Слайд 1Перспективы развития России до 2020 года
Подготовили:
Вихарева М. и Махсудова С.
Слайд 2Среднесрочный прогноз развития российской экономики на 2016–2020 гг.
В рамках данного прогноза
мы рассмотрели два сценария. Первый предусматривает сохранение цен на нефть Urals на уровне 35 долл. до 2020 г. Второй исходит из роста нефтяных цен до 45 долл. в 2016 г. и их стабилизации на уровне 50 долл. в 2017-2020 гг. Оба сценария предполагают сохранение действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике. Также мы рассмотрели риски возможного изменения в сложившейся ситуации денежно-кредитной и бюджетной политики с целью стимулирования экономического роста.
Слайд 3Предпосылки прогноза
Усиление конкуренции на мировом рынке нефти, обусловленное развитием сланцевых технологий
и снятием санкций с Ирана, носит долговременный характер, что создаёт условия для сохранения цен на нефть на низких уровнях в среднесрочной перспективе. В рамках данного прогноза мы рассматриваем два сценария, отличающихся динамикой цен на нефть.
Первый сценарий – "35" (базовый)
Второй сценарий – "50"
Слайд 4Динамика среднегодовой цены на нефть марки Urals в сценариях прогноза, долл.
Вплоть
до 2020 г. доступ России к внешнему финансированию остаётся ограниченным. Добыча нефти снижается с 533 млн т в 2015 г. до 520 млн т в 2020 г. в сценарии "35" и 524 млн т – в сценарии "50".
Слайд 5Сценарий "35"
Сохранение цен на нефть марки Urals на уровне 35 долл.,
который является критическим как для нефтегазового сектора, так и для федерального бюджета, существенно ограничивает ресурсы для поддержания спроса в экономике и тем самым провоцирует продолжительную рецессию, выступающую механизмом адаптации к новым внешним условиям. Бюджетные ограничения усиливаются также из-за продолжающегося действия западных санкций, ограничивающих доступ к зарубежному финансированию. Дефицит федерального бюджета достигает в 2016 г. 4,1% ВВП. Снижающийся в 2016-2019 гг. спрос государства становится важным фактором, способствующим "сжатию" экономики в эти годы. Сохранение оттока капитала на уровне более 50 млрд долл. в 2016 г. будет способствовать удержанию курса в среднем за год на уровне около 73,5 руб./долл. – при отсутствии интервенций со стороны Банка России. В последующие годы стабилизация цен на нефть, а также возобновление наращивания Банком России международных резервов, создадут условия для сохранения относительно стабильного в среднесрочной перспективе курса рубля, что не исключает достаточно высокой внутригодовой волатильности.
Слайд 6Основные показатели прогноза на 2016–2020 гг. Сценарий "35"
Слайд 9Динамика годовой инфляции в сценариях прогноза, %
Падение инвестиций в основной капитал
по итогам 2016 г. составит 6,7%, а в последующие годы будет продолжаться темпом 2-4%. Адаптация к новому, более низкому уровню спроса в экономике, будет осуществляться за счёт инвестиций и за понижения нормы запасов в экономике. Падение совокупного внутреннего спроса в 2016 г. будет частично компенсироваться падением импорта. Экспорт товаров окажет нейтральное воздействие на экономический рост. С 2017 г. рост экспорта может внести небольшой положительный вклад в динамику ВВП.
Слайд 10Вклады компонент спроса в годовой прирост ВВП, сценарий "35"
Плавность адаптации бюджета
к более низким ценам на нефть даётся ценой практически полного расходования суверенных фондов. Резервный фонд при нефти 35 долл. заканчивается уже в 2017 г. К концу 2020 г. почти все средства суверенных фондов в том или ином виде оказываются израсходованы.
Сохранение цен на нефть на уровне 35 долл. создаёт предпосылки для продолжительной рецессии, в наибольшей степени обусловленной необходимостью адаптации бюджетной сферы к новым внешним условиям.
Слайд 11Уровень ВВП в реальном выражении в сценариях прогноза (100 = 2014
г.)
Уровень средней зарплаты в реальном выражении в 2017-2019 гг. будет примерно на 6-7% ниже, чем в 2015 г., и на 15% ниже – чем в 2014 г. Уровень безработицы вырастет– относительно небольшой рост безработицы обуславливает более сильное падение зарплат в реальном выражении. Экономика переходит к относительно устойчивому низкому уровню инфляции, который является одним из главнейших факторов финансовой устойчивости экономики и необходимым условием для появления долгосрочных инвестиций.
Слайд 12Зарплата в реальном выражении в сценариях прогноза (100 = 2014 г.)
Слайд 13Сценарий "50"
Рост цен на нефть до 45 долл. в среднем в
2016 г. и 50 долл. в 2017-2020 гг. уменьшит глубину рецессии, но не даст достаточно ресурсов для роста экономики в ближайшие годы. Падение ВВП в 2016 г. составит 0,8% против 1,6% в сценарии "35". В 2017 г. экономика, избежит падения на фоне благоприятной динамики цен на нефть, однако в 2018-2019 гг. отсутствие новых драйверов роста создаст условия для очередного погружения в рецессию, менее глубокую, чем в аналогичный период в сценарии "35".
Слайд 14Основные показатели прогноза на 2016–2020 гг. Сценарий “50”
Слайд 17Вклады компонент спроса в годовой прирост ВВП, сценарий "50"
За 2016-2019 гг.
