру народа. Например, русские корзины (наверняка многие использовали их как тару для грибов) – массивные и просто неподъемные. Большие вещи говорят о широте натуры. Русские изделия из лозы иногда достаточно грубы, но сделаны они, конечно, на века. А вот в Европе, где всегда предпочитали изящество, к лозоплетению относятся совсем по-другому. Например, лозоплетельщики прибалтийской школы делают вещи очень легкими, но при этом прочными.
Слайд 21 Почему же лозоплетение неразрывно связано с русской культурой? Прежде всего,
эта связь – лес.
Во все времена лес, начиная с тоненького ивового прутика до неохватных дубов и вековых сосен, встречал человека при появлении на свет и безотлучно сопровождал его через все этапы и возрасты жизни. Лес, несомненно, оказывал большое воздействие и на формирование характера русского человека, его эстетические и нравственные взгляды, художественные вкусы и моральные устои.
Слайд 22Под влиянием леса складывались лучшие черты русских: душевная простота и доброжелательность,
поэтичность и сердечная мягкость, отзывчивость и человеколюбие, и в то же время несгибаемая воля, отвага, мужество в труде. Обилие лесов позволяло всегда иметь дерево под рукой, а удивительные природные качества древесины всегда привлекали к нему умельцев, щедро вознаграждая их трудолюбие.
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей...
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой...
(Ф.И. Тютчев)
Слайд 23В наше время человек, живущий в условиях индустриальной городской среды, оторван
от природы,мастерство лозоплетения утратило былую распространенность и сейчас является большой редкостью. А ведь обучение ремеслу лозоплетения является не только интересным и приятным, но и вполне прибыльным занятием и успешно постигать древнее искусство владения пластичностью, прочностью, легкостью и гибкостью ивы может каждый желающий!
2.2. Лозоплетение в школе.
Лозоплетение как вид народного промысла способствует приобщению детей к традициям русской культуры, помогает решать следующие цели и задачи:
способствовать возрождению и развитию народного промысла лозоплетения;
формирование интереса и уважения к художественному промыслу, культурным ценностям и наследию русского народа;
углубление знаний по истории русской культуры, приобщение детей к истокам русской культуры народных культурных традиций, гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества;
Слайд 25воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами,
приобщение детей к народным традициям, развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, внимания, эстетического вкуса и чувства прекрасного;
формирование умения оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе.
Слайд 262.3. Лозоплетение как ремесло, промысел и искусство в наши дни.
Ива –
очень распространённое в России дерево, поэтому у нас широко используются именно ивовые прутья. Массовое производство прошлых десятилетий потеснило ремёсла, в том числе и ремесло плетения из лозы. Но со временем человечество ощутило тоску по природе, поэтому сегодня в моде натуральные материалы и вещи ручной работы, а лозоплетение переживает новый расцвет.
В России это ремесло десятилетиями сохранялось лишь в качестве хобби и домашнего рукоделия. Теперь же появились предприятия, где вручную изготавливают плетёные изделия на продажу или на заказ.
Слайд 27Плетение лозы всегда давало простор для творчества. Сегодня же возможности мастеров
стали ещё шире. В лозоплетение пришли современные инструменты, новые технологии по обработке материалов, по разработке новых моделей (3D-моделирование) – всё это позволяет создавать весьма сложные произведения: изысканные шкатулки, сундучки, сложно декорированные кресла и т.п.
Слайд 28Кроме этого существуют традиции и приёмы лозоплетения разных народов, которые смело
используют нынешние мастера. Порой в современных работах можно заметить влияние разных школ лозоплетения.
Сейчас плетеная мебель вновь покоряет Россию. Ее можно увидеть, повсюду. Отдыхая на наших любимых плетеных диванах, мы, наверняка, получаем немало целительных токов. Ведь еще древние лозоходцы доказали, что лоза - прекрасный проводник земной энергии. Так в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца. Когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.
2.4. Техника лозоплетения, создание и украшение изделий.
Стоит отметить, что лозоплетение вид декоративно-прикладного искусства, является одним из немногих народных промыслов, дошедших до нашего времени практически без изменений способов обработки материала и техники плетения. Научиться плести из ивы и лозы может любой желающий. С помощью определённых приемов и правил плетения можно создать практически любую вещь. Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий в России, является прут ивы (или лоза).
Слайд 30Основным сырьем лозоплетения являются одно – двухлетние побеги кустарниковых ив (лоза).
Они должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью и окраской. Как определить, подойдет прут для плетения, или нет? Просто. Срезается прут и обматывается несколько раз вокруг пальца. Пригодный может оборачиваться сколько угодно раз, не ломаясь. Теперь посмотрите на срез прута. Он поделен на 2 части: сердцевину и древесину. Чем меньше у него рыхлая сердцевина и чем больше древесная оболочка, тем он прочнее и выше его качество.
