Слайд 1Проект:
Профориентация как здоровьесберегающий ресурс в школе
Выполнили:
Загретдинова Н.Н. Малыхин А.П. Богомазова
Н.И. Фролова Т.Г
МБОУ СОШ№ 3 с УИОП
Проверил: научный руководитель к.п.н.Антонова О.А, доцент
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………….стр 3
Рабочая программа по профориентации в школе……………………………………………………..стр10
Список использованной литературы…………………………………………………………………...стр18
Приложения……………………………………………………………………………………………...стр19
2
Пояснительная записка
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.
Актуальность: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать где продолжить образование или куда пойти работать, какую профессию выбрать в будущем
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность .Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Важность и обязательность профориентации подростков очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.
3
Слайд 4А как сделать правильный выбор? Данная проблема стояла перед молодыми всегда, но
в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.
Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления поверхностные.
4
Слайд 5Цель проекта: формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
информировать подростков
с миром профессий и его многообразием.
диагностировать личностных качеств подростков.
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
познакомить с основами выбора профессии.
ознакомить с тенденциями рынка труда профессий.
5
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка.
6
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
Изучение методической литературы
Анкетирование подростков
Разработка плана проекта
2 этап Основной
Разработка конспектов мероприятий
Апробация проекта
3 этап Заключительный
Анализ и обобщение проделанной работы
Презентация «Успешный выбор »
7
Методы
Наглядные
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
Демонстрационный (рассматривание) – направлен на ознакомление с профессиями.
Практический.
Активные формы работы: методы социально-психологического тренинга; дискуссионный метод; обсуждения различных профориентационных проблем; метод анализа конкретных ситуаций; учебно-игровая деятельность; метод проектов
Выездные экскурсии.
Использование общественных ресурсов ( экскурсии);
8
Слайд 9Участники проекта:
Подростки, педагоги, родители
Оборудование:
электронные таблицы, тесты, мультимедийные презентации, развивающие
задания и упражнения на ПК, научные и обучающие фильмы, релаксационные упражнения и музыка.
9
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
17
Список используемой литературы
Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2014г.
Е.И. Рогов. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2013г.
Е.Е.Смирнова. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2013г.
В.Р. Шмидт. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2015г.
Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2014.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2015г.- (Педагогика. Психология. Управление).
Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2013 г.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2012г. - (Педагогика. Психология. Управление).
Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2014г. - (Педагогика. Психология. Управление).
18
Приложение 1
Тема : Выбор профессионального пути - начало успеха.
Игра «Цепочка профессий»
Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Время проведения от 7—10 до 15 минут.
Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
19
Слайд 203. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми
разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
20
Слайд 21Опросник «Престижная профессия»
Цель: Выявление ведущих мотивов профессиональной направленности.
Инструкция
Из предлагаемого перечня мотивов
выбора профессии Вам необходимо выбрать те, которые отвечают личной точке зрения. Напротив цифры вопроса поставьте плюс, если данный мотив значим для Вас, и - минус, если мотив не имеет значения.
Текст опросника.
1.Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию знаний, умений и навыков в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение в том, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой профессии.
7. Желание руководить другими людьми.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное.
21
Слайд 2210. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои
материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от способностей.
18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ заработать себе на хлеб.
21. Привлекают модные профессии (менеджер, бизнесмен, брокер).
22. Желание принести пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму).
22
Слайд 23
Подсчитывается с помощью ключа количество плюсов в столбцах А, Б, В
отдельно.
Если максимальное количество плюсов преобладает в столбике А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.
Если максимальное количество плюсов находится в столбике Б - привлекают материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склоности, практическая подготовленность учитываются в меньшей степени.
Если максимальное число плюсов оказалось в столбике В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избираемая профессия.
23
Слайд 24Совместная творческая работа «В мире профессий»
Цель: активизация учащихся в подготовке к
профессиональному самоопределению.