ВВП может сократиться в сумме на 2% и вернуться к уровню 2011 г. Уровень средней зарплаты в 2017 г. вернётся к уровню 2011 г. и будет на 3-4% ниже, чем в 2015 г. и на 12-13% ниже – чем в 2014 г. Сохранение цен на нефть на уровне 50 долл. при условии отсутствия повышения налоговой нагрузки и проведения Банком России умеренно жёсткой денежно-кредитной политики создаст условия для снижения инфляции до 4% начиная с 2017-2018 гг.
Слайд 18Риски прогноза
Основной экономический риск данного прогноза заключается в том, что цена нефти может
опуститься ниже 35 долл., что увеличит дефицит федерального бюджета, усилит потребительский и инвестиционный спад. Рецессия окажется ещё более глубокой, а инфляция – более высокой.
Политические риски лежат в сфере фискальной и монетарной политики.
Во-первых, есть вероятность, что власти будут решать проблему большого дефицита федерального бюджета за счёт увеличения налоговой нагрузки. Эта мера, облегчая бюджетный кризис, приведёт к росту инфляции, и по сути будет являться перераспределением спроса. Рост налоговой нагрузки в кризис не только ухудшит состояние предприятий, но и скажется на их инвестиционных предпочтениях. Рецессия в этом случае, вероятно, только усилится.
Во-вторых, власти могут избрать путь монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
Слайд 19Выводы из прогноза
Для населения. Снижение реальных доходов населения будет продолжаться еще в
течение одного-трех лет. При нефтяных ценах 35 долл. итоговое за 2016-2018 гг. падение реальных зарплат может превысить 6%. Безработица превысит 6,0%. Развитие бюджетного кризиса будет сопровождаться форсированной коммерциализацией многих оказываемых населению государственных услуг, ростом стоимости платных услуг, ухудшением качества услуг, особенно предоставляемых бесплатно. Рост цен на нефть до 45-50 долл. несколько улучшит ситуацию с доходами населения, но возврат в 2014 г. остаётся за пределами 2020 г. Ухудшение доступа к государственным услугам пройдёт несколько более мягко, но ресурсов для последующего улучшения ситуации не хватает.
Слайд 20Выводы из прогноза
Для бизнеса. Бизнес в среднесрочном периоде скорее будет бороться за
выживание, чем развивать новые производства. В сочетании с умеренно-жёсткой денежно-кредитной политикой это создаёт неблагоприятные условия для инвестиционной активности предприятий. При сохранении репрессивного уклона внутренней политики условия для развития малого и среднего бизнеса не горизонте данного прогноза улучшаться не будут.
Слайд 21Выводы из прогноза
Для государства. Возможны четыре направления борьбы с фискальным кризисом: увеличивать
масштабы приватизации, повышать налоги, снижать расходы и включить "печатный станок".
Проведение приватизации в обоих сценариях ограничивается объёмом в 500 млрд рублей в год в 2016-2017 г. Приватизация могла бы сэкономить часть суверенных фондов и создать условия для развития конкуренции в экономике, способствуя росту эффективности отдельных отраслей, притоку капитала и улучшению перспектив роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе.
Повышение налогов во время рецессии ударит по оказавшимся в трудных условиях предприятиям, которые могут не выдержать нагрузки, приняв решение о закрытии бизнеса или об уходе в тень. Если же речь идёт о косвенных налогах, то это увеличивает инфляцию, которая пока и без того остается на высоком уровне.
Слайд 22Выводы из прогноза
Постепенное сжатие расходов в реальном выражении также усугубит рецессию,
в случае успеха поможет достичь макроэкономической сбалансированности – дефицит будет снижен до безопасных уровней, а инфляция опустится до оптимальных 3-4%. Главной проблемой является "институциональные ограничения". В условиях сокращения бюджетного пирога крупные и сильные лоббисты вытесняют более слабых, не принимая во внимание рациональные аргументы о сравнительной эффективности и общественной значимости различных видов расходов. Снижение объемов и качества бюджетных услуг чревато в будущем деградацией образовательного и культурного уровня людей, ростом заболеваемости и смертности, а балансировка пенсионной системы без реформы, просто за счет постепенного обесценения пенсионных обязательств – откатом к временам массовой бедности. При этом даже при таком подходе уже в 2017-2018 гг. заканчивается Резервный фонд, а к 2020 г. – начинают подходить к концу ликвидные средства ФНБ.
Слайд 23Выводы из прогноза
Эмиссионное финансирование бюджетного дефицита будет способствовать усилению макроэкономической нестабильности.
Доходы и сбережения населения продолжат сокращаться в реальном выражении. Важную роль будет играть изменение поведения экономических агентов, которые будут заранее готовиться к последствиям политики эмиссионного финансирования, наращивая валютные активы. При этом особым риском для России является ручное управление экономикой с присущей ему безаппеляционностью: объёмы эмиссии могут выйти за безопасные пределы, после чего процесс станет необратимым и может привести к полной потере макроэкономической стабильности. В средне- и долгосрочной перспективе монетарное финансирование приводит к значительному росту макроэкономических рисков.
Слайд 24Выводы из прогноза
Все усилия по стабилизации макроэкономики не дадут устойчивого эффекта,
если при этом крупнейшие госкорпорации, оборонное лобби, силовые структуры и аффилированные с государством подрядчики не будут готовы снизить свои аппетиты. Такая ситуация очень скоро создаст гораздо более ощутимое, чем в предыдущие годы, "давление" на правящие группы в пользу неимитационных институциональных изменений внутри страны, а также нормализации отношений с зарубежными странами.