Слайд 1Мир будет счастлив только тогда, Когда у каждого человека будет Душа
художника, Иначе говоря, когда каждый будет Находить радость в своем труде
Огюст Рене
Слайд 3
Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что
применялись красители для ткани.
На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры.
Но принято считать, что роспись на ткани зародилась в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесена в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу.
В России эта техника появилась примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивалась, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.
Слайд 4История батика
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани.
Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Слайд 5Словарь
Батик - технология окрашивания ткани. В расхожем употреблении батиком называют
расписанную от руки ткань.
Слово « batik » в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.
Слайд 6Резерв — это специальный состав, которым пропитывают ткань в тех местах,
которые должны остаться не закрашенными. Как правило, резервом служат смеси из воска, парафина, смолы или канифоли.
Слайд 7Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит
непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи.
Слайд 8Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного
батика.
Слайд 9
Существует несколько видов батика:
горячий батик (парафин);
холодный батик (резерв);
узелковый батик (узлы);
холодный
батик.
Слайд 10Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск.
Воск наносится
с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение.
Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем.
Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Слайд 13Холодный батик.
В технике холодного батика используют анилиновые красители.
Роль контура выполняет
резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы.
Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Слайд 14Свободная роспись.
Тишина. Елена Решетова
Ирина Шурыгина
Ткань пропитывают раствором кухонной соли, и после
высыхания расписывают красками для холодного и горячего батика, или же раствор соли вводят в краску и ею расписывают (вводить раствор соли в краску рекомендуется только для класса основных красителей). Всеми другими красителями рекомендуется расписывать по материи, пропитанной солевым раствором. Соль ограничивает растекание краски на ткани и дает возможность выполнять рисунки свободными мазками (свободная роспись). Эту роспись можно соединять с росписью холодным батиком.
Слайд 15Материалы и оборудование
Кисти круглые и плоские
Краски по ткани
Палитра
Рамка
для батика
Резерв и контур
Ткань
Малярный скотч
Дистиллированная вода
Фен
Слайд 16Ткань
Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон.
На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Слайд 20Прочие принадлежности
Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или
акварельную палитру с углублениями.
Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки.
Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая.
Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками.
Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.