Слайд 2Тема:
Определение фракционного состава нефтепродуктов
Слайд 3Цель урока:
Закрепить знания учащихся по определению фракционного состава нефти и нефтепродуктов;
повторить основные понятия и определения; ознакомиться с приборами для выполнения анализа; дать понятие учащимся об основных точках температурного контроля для конкретных нефтепродуктов.
Слайд 4Оснащение урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, схемы приборов.
Слайд 5План урока:
1.Организационная часть.
2.Проверка домашнего задания:
Основные понятия и определения, необходимые для изучения
методики определения фракционного состава.
Определения выводятся на экран с пропущенными ключевыми словами. Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждой группе выдается комплект с карточками пропущенных слов. После того как на экране появляется предложение, учащиеся должны прочитать предложение, осмыслить, посовещаться в группе, выбрать правильное с их точки зрения слово и поднять карточку. Учитывается время и правильность ответа. После этого на экране появляется правильный ответ.
3. Изложение нового материала:
А)Сравнение приборов с ручным управление и автоматическим управлением ;
Б) основные точки контроля для конкретных нефтепродуктов.
4. Самостоятельная работа учащихся для программированного контроля.
5. Подведение итогов. Задание на дом.
Слайд 6Основные понятия и определения при анализе фракционного состава нефти и нефтепродуктов.
Слайд 71.******************в общем смысле называется разделение сложной смеси компонентов на смеси более
простого состава или на индивидуальные составляющие.
Слайд 8 1.Фракционированием
в общем смысле называется разделение сложной смеси компонентов
на смеси более простого состава или на индивидуальные составляющие.
Слайд 92. Как правило, нефть в процессе перегонки (дистилляции) разделяют на части,
каждая из которой является менее сложной смесью. Такие части называются ********** или ***********.
Слайд 102. Как правило, нефть в процессе перегонки (дистилляции) разделяют на части,
каждая из которой является менее сложной смесью. Такие части называются фракциями или дистиллятами.
Слайд 113. В отличие от индивидуальных углеводородов фракции не имеют постоянной температуры
кипения, а выкипают в определенных температурных пределах, т.е. имеют *********** ***** ***** и ******* ****** .
Слайд 123. В отличие от индивидуальных углеводородов фракции не имеют постоянной температуры
кипения, а выкипают в определенных температурных пределах, т.е. имеют температуры начала кипения и конца кипения.
Слайд 134. Наиболее ******* фракции представляют собой различные бензиновые топлива или топлива
для карбюраторных двигателей, - это ************ бензины.
Слайд 144. Наиболее легкие фракции представляют собой различные бензиновые топлива или топлива
для карбюраторных двигателей, - это автомобильные бензины.
Слайд 155. ********* фракции нефти, получаемые при прямой перегонке нефти, составляют
нефтяные фракции, используемые в качестве топлива для ********* ************* .
Слайд 165. Средние фракции нефти, получаемые при прямой перегонке нефти, составляют нефтяные
фракции, используемые в качестве топлива для реактивных двигателей.
Слайд 176. Более ********* нефтяные фракции, выкипающие в пределах от 200 С
до 360 С, составляют основу дизельных топлив, используемых в качестве моторного топлива * ******* *********** .
Слайд 186. Более тяжелые нефтяные фракции, выкипающие в пределах от 200 С
до 360 С, составляют основу дизельных топлив, используемых в качестве моторного топлива в дизельных двигателях.
Слайд 19При определении фракционного состава используют следующие термины:
Слайд 20 7.********** ********* ******* — это температура, отмеченная в момент
падения капли конденсата с конца холодильника в мерный цилиндр в стандартных условиях проведения испытания.
Слайд 217.Температура начала кипения — это температура, отмеченная в момент падения капли
конденсата с конца холодильника в мерный цилиндр в стандартных условиях проведения испытания.
Слайд 22 8. ********** ******* ********* — это максимальная температура,
отмеченная в период завершающей стадии перегонки при стандартных условиях. Это обычно происходит после испарения всей жидкости со дна колбы для разгонки нефтепродукта.
Слайд 238.Температура конца кипения — это максимальная температура, отмеченная в период завершающей
стадии перегонки при стандартных условиях. Это обычно происходит после испарения всей жидкости со дна колбы для разгонки нефтепродукта.
Слайд 24 9. ************ ************ — это температура, при которой начинается термическое
разложение нефтепродукта, следствием которого является выделение белых паров (дыма) в колбе и неустойчивые показания термометра, которые обычно уменьшаются при любой попытке регулировки нагрева колбы.