Слайд 31Рабочее место
Мастер лозоплетения может работать в специализированной мастерской по плетению мебели
или домашней утвари из лозы и ротанга.
Опытный мастер может также работать самостоятельно или открыть собственную мастерскую. Свою готовую продукцию он продаёт через магазины, с помощью Интернета, но может работать и на заказ, сотрудничать с дизайн-студиями, создавая предметы по эскизам дизайнера.
Важные качества
Профессия мастера лозоплетения требует склонности к ручному труду, сосредоточенной уединённой работе. Очень важны хорошая ручная моторика, крепость рук, глазомер, трудолюбие.
Знания и навыки
Мастер должен знать правила отбора и заготовки лозы, знать технологию подготовки лозы к работе, владеть различными способами плетения. Необходимо уметь пользоваться инструментами: садовыми ножницами, шилом, щипчиками, приспособлением для расщепления лозы и пр.
Где учат
Для многих людей ремесло лозоплетения начинается с хобби.
При известном упорстве плетение корзин можно освоить самостоятельно, с помощью книг. Можно также пройти специальные курсы плетения из лозы, регулярно посещать мастер-классы опытных мастеров.
Слайд 32Кроме прутьев в лозоплетении используют ленты. Их делают на специальном станке,
расщепляя лозу. При помощи лент на изделии можно создать свой, особенный рисунок. Лозоплетение способствует развитию воображения, потому что как таковых, готовых, рисунков нет. В книгах объясняются стандартные приемы плетения, основные узлы. Создание рисунка – это уже ваша задача. Вы можете положить ленту вкось, справа налево или слева направо. В зависимости от расположения ленты может получиться елочка или круговая картинка.
Слайд 33В плетении основной части изделия применяются различные способы: простое, прослойное, наклонное,
квадратное плетение «в шашечку» или «шахматку», плетение веревочкой из двух и более прутьев, ажурная (столбики, ромбы ит.д ), витое , простое комбинированное плетение из ленты. Завершает работу загибка кромок готового изделия, также позволяющий использовать различные приемы, что в результате обеспечивает мастеру возможность подходить к плетению художественных изделий творчески. Продукция иногда вручную лакируется бесцветным лаком или покрывается цветной краской.
Слайд 34 2.5. Искусство лозоплетения в нашей области
В Оренбургской области
насчитывается 2300 мастеров, которые владеют более чем 100 видами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Наиболее распространены пуховязание и вязание (крючком, спицами), обработка дерева, керамика, глиняная игрушка, лозоплетение, тестопластика, лоскутное шитье и различные виды рукоделия.
Слайд 35 Лозоплетение – «визитная карточка» Новоорского района. Десятки мастеров постоянно проводят
выставки, ярмарки, творческие встречи в области и за ее пределами. У мастеров много учеников, есть династии. Мастерами плетения из лозы славятся Адамовский, Акбулакский, Александровский, Бугурусланский, Гайский, Курманаевский, Новосергиевский, Октябрьский, Оренбургский, Первомайский, Переволоцкий, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий, Шарлыкский районы.
Заключение
Лозоплетение сродни медитации. Особенно, когда делаешь такие тонкие вещи, плетешь стежок за стежком. Очень помогает в работе спокойная музыка. При соприкосновении с природным материалом, изначально несущим добрую энергетику, мысли ваши тоже очистятся. Ива конденсирует на себе творческую энергию и энергию мысли людей, которые с ней работают. Эти невидимые наслоения мысли запечатлеваются на изделии и оказывают воздействие на других.
Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов.
Слайд 37Многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой
дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или еще какого-нибудь продукта нефтепереработки. Несомненным представляется необходимым возрождение народных промыслов, в частности, лозоплетения, ведь у нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традицией.
Слайд 38Список использованной литературы:
1. Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. /
Рукоделие. М., 1959.
2. Кузьмина М. / Азбука плетения. - М., 1993.
3. Некрасова М.А. / Народные мастера. Традиции, школы. - М., 1985.
4. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / Плетеные изделия. - М.: Лесная промышленность, 1982.
5.Несерова Д.В. /Плетение лозой, ивой, берестой. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
6. Романова А.Ф. /Нестандартные уроки географии 8-9 классы. Народные промыслы России.- Волгоград
7. http://orenburg-folkart.ru/decor/decor.htm
8. http://www.todayculture.ru/tcors-824-1.html
9. http://www.profguide.ru/professions/Lozopleteniye.html