Слайд 1Особенности природы нашего края
Автор: Мохирева Елена Александровна,
9 класс, МБОУ СОШ №1, г. Верхний Уфалей
Руководитель: Семёнова Людмила Геннадьевна,
учитель технологии МБОУ СОШ №1
Слайд 2
Мой край – город Верхний Уфалей
Челябинской области
Старинный уральский город богат своими
историческими корнями. Основан в 1761 г крупным заводовладельцем Иваном Мосоловым как посёлок при чугуноплавильном и железоделательном заводе на реке Уфалей.
Слайд 3Географическое положение
Город расположен на реке
Уфалей (приток Уфыприток Уфы), в
178 км от Челябинскаприток Уфы), в 178 км от Челябинска, на севере Челябинской области, на границе со Свердловской областью, в южной части восточного склона Среднего Урала. Рельеф территории города в основном занят Уральскими горами, склоны которых сложены
карстовыми карстовыми породами. Недалеко находятся озёра Аракуль карстовыми породами. Недалеко находятся озёра Аракуль и Иткуль.
Ве́рхний Уфале́й — город (с 1940 — город (с 1940) в России, областного подчинения Челябинской области. Население 33 тыс. чел.
Слайд 4Верхний Уфалей расположен на реке Уфалей
Слайд 5Шихан (от башкирского "уван" - высокая конусообразная гора) - скальная цепь на горе Аракуля,
протянувшуюся с востока на запад более чем на два километра. Расположен в предгорьях Уральского хребта.
Шихан сложен огромными гранитными плитами и глыбами, обтесанными веками стихией, что придает его виду старческий и величественный вид. Скалы успешно используется скалолазами для тренировок и проведения соревнований.
Максимальная высота над землёй 80 метров (вершина Чемберлен). С самой высокой точки видно сразу 11 озер.
Высота Шихана 563 метра над уровнем моря.
Слайд 6 У подножия Шихана лежит одно из живописнейших уральских озер - Аракуль.
В 1969 году озеро было признано памятником природы. Проводимые археологические расскопки на берегу озера Аракуль выявили древние стоянки человека, датирующиеся эпохами ранней бронзы, и раннего железного века. Всего в окрестностях Аракуля известно в настоящее время 13 археологических памятников (от энеолита до второй половины XIX века). Озеро Аракуль (в переводе – «дальнее озеро»), интересно своей природой и богатой
«рыбной» историей. Берега высокие, скалистые, заболоченных немного. Дно в центре илистое, у берегов песчаное с галькой. Озеро проточное, с запада и юга оно принимает в себя две небольшие речки – Ольховку и Каганку, а на севере из него вытекает река Аракулька. Площадь озера 3 кв.км, средняя глубина 5,3 м, наибольшая 12 м. Объём воды в озере 21,9 млн.куб.м, она пресная, минерализация 240 мг/л, по химическому составу относится к гидрокарбонатно-кальциевому типу.
В воде присутствуют разнообразные микроэлементы.
Слайд 7Большой камень, памятник природы Челябинской области.
Слайд 10«А Весна играет и радуется, топит снег.
Бурлит ручьями, поёт жаворонком,
пробуждает озимь.
Первой очнулась старая берёза, и от её корней вверх по стволу
стал подниматься тёплый сладкий сок…»
Слайд 11«Вот и лето! Люди отдыхают в парках, любуются достопримечательностями. Всё славно
зеленеет и блестит
на солнышке, птичий хор не смолкает в кустарниках…»
Слайд 12«Солнышко всё реже выглядывало из-за туч.
Теперь прятались лесные жители, кто в
травку,
кто под корешок, кто в норку.
Листья деревьев стали краснеть, желтеть и опадать…»
Слайд 13«Тишина в лесу. И везде снег. Белыми шапочками он лежит
на
пеньках, на сучьях, на еловых лапах. В снежной перине
утонули кусты, мелкие ёлочки засыпаны до макушек.