Инструкция: На листе ватмана представьте известные вам профессии и специальности, которые нужно проиллюстрировать, а затем о них рассказать. Для этого вы можете использовать картинки и фотографии из журналов, надписи, что-то дорисовать сами. В результате у вас получится цветной коллаж на определенную тему. Затем вы презентуете эти профессии для всех. На выполнение работы отводится 10 минут.
Рефлексия.
Предлагаю закончить фразу:
Я сегодня задумался…
Я сегодня узнал…
Меня удивило…
Я сделал вывод…
24
Приложение 2
Тема: Они учились в нашей школе.
Док. фильм «Наедине со всеми»
Цель: показать значение профессии, трудовой деятельности в жизни человека.
filmodok.ru.ru›publ…peredachi/biografija/alsu_quot…1…
О фильме: Это фильм о певице Алсу, которая стала популярной в 15 лет, а в 16 лет заняла второе место на Евровидении.
Круглый стол. Беседа с успешным выпускником «Выбираем свой путь»
Цель: Способствовать в сознательном профессиональном самоопределении.
Подготовка к проведению круглого стола: Приглашение успешных выпускников к участию в проведении круглого стола с целью обозначения темы, подготовки их мнения по данному направлению;
25
Слайд 26Игра «Пантомима»
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.
Раздаются карточки с указанной
там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий: плотник, пилот, учитель, портниха, врач, повар и. т. д.
26
Приложение 3
Тема: Как стать уверенным.
Тренинг ”Рука судьбы”
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Учитель: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Ребята(если они знают): Должны выполняться три условия
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
27
Слайд 28Игра «Представиться по-разному»
Цель: развитие внутренней свободы в общении и в действии.
Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
Научный фильм «Жесты»
Цель: Изучить невербальное общение, обратив особое внимание на значение жестов и мимики человека.
youtube.comyoutube.com›watch?v=WaMUy7EHPrg
28
Приложение 4
Тема: Дорога в завтра.
Фильм «Профессии нового времени».
Цель: познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности.
www.youtube.comwww.youtube.com; portall.zp.ua
Игра – дискуссия «Профессии будущего»
Цель: проверка сформированости личного профессионального плана .
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.
29
Слайд 30«Коллаж мечты»
Цель: выразить свое отношение , свои мысли, свои взгляд, свое
понимание выбора будущей профессии.
Время выполнения : 40 мин
При составлении коллажей могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1), ножницы, клей, фломастеры, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.)
Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы). Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
30
Приложение 5
Тема: Мы выбираем нас выбирают.
Тест «Капитан или пассажир?»
Цель: Проанализировать характерные черты ответственности.
Кто Вы: капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Предлагаемые вопросы способны прояснить для вас эту ситуацию. Отвечайте "Да", "Нет" или "Не знаю".
1. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
2. У меня не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, а поразмышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».
5. Алкоголики сами виноваты в своей болезни.
6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким (такой), какой (какая) я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно.
8. Во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
9. Любую проблему можно решить.
10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
11. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
31
Слайд 3212. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую
сторону улицы.
13. Каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Подведем итоги. За каждый ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «Нет» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12, 14, 15 вы получаете по 10 баллов. За ответы «Не знаю» — по 5 баллов.
100 — 150 баллов. Вы "капитан" собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем.
50 — 99 баллов. Вы охотно бываете "рулевым", но можете, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками.
До 49 баллов. Вы легко подчиняетесь внешним силам. В своих трудностях обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой.
32
Слайд 33Опросник «Какой я в общении»
Цель: определения уровня коммуникабельности, общительности.
Прочитайте вопросы
и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом следует отвечать «ДА», «И ДА, И НЕТ», «НЕТ».
Вопросы
1.Много ли у тебя друзей?
2.Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3.Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4.Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5.Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6.Можешь ли ты скрыть своё раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7.Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8.Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9.Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10.Способен ли ты идти в общении на компромисс?
11.Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12.Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнал о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Обработка результатовЗа каждый ответ «ДА» поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «И ДА, И НЕТ» - 2 очка. За каждый ответ «НЕТ» поставьте себе 1 очко. А теперь суммируйте свои очки. 33
Слайд 34Интерпретация результатов
30 - 39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий
большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять и дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
20 - 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.
