Слайд 1Презентация доклада «Федосеевская игрушка»
Федосеевская игрушка
Слайд 2В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце
XIX века возник новый центр топорно – щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.
Слайд 3 Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первоначальным
воздействием стиля расписной семеновской ложки. Её особенность – жёлтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелёнными листочками.
Слайд 4Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек имело очень большое значение. Все
они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской «топорщине», стиль ящичный: предметы сколочены из дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками.
Слайд 5 Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные формы.
Это их особенность. Жёсткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.
Слайд 6 Эти игрушки ласково назывались «балясы», что означало веселые, забавные,
сделанные остряком и весёлым человеком. Мастера настолько были умельцами, что при изготовлении этих игрушек использовали всего два инструмента – нож и топор.
Слайд 7 Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко
- жёлтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелёными листьями.
До 70 видов игрушек могут выполнить народные мастера.
Слайд 8Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения. Из
глубокой древности пришли в игрушку образы всадниках на конях, повозки и деревенские сани. Позднее появились игрушки – мельница, карусель, мебель, пильщики досок.
Слайд 9 Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода,
самолёта, автомобиля, трамвая и др.
Изготовляют игрушки в домашних условиях, обычно в небольшой мастерской рядом с домом. Женщины помогали в росписи игрушек.
Слайд 10 Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сделать
игрушечный образ простым и необычно выразительным. Традиции игрушки продолжили – династии мастеров Шестериковых, Пачуевых, Полуэктовых.
Слайд 11Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовлявший в свои 80
лет не менее 30 разновидностей игрушек. Помрёт он – и всё. Сгинет игрушка…
Слайд 12Заключение
Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игрушек.
Вины в этом мастера нет. Мы виноваты…Железо да пластмасса заполнили прилавки детских магазинов.
Мы ещё спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит забавный федосеевский промысел, очень далеко…
Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Они хранят опыт народных умельцев и художественно выразительные формы.
Народная деревянная игрушка учит любовному отношению к материалу, использованию всех его свойств, учит видеть в простом и остроумном техническом приёме эстетическое начало и любви к своей Родине, к своему народу.
Слайд 13 Для своего проекта я выбрал федосеевскую игрушку «Конь в упряжи»
Несколько слов о федосеевских коньках. Их фигурки мы видим на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колёсами, в упряжи под лучинковой красной или зелёной дугой. В них своя юмористическая интонация. Этот конек робок по сравнению с городецкими огненными конями. У него большая голова с глазами в виде спиралевых завитков, раскрытый рот, тонкие ножки – подпорки, приставленные к массивному туловищу. Коньков по контрасту с жёлтой повозкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как в начале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки характеризуются под стать коню, схематично, с юмором.