Слайд 259.Температура разложения — это температура, при которой начинается термическое разложение нефтепродукта,
следствием которого является выделение белых паров (дыма) в колбе и неустойчивые показания термометра, которые обычно уменьшаются при любой попытке регулировки нагрева колбы.
Слайд 2610. ******** ********* *********** — объем конденсата в мерном цилиндре
в см3 пли в процентах, которые отмечаются одновременно с показаниями термометра. Для разных видов топлив устанавливаются различные объемы конденсата в мерном цилиндре и соответствующие ему температуры.
Слайд 2710.Объем отогнанного продукта — объем конденсата в мерном цилиндре в см3
пли в процентах, которые отмечаются одновременно с показаниями термометра. Для разных видов топлив устанавливаются различные объемы конденсата в мерном цилиндре и соответствующие ему температуры.
Слайд 28 11. ********* (******** ) — максимальный выход конденсата в процентах,
достигнутый в период определения фракционного состава (или максимальное количество см3 конденсата в мерном цилиндре после окончания разгонки).
Слайд 2911.Отгон (выход) — максимальный выход конденсата в процентах, достигнутый в период
определения фракционного состава (или максимальное количество см3 конденсата в мерном цилиндре после окончания разгонки).
Слайд 30 12.******** ******* ******* — это сумма объема конденсата в мерном
цилиндре после окончания разгонки и измеренного количества остатка в колбе для разгонки нефтепродуктов. Обычно это величина определяется в процентах, также как и отгон или выход.
Слайд 3112.Восстановленный общий отгон — это сумма объема конденсата в мерном цилиндре
после окончания разгонки и измеренного количества остатка в колбе для разгонки нефтепродуктов. Обычно это величина определяется в процентах, также как и отгон или выход.
Слайд 3213. ********* — потерями при определении фракционного состава называется разность между
100%-м и восстановленными общим объемом в процентах.
Слайд 3313.Потери — потерями при определении фракционного состава называется разность между 100%-м
и восстановленными общим объемом в процентах.
Слайд 34 14.********** — это разность восстановленного общего отгона и отгона (выхода)
в процентах или объем остатка в см3 при непосредственном его измерении.
Слайд 3514.Остаток — это разность восстановленного общего отгона и отгона (выхода) в
процентах или объем остатка в см3 при непосредственном его измерении.
Слайд 3615.Сущность метода определения фракционного состава заключается ** ********** *******
испытуемого продукта при соответствующих стандартных условиях, определяемых ГОСТ.
Слайд 3715.Сущность метода определения фракционного состава заключается в перегонке 100 см3 испытуемого
продукта при соответствующих стандартных условиях, определяемых ГОСТ.
Слайд 38Подводятся итоги проверки. В каждой группе выставляют оценки своим согруппникам, учитывая
их вклад в работу. На всю работу отводится 17-20 мин.
Слайд 394. Изложение нового материала.
А). Знакомство с внешним видом аппаратов для определения
фракционного состава с ручным и автоматическим управлением.
Слайд 40Прибор AD 86 5G для автоматического управления.
Слайд 41Прибор АРН-ЛАБ-1 для ручного управления.
Слайд 42Автоматический аппарат дублирует условия перегонки, указанные в ручном методе. Условия выбирают
из программы контроля, прилагаемой к аппарату. Аппарат регистрирует показания температуры, соответствующие проценту отгона конденсата в виде плавной кривой.
Слайд 43Ручной метод отличается от автоматического тем, что в ручном методе все
данные лаборант записывает в специальный журнал для сохранения данных перегонки нефтепродуктов, а на автоматическом аппарате все данные выводятся на принтер и распечатываются на специальной ленте, где сохраняются все точки перегонки.
Слайд 44Б). Основные точки контроля для конкретных нефтепродуктов:
для нефтепродуктов (автобензин, авиационное топливо,
дизельное топливо) в процессе определения фракционного состава фиксируются следующие точки температурного контроля: для автобензинов — температура начала кипения в °С, температура выкипания 10 процентов объема в мерном цилиндре, температура выкипания 50 процентов объема, температура выкипания 90 процентов объема, температура конца кипения, а для автобенизна А-76 — температура выкипания 96 процентов объема.
Слайд 45Для дизельных топлив — температура выкипания 50 процентов объема и температура
выкипания 96 процентов объема.
Для топлива для реактивных двигателей нормируется температура начала кипения, температура выкипания: 10, 50, 90, 98 процентов объема.