Слайд 1
ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ МИРА.
Ажурная вышивка
РИШЕЛЬЕ
Слайд 2Цели занятия
Познакомиться с историей развития вышивки ришелье, применением ее в костюмах
эпохи Возрождения.
Научиться анализировать изображения данной вышивки.
Познакомиться с техникой выполнения вышивки.
Научиться выполнять бриды различной техникой.
Слайд 3Вышивка от кардинала
О чем вам говорит название вышивки?
Вышивка носит
имя знаменитого французского политика кардинала Ришелье.
Ришелье довел эту технику до совершенства, в результате чего она получила широкое распространение и его имя.
Слайд 4Возник этот вид ажурной вышивки в эпоху Возрождения в Италии.
Для костюмов
того времени (особенно мужских знатных особ) было характерно украшение кружевом. Воротники, манжеты панталоны.
Слайд 5Под именем Ришелье эта техника вышивки существует и развивается по сей
день.
Вышивка ришелье используется для украшения:
столового и постельного белья,
носовых платков,
женской и детской одежды.
Если раньше ее выполняли только на тонких тканях, то сейчас она используется на любых материалах, в том числе и на коже.
Слайд 6Дизайнеры часто обращают внимание на украшение одежды, ее оригинальность .
Молодежная
одежда с вышивкой ришелье выглядит стильно.
Слайд 7Ришелье отличается от других видов вышивки прежде всего своей ажурностью, т.е.
большим количеством прорезей, заполненных соединительными столбиками (бридами)
Слайд 8Технология выполнения вышивки
Слайд 9Материалы для вышивания
Ткань.
Для вышивки подойдут
однотонные льняные, хлопчатобумажные, шелковые и смешанные ткани, но желательно, чтобы переплетение нитей ткани было достаточно плотным.
Нитки.
Вышивать можно натуральными или смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными. Прочность окраски ниток можно проверить, вложив нитку в белую ткань, смочив и пропарив утюгом. Если на ткани останется след – нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом(одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на пять минут). Чаще всего для вышивки применяют хлопчатобумажное и смешанное мулине.
Слайд 10Инструменты и приспособления
Иглы
бывают разной длины и толщины –
от №1 до №12. Для вышивки ришелье нужно иметь средние № 2 – 5 - для льняных и хлопчатобумажных тканей, с овальным ушком.
Ножницы
нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия),
маленькие с острыми концами(для вырезания ткани из отверстий вышиваемого изделия),
большие с прямыми концами ( для разрезания ткани и мотков ниток).
Слайд 11Пяльцы
лучше иметь деревянные круглые небольшого диаметра с винтом
для регулирования натяжения ткани.
Калька
применяется для переведения рисунков с оригинала.
Копировальная бумага
для переведения рисунков с кальки на ткань(лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого).
Карандаши
простые, остро заточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань.
Сантиметровая лента
нужна для разметки рисунка на ткани, определения размеров изделия.
Наперсток
предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец.
Слайд 12Первый этап работы -
перевод рисунка на ткань
Переводят рисунок
на ткань следующим способом:
на ровную ткань накладывают сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонко отточенным простым твердым карандашом.
Другой способ:
специальными карандашами наносят рисунок на кальку, затем накладывают на ткань и проглаживают утюгом. Рисунок отпечатывается.
Слайд 13Рисунок вышивки
На рисунке для вышивки в технике ришелье все контуры, которые
должны быть выполнены петельным швом, помечены параллельными двойными линиями, все бриды, внутренние линии, стебли, усики и дырочки — одинарными.
Та часть узора, которая находится под бридами, по окончании работы будет вырезаться.
Слайд 14Тренировочная работа
ЗАДАНИЕ:
Перед вами рисунки для вышивки ришелье. Закрасьте те участки
рисунка, которые необходимо вырезать
Слайд 15Второй этап работы -
выполнение настила
Настил:
Сначала прокладываются двойные контуры.
Для этого
применяется шов, при котором иголка попеременно захватывает и пропускает несколько нитей ткани (шов«вперед иголку»)
Для обрамления фигур мотива можно применить и тамбурный шов.
При выполнении настила в работе не делают закрепляющих узелков.
Слайд 16Варианты закрепления рабочей нити.
Нитку в одно сложение закрепляют
мелкими прямыми стежками «вперед иголку».
Делают прокол на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити и крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»
Слайд 17
После первого прокола оставляют на изнаночной стороне работы
конец нитки длиной 5 см и закрепляют его после того, как нить закончилась, вложив в иглу и пропустив ее под вышивкой.