До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, навыкам.
34
Слайд 35Игра на сплочение «Фигуры»
Цель: сплочение команды и построение эффективного командного взаимодействия.
В
ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.
Размер группы: 6–20 человек
Время: 10–15 минут
Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено? Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание? Выслушиваем ответы, но не комментируем их.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Подводим итоги упражнения:
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделаете из упражнения? 35
Приложение 6
Тема: Твоя жизнь траектория.
Игра «Из лимона лимонад»
Цель: творческое самораскрытие учеников и повышение их компетентности в области социальной адаптации.
Инструкция
Каждой команде необходимо придумать возможную неприятность для соперников. А тем, найти позитивный ответ. Например: игрок 1 команды - Ой, котлеты сгорели! Игрок 2 команды - Ну так хорошо, мясо, особенно жаренное ,очень вредно для желудка Ой, свет в квартире вырубился, пробки перегорели Игрок 3 команды - Здорово, можно устроить романтический вечер при свечах и т.д. Задача соотносить «лимоны» с социальным типажом группы.
Тренинг «Один день из жизни»
Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Инструкция
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.
2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных.
36
Слайд 37 К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть
таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
37
Слайд 38Экскурсии на предприятия родителей.
Цель: познакомить учащихся с реальным производственным процессом на
предприятиях и организациях.
38
Приложение 7
Тема : Перспектива успеха.
Игра «Советчик»
Цель: получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом, но более ,эффективно она проходит в подгруппе из 12—15 человек. Время проведения — от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:
1. Все участники вырывают из тетрадей ч истые листочки.
2. Листочки кладутся вертикально и делятся натри равные колонки, т.е. делают бланк (см. Таблицу ). 3. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.
4. Всем дастся задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7— 10 минут.
5. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия.
Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как зачитывается всё по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д. 39
Слайд 40
Всем присутствующим ведущий может посоветовать, повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей,
а что-то может для себя и пометить в тетрадях
41
40
Слайд 41Тестирование по Голланду «Определение профессиональной направленности личности»
Цель: определение профессиональной направленности личности.
41
Слайд 43Ключ к тесту
Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А,
17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
43
.
Слайд 44Интерпретация результатов теста
Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и
перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна не социальность, оригинальность.
Профессии – музыцирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям.
44
Слайд 45Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают
проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
45
Слайд 46Игра« Лучший мотив»
Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора
профессии.
Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
46
Слайд 4714. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая,
легкая, спокойная работа.
Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.
47
Приложение 8
Тема: Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Дискуссия «Заработная плата работников»
Цель дискуссии - актуализировать в сознании участников необходимость осмысления проблемы справедливости (и несправедливости) в оценке труда разных специалистов.
Дискуссия проводится с учащимися 8-11 классов или со взрослыми (студентами, слушателями различных курсов и т.п.). По времени она может занять от 40 минут до 1,5 часов и более. Желательно работать в аудитории, где есть обычная доска с мелом.
Процедура игры-дискуссии следующая:
1, Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует таблицу. Ведущий показывает, как лучше ее оформить на доске.
2. В графах "профессии" ведущий предлагает вписать одинаковые для всех профессии - их и будут обсуждать в игре (в нашем примере использованы следующие профессии: "уборщица в обычной стационарной больнице", "уборщица в коммерческом банке" и "педагог-психолог").
48
Слайд 493. В таблице каждый участник самостоятельно проставляет ниже выписанных профессий сколько,
с его точки зрения, работники этих профессий зарабатывают "реально", и сколько они должны были бы зарабатывать "по справедливости". Например, уборщица в стационарной больнице реальная зарплата - 8000 рублей, уборщица в коммерческом банке- 12000рублей, педагог – психолог -10000рублей.
4. Далее каждый участник в графе "универсальные критерии оплаты" выписывает то, что, по его мнению, должно стать основой для справедливой оценки труда самых разных работников. Например, время на работу, уровень образования, стаж, хорошие отношения с начальством и т.п.