Дремлют деревья в сонном зимнем царстве.
Зима – ночь года, сон лесов и полей…»
«Какая красота нашей природы!»
Слайд 14
История родного края напоминает нам о необходимости беречь наше культурное наследие, которое
принадлежит не только данной территории, России, но всему миру. Сохранение этого наследия, памяти о своей большой и малой родине - качество культурного человека и любого народа, который хочет назваться цивилизованным.
«Так здорово, что я живу в Уфалее
Где так прекрасен город мой
Где реки и леса всегда красивы
Природа – мать всегда щедра»
Природа – источник красоты и основа жизни людей.
Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого человека.
Человек должен изменить своё эгоцентрическое отношение к окружающей среде.
Мусор не только опасен с экологической точки зрения, но и доставляет своим видом неприятные ощущения. Он сильно ухудшает восприятие природы, памятников архитектуры, культуры населения.
Начать нужно с себя. Чистота на рабочем месте, дома, в школе и вокруг вас является показателем вашей культуры.
Я не загрязняю окружающую среду, так как не выбрасываю остатки ткани, нитки, бисер, атласные ленты, коробки из-под конфет, кожу, мебельную ткань, шишки (собираю в своём саду), а изготовляю какие – ни будь поделки, панно, картины, прихватки, вазочки, сумочки, косметички и т.д.
Слайд 15
Перспективы по окружающей среде: Разрабатывать ресурсосберегающие технологии, безотходное производство и
решать экологические проблемы творчески, нестандартно, с пользой для общества.
Можно вторично использовать мебельную ткань и остатки разной ткани, применять новые композиции, аппликации в своей декоративной работе.
Сейчас от раскроя ткани при изготовлении мебельных изделий остается много разноцвет-
ных узорчатых небольших кусочков ткани «флокс» - это мягкий, пластичный материал, который отличается друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, плотности. В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнооб-
разных геометрических форм. Это соединение друг с другом полосок, квадратных или треугольных лоскутков ткани, а также произвольное соединение лоскутков различных форм
и размеров. Полотна, выполненные в "свободной технике", весьма
разнообразны, живописны и самобытны. Эта техника не
предполагает ни сеток, ни жестких схем, ни шаблонов. В ход идут
любые лоскутки, обрезки, остатки тканей. "Свободная техника"
лоскутного шитья представляет собой произвольное соединение
лоскутов различных форм и размеров.
В представленной работе рассматривается выполнение
настенного декоративного панно. Вырезаются разные фигурки
(собачка, солнце, тучки, травка) из мебельной ткани и наклеи-
ваются на формат ДСП, а по краю рамки наклеиваются мелкие
ракушки. Применяется клей ПВА .
Слайд 16 Украшает интерьер моей спальни настенное декоративное панно, выполненное в текстильном
коллаже, но не дорогое, купленное в художественном салоне, а сделанное своими руками.
Изготовила панно «Букет цветов» из мебельной ткани: Для основной ткани взять бортовку (размером панно + на припуски 5-6 см). Обтянуть основной тканью лист фанеры или ДВП. Выбрать композицию для декоративного панно. Приготовить цветки, листья, веточки из остатков мебельной ткани. Готовые изделия наклеить на основу фанеры. При составлении композиции надо следить, чтобы она была гармонична. Для этого всю поверхность изделия мысленно делят на три части. Внизу размещают крупные листья и цветы, в середине – средние, а наверху – мелкие, оставляя воздушное пространство.
После этого композиция дополняется травкой и веточками.
По окончании сделать рамку, а с обратной стороны панно-
петлю для подвешенной картины.
Наилучшим материалом для изготовления настенного
декоративного панно послужат остатки ворсовых или
буклированных тканей (флок).
Неровная поверхность этих тканей создает впечатление,
что изделие выполнено в технике ручного ткачества и
плетения.