Нитку в два сложения продергивают концами в иглу, делают маленький стежок в начале работы, тянут нитку, пока не останется кончик в виде маленькой петли, в которую продевают иглу и затягивают нить.
Заканчивая вышивание, нитку закрепляют на изнанке несколькими стежками «за иглу» и уводят конец нити под вышивку.
Слайд 18Бриды
Существует несколько разновидностей брид.
а) основная плоская брида (выполняется
при помощи петельного шва и используется наиболее часто);
б) тонкая круглая брида (выполняется швом через край путем обкручивания перемычки)
в) широкая плоская брида
(выполняется на четном количестве перемычек штопальным швом ).
Слайд 19Технология изготовления брид
Одновременно с настилом или прокладкой контуров выполняются перемычки —
бриды, которые скрепляют части узора после вырезания излишней ткани. Для брид, как правило, прокладываются 3 нити, при этом игла вводится и выводится у внутреннего контура рисунка и все 3 нити протягиваются по лицевой стороне
Проложенные нити обшиваются в направлении к уже проложенному контуру, не захватывая ткань. После выполнения обшивки игла опять будет находиться у начального основания бриды. Далее продолжают прокладку контура рисунка до следующей бриды. Для обшивки проложенных нитей чаще всего используют петельный шов.
Слайд 20
Иголка проводится под натянутыми нитями, при этом рабочая нить находится под
кончиком иглы, так чтобы после вытягивания иглы образовалась петля. Эти стежки кладутся плотно друг к другу, пока нити не будут полностью обшиты.
Слайд 21Сложные бриды
Наряду с одинарными бридами есть сложные бриды, состоящие из 3
и более частей.
Выполнение пересекающихся брид показано на рисунке.
Сначала выполняют бриду, находящуюся снизу, затем продолжают настил по контуру рисунка и с противоположной стороны прокладывают нити для бриды, находящейся сверху.
Натянутые нити обшивают до точки пересечения, а дойдя до нее, один раз захватывают иглой также и бриду, находящуюся снизу , потом продолжают обвивать верхнюю бриду.
Таким образом скрепляют между собой пересекающиеся бриды.
Слайд 22Линии узора
Когда все контуры проложены и заполнены настилом и все бриды
выполнены, контуры обшивают петельным швом.
Ткань, находящаяся между двумя рядами стежков "вперед иголку", захватывается иглой.
Стежки петельного шва должны плотно прилегать друг к другу и полностью покрывать нанесенные на ткань линии узора. Закрытый край петельного шва должен быть направлен от центра или в сторону будущего среза ткани.
При выполнении шва следует вводить иглу и в бриды.
Слайд 23Фестоны
Салфетки часто окаймляются фестонами разных размеров и форм.
Контуры фестонов обшиваются
швом «вперед иголку», а затем выполняются петельным швом.
Если фестоны узкие, можно проложить только шов «вперед иголку» или тамбурный шов. Формы широких фестонов можно заполнить рядами стежков «вперед иголку», при этом необходимо каждый раз смещать стежки по отношению к предыдущему ряду.
После выполнения настила обшиваются формы фестонов.
Чем плотнее вы кладете стежки, тем меньше вероятность, что край залохматится.
Слайд 24Завершение работы
Когда вышиты все линии узора, приступают к вырезанию излишней ткани.
Если изделие требует стирки, то сначала выстирайте его. Накрахмальте.
Отжимать нельзя! Лучше всего прокатать изделие, завернув его в махровое полотенце, и гладить, пока полотно не высохнет.
Только после того как вышивка проглажена, вырезать ткань маленькими ножницами с острыми концами.
Вырезайте ткань вдоль закрытого края петельного шва. Выполняйте эту операцию, стараясь не повредить бриды и фестоны.
В завершение обрезают излишнюю ткань по внешнему краю фестонов.
Готовую вышивку после вырезания ткани необходимо тщательно прогладить с изнаночной стороны через влажную ткань, чтобы утюгом не повредить бриды (под вышивку подложить мягкую подстилку).
Слайд 25Практическая работа.
Изготовление образца произвольной формы с использованием приемов изготовления ажурной
вышивки
Слайд 26План практической работы:
Нанести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
Провести подготовительную
работу для вышивки – выполнить настил (шов «вперед иголку» или тамбурный).
В необходимых местах выполнить бриды.
Использовать технологические карты как образец приемов работы.
Слайд 27Подведение итогов
Анализ выполнения работ.
Лучшие работы.