Все эти этапы работы (1-4) являются скорее подготовкой к самой игре-дискуссии.
5. После этого ведущий может либо: 1) собрать листочки для последующего анализа: результаты такого анализа можно было бы сообщить после небольшого перерыва или сравнить с мнениями и оценками участников игры уже после ее завершения, проведя аналогичную работу с заполнением листочков), либо 2) оставить листочки участникам, чтобы они могли опираться на свои оценки и критерии в ходе дальнейшей работы.
6.Далее возможны разные варианты продолжения работы с группой.
Например: Ведущий, постоянно обращаясь к участникам, спрашивает их, какие оценки и какие критерии выписать в таблице на доске. При этом у участников могут быть разные мнения. Задача ведущего не навязывать своих мнений и оценок, а именно организовать совместное обсуждение.
49
Слайд 50Игровое упражнение «Походка» («Поступь профессионала»)
Цель упражнения- в веселой форме смоделировать некоторые
типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов.
Время проведения - 30 — 40 минут.
Инструкция
1.Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.
Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел бы изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у вас соотносилась его походка.
Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом скажет ему на ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки.
50
Слайд 51Сценка «Имидж делового человека»
Цель: сформировать у подростков представления о имидже делового
человека, самого различного уровня и специальности, его уверенности в себе.
Ведущий 1. Отношение к одежде определяется взглядами человека и его потребностями, оно меняется во времени по мере изменения внешности и личности, с возрастом. НО…..
Большую роль в социальной презентации человека играет одежда. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей. Создать образ – создать имидж. «Имидж» в русском языке имеет два значения: внешне наблюдаемый облик и «образ – представление – репутация».
Ведущий 2. Имидж включает в себя не только стиль одежды, её качество, но и внешний облик, манеры, умение двигаться и держаться в обществе. При создании имиджа немаловажную роль имеет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.
Костюм в нашем случае объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но изменять манеры и даже характер своего носителя. От внешнего облика человека во многом зависит его успех в профессиональной, общественной и личной жизни.
Ведущий 1. На примере одной истории мы покажем, как можно создать свой образ, изменить себя и изменить восприятие нас окружающими.
«Сказочница».
Одну простую сказку, а может и не сказку, а может не простую хотим мы рассказать……
51
Жила-была девочка Машенька…
Добрая и послушная дочка, заботливая внучка,
Умница и отличница в школе.
Родители и учителя нарадоваться не могли…
Глупостями не занималась, с мальчиками не встречалась,
А очень она любила книжки читать и ум свой развивать.
И денежки из семейного бюджета не на яркие побрякушки тратила,
А на умные книжки и учебники. «Сказочница».
…….И закончила она школу с «золотой» медалью.
И поступила она в престижный ВУЗ.
И его закончила с «красным» дипломом.
И вышла на распутье трёх дорог….
«Куда пойти? Где применить свой кладец знаний?»……
И пошла она по фирмам, искать свою долю.
Куда не зайдет, вроде бы и разговор идет правильный,
Вроде бы и на все вопросы отвечает уверенно,
Но только не на ней руководители свой выбор останавливают!
Опечалилась Машенька.
Дома родители успокаивают, а как помочь не знают.
52
Слайд 53И пошла она к одной тёте своей за советом.
А тетя её
дизайнером работала.
Выслушала, посмотрела внимательно на неё
И дала маленький ларец с советами….
Советы по выбору стилевых решений в одежде.
Пришла Машенька домой, открыла ларец
И все советы на себя примерила.
И пошла она снова счастье своё искать.
«Сказочница».
И зашла она в фирму престижную….
Только зашла другой Машенькой: стан прямой,
Взгляд уверенный, голос поставленный.
И не прошло и пяти минут, как должность предложена была ей
С доходом немереным…..
Время всё работа интересная поглотила.
И ценят её сотрудники и уважают за ум,
Твердость, деловитость небывалые!
Стала жить да поживать и добра наживать
Сказка ложь, да в ней намёк и на будущее всем урок.
53
Приложение 9
Тема: Проектирование профессионального жизненного пути.
Игра «Ловушки копканчки»
Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).
2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!
3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.
54
Слайд 55Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними,
исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.
4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).
5. Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет. 55
Слайд 566. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
7.
После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.
В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.
56
Слайд 57Тренинг «Творческие успехи»
Цель: исследование путей самореализации через профессию.
Инструкция:
Вступительное слово: Наверно каждый
из нас уже так или иначе выбрал свой путь, свою область деятельности и представляет каким специалистом он хочет быть. Давайте пофантазируем каких творческих успехов вы сможете добиться развиваясь в этом направлении. Как в связи с этим изменитесь вы, а как изменится ваше окружение, семья, друзья. Посмотрите на эту картинку с разных сторон, побудьте в этих ощущениях. Запомните их. Как только вы почувствуете возможным открывайте глаза. А теперь нарисуйте «свои творческие успехи».
На выполнение задания отводится 10-15 минут
«Предлагаю разложить работы по кругу на полу. Походите и посмотрите на работы других. Отметьте те работы, которые вас привлекли. Может быть, чья-то работа или ряд работ оказались очень схожей с вашей в какой-то основной идее. Положите свою работу рядом с той, которая наиболее созвучна с вашей работой».
Комментарий: Задание выполняется по кругу. Если рядом с работой участника уже лежит работа, то он может взять обе эти работы и положить рядом с той, которая для него кажется созвучной. Если образуется какая-то группа, и кто-либо из участников хочет к ней присоединиться, то свою работу он все равно кладет рядом с той, которая наиболее подходит к его.
В результате упражнения должно получиться несколько групп. После чего группам дается задание.
«Каждая группа должна представить свой способ развития. И ответить на такие вопросы .(Вопросы записываются на доске) 57
57
Слайд 58Какова основная цель вашей группы ?(зачем вы все это делаете)?
Способы достижения
целей? (как? С помощью кого или чего?
Что происходит с вами и с вашим окружением?
Что уже сделано для осуществления цели?
Чем вы можете пользоваться из своего уже имеющегося багажа? Что необходимо еще приобрести?
На сколько реально достижение этой цели?»
Комментарий: На выполнение групповой работы отводится 10 минут. По окончанию времени группа, которая последней закончила работу (или даже еще не успела закончить ее) начинает презентацию.
Комментарий к презентации групп: Группа выбирает одного или двух человек, которые будут презентовать творческие успехи и путь развития группы. На презентацию отводиться три минуты. По истечении времени все участники могут задавать вопросы или высказать свое мнение.
58
Слайд 59Беседа со специалистами Центра занятости населения
Цель: информирование подростков в профессиональной
ориентации на получение профессий, востребованных на рынке труда
В ходе беседы учащиеся получают информацию, о специфике работы центра занятости населения, узнают о том, как проводится работа с безработными гражданами и обратившимися, какие документы необходимо иметь, для того, чтобы встать на учет, какие специальности востребованы.
Так же узнают о программах, которыми занимается профориентационный отдел, о курсовых подготовках, о услуге профессиональной ориентации.
Учащиеся активно участвовали в беседе со специалистами, задавали вопросы. Рассказывали о том, кто вставал на учет и по какой специальности работали в летнее время.
59
Приложение 10
Тема: Успешная карьера.
КВН «Вернисаж профессий»
Ход мероприятия
1 ведущий:
У меня растут года, будет и 17,
Где работать мне тогда, чем заниматься?
2 ведущий: Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.
1 ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы рады приветствовать вас на нашей игре КВН «Мир профессий». В процессе которой каждая команда сможет:
2 ведущий: – поразмышлять о том, каков он, мир профессий;
1 ведущий: – расширить знания о мире профессионального труда;
2 ведущий: Следить за ходом игры, определять уровень вашей осведомленности о мире профессий будет жюри в следующем составе (ФИО членов жюри)
Вести сегодняшний КВН будем мы: (фамилии ведущих)
Жеребьевка выступления команд для показа домашнего задания.
1 ведущий: Классы и члены жюри представлены, нам остается пожелать всем «ни пуха, ни пера» .
60
Слайд 61ЗАДАНИЕ 1. «Создай символ профессии из подручных средств».
2 ведущий: Задание №1 – для
болельщиков команды. «Создай символ профессии из подручных средств». Болельщикам команды (4 человека) предлагается из подручного материала создать символ профессии, которую представляют их товарищи.
Время выполнения – мах – 15 минут. Ребята выполняют работу в отдельном классе.
Материалы: клей, цветная бумага, фольга, булавки, стиплер, картон, спичечные коробки, карандаши, пласт. бутылки, различные коробки, нитки, веревки.
При создании символа можно использовать любой набор из предлагаемых материалов.
Оценивается: творчество, оригинальность, соответствие символа профессии, качество исполнения, время. Баллы: мин – 1; мах – 5.
1 ведущий: А предоставить сцену для первого конкурсного выступления с домашним заданием хотим команде
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команд.
Ребята демонстрируют домашнее задание: каждая команда рекламирует профессии, используя разнообразные приемы и средства. За задание – максимальное количество – 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 2. Конкурс «Разминка-юморинка»
2 ведущий: Для вас «Разминка-юморинка». Для участия в этом конкурсе приглашаются по 2 человека от команды. За каждое правильное слово получаете 1 балл. Время 3 минуты.
1 ведущий: Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Слова (Рвач,Терка, Марля, Фиакр,Кредитор,Старина,Авдотка, Травинка,Альков)
61
Слайд 621 ведущий: Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов 1 и 2 конкурсов.
ЗАДАНИЕ 3. «Что
это за профессия?»
1 ведущий: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это проверим.
2 ведущий: Конкурс «Что это за профессия?» Только один из предложенных ответов является правильным. Команды получают карточки, куда вписывают правильный ответ. Из трех предложенных ответов нужно выбрать один правильный. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Логист –
А) занимается логикой
Б) специалист по управлению транспортировкой продукции
В) организует конференции и научные саммиты.
1 ведущий:
Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации
2. Веб-мастер – …
А) работает на компьютере;
Б) разрабатывает программы;
В) разрабатывает проекты сайтов. 62
Слайд 632 ведущий: Веб-мастер – разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик
востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог – …
А) работает на рынке ценных бумаг;
Б) тот, кто изучает рынок;
В) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
1 ведущий: Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.
4. Фандрайзер – …
А) ищет деньги и и возможности для организации;
Б) фанат, которого занимает звезда;
В) изучает пути развития предприятий.
2 ведущий: Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию
Постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзергу. Часто работают при крупных научных центрах.
63
Слайд 645. РR-агент – …
А) связан с политикой;
Б) специалист по связям с
общественностью;
В)выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
1 ведущий: РR-агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.
6. Имиджмейкер – …
А) философ;
Б) парикмахер;
В) имидж-консультант.
2 ведущий: Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа – образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не
только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
1 ведущий: Думаем, что жюри уже оценило и этот конкурс, давайте послушаем результаты.
ЗАДАНИЕ 4. Упражнение «Профессия на букву».
2 ведущий: Задание №4 – для болельщиков команды. Упражнение «Профессия на букву».
64
Слайд 65Болельщики команды (3 человека) получают задание: «Написать как можно больше профессий
на заданную букву».
Болельщики вытягивают заданную букву, удаляются в соседнее помещение, и там составляют список профессий. Время работы – 5 мин.Каждая профессия оценивается в 0,5 балла.
2 ведущий: А сейчас на сцену приглашается команда 2. Она показывает свое дом.задание.
ЗАДАНИЕ 5. Конкурс «Собери пословицу»
2 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН – это конкурс «Собери профессию».
1 ведущий: Команды за 2 минуты угадывают пословицы о профессиях. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
2 ведущий: Вам розданы комплекты листочков с перемешанными половинками пословиц. Побеждает та команда, которая быстрее соберет полностью все свои пословицы.
Пословицы:
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Бездельничать любил — жизнь погубил.
Взялся за дело — выполняй его умело.
Кто ловок в труде — кует счастье себе.
Если инструмент тупой, то работник ты плохой.
Тот человек в почете, чьи руки в работе.
65
Слайд 662 ведущий: Слово предоставляется жюри для подведение итога Конкурс «Собери профессию».
Подведение итогов.
ЗАДАНИЕ№ 6. «Блиц-опрос».
1 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН «Блиц-опрос». Вашему вниманию предлагаем вопросы, связанные с различными профессиями. Вы должны поднять карточку с правильным ответом. (на экране появляютя вопросы с вариантами ответов, правильный после ответа выделяется)
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари
Где работает брокер?
а) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.
За чем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.
Представителями какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы; 68
Слайд 67б) цирюльники;
в) алхимики.
Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
А) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.
ЗАДАНИЕ 7.
Конкурс «Импровизация».
1 ведущий: Еще одно задание командами пройдено, перейдем к следующему. Конкурс «Импровизация». Ваша задача – изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Причем сделать это нужно так, чтобы участники других команд могли догадаться и назвать правильный ответ. (командам раздаются карточки с названием профессий: художник, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, шахтер)
Если участники команды правильно отгадывают, то получают 2 балла.
2 ведущий: Итак, все импровизации показаны, ждем оценок жюри за 2 конкурса.
Подведение итогов.
ЗАДАНИЕ 8. Задание «Выбери профессию».
1 ведущий: А сейчас пройдет уже традиционный конкурс нашего КВН – это задание «Выбери профессию»
2 ведущий: За 3 минуты вам необходимо из предложенного списка выбрать слова, обозначающие профессию, специальность и должность.
67
Слайд 682 ведущий: Все домашние задания показаны, ждем оценок жюри за задание «Выбери профессию».
Подведение
итогов.
1 ведущий: Все конкурсы сыграны. Осталось подвести итоги сегодняшней игры. (слайд 39)
Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами, объявляется победитель. Проводится награждение.
2 ведущий: До свидания. До встречи.
68
Слайд 69Написание резюме
Цель резюме - научить учащихся правильному составлению резюме.
Инструкция
При устройстве на работу
обязательно потребуется резюме, составленное в определенной форме.
Грамотно составленное резюме является одним из основополагающих факторов успешного трудоустройства, именно с него начинается заочное знакомство соискателя с работодателем.
Встреча с работодателем состоится только в том случае, если его заинтересует ваше резюме.
Образец резюме
студента (без опыта работы)
Иванова Ольга Викторовна
Дата рождения: 21.11.1988
Адрес проживания: г. Москва, ул. Мира, 21, кв. 14
Телефон: (495) 756-17-29
e-mail: ivanova_o@gmail.com
Цель: получение должности продавца-консультанта.
Образование: 2006-2011, Российский государственный торгово-экономический университет, факультет коммерции и маркетинга, специальность: коммерция, магистратура.
69
Слайд 70Дополнительная информация:
- март-апрель 2011 г.: преддипломная практика в ООО «Витязь», сфера
деятельности: оптовая торговля продуктами питания, г. Москва. Применение на практике концепции мерчендайзинга;
- октябрь 2010 г.: участие в деловой игре в студенческой олимпиаде «Предпринимательство и менеджмент», 1 место в командном зачете;
- март 2010 г: участие в студенческой научной конференции «Маркетинг и коммерция-2010».
Профессиональные навыки: уверенный пользователь ПК: Microsoft Office, навыки работы в сети Интернет. Высокий уровень знания английского языка.
Личные качества: ответственность, настойчивость, стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность, инициативность, быстрая обучаемость, умение работать в команде, нацеленность на результат.
70
Слайд 71Презентация учащимися «Успешный выбор»
Цель: формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору
71