Слайд 17
Со своими помощниками постаралась изготовить настоящее произведение искусства, которое
украшает дом и удивляет своей простотой и оригинальностью тумба-пуфик и мягкий пуфик, подушка – «конфетка».
Сначала нужно изготовить основу пуфика. Для этого пластиковые бутылки горлышком с крышкой вниз соединяют при помощи скотча. Чтобы удобнее было сидеть, сверху можно положить любой мягкий или плотный материал, вырезанный и форме круга (ватин, ткань старого пальто и т.п.). Затем изготовляют чехол, который состоит из круглого основания, боковой част и подкладки. Диаметр основания равен диаметру сиденья плюс 1,5см. Выполняют основание из «подушечек». Объем их достигается за счёт того, что в них используются три слоя материала: подкладка из плотной ткани, верхняя часть — из тонкой, а между ними легкий набивочный материал (например, обрезки синтепона). Размер готовой «подушечки» равен размеру подкладки плюс припуск на швы 1см со всех сторон. При этом верхняя часть её больше подкладки минимум на 3-4см. Особенность заключался в том, что при сборке подкладка остается плоской, а верхний слой ткани вместе с набивочным
верхнего слоя, тем объемнее «подушечка». Далее выкраивают
деталь боковой части чехла.
Соединяют ее с подкладкой, простегивают, стачивают по боковому
шву и соединяют с круглым основанием окантовочным швом косой
бейкой. Низ чехла можно отделать оборкой, выполненной из синте-
синтетической ткани.
Слайд 18
Нестандартное применение мебельной ткани для изготовления дамской сумочки
и косметички.
Скроила выкройку сумочки с разными волнистыми полосками из разноцветных
тканей, но похожих в коллаже. Сметала и стачала полоски тканей по рисунку,
сложив лицевой стороной во внутрь. С боковых сторон притачала овально-
образные бока и обработала края полоской ткани. Для формы сумочки вставила
во внутрь кожаный лист и с внутренней стороны притачала подкладочную ткань
для сумочки и пришила застёжку – липучку. Из широкой полоски стачала ручку, а
затем пришила к краям сумочки.
Косметичка: Вырезать 3 светлых и тёмных квадратика. Стачать между собой
попеременно в шахматном порядке – это передняя
деталь косметички. Задняя деталь выкраивается из
светлой ткани. Притачать замок «молния» спереди.
Две детали сложить вместе, обтачать с боковых
сторон, выправить.
Слайд 19
У народов Среднего Урала почти в каждом доме можно
было увидеть лоскутные одеяла, чехлы на стулья и т. д. Орнамент имел сложный геометрический узор, в большинстве случаев близкий к ромбу, квадрату и кругу. Преобладало сочетание красных, синих, зеленых, желтых оттенков.
Можно приукрасить свой дом собственными руками. Не у каждого увидишь на кровати покрывало с экзотическим пейзажем или подушку с разнообразной аппликацией.
Плед: Выкраивается полотно размером 230х150см голубым цветом из мебельной ткани. Сверху настрачиваются вырезанные детали из разного цвета: пальма, песок, солнце. С обратной стороны притачивается подкладочная ткань.
Подушка: Передняя деталь стачивается из разноцветных треугольников в квадраты, а затем стачиваются между собой. Задняя деталь соединяется также.
Две детали обтачать, вшить замок «молния», выправить.
Слайд 20 Овладев умениями работать с хлопчатобумажным лоскутом, можно выполнять разные аппликации,
декоративное панно, подставки и прихватки для горячего.
Слайд 21 Технология «тетрапарк». Из под пустых коробок сока вырезаются цветочки разной
формы, склеиваются
между собой клеем ПВА. На коробку из под конфет накладывают чёрную бумагу
и приклеивают готовые цветочки, вазочку, опавшие листочки.
Слайд 22 Чтобы остатки нитей не выбрасывать можно из них делать
маленькие
новогодние шарики, бра и т.д.
Бра делают из цветных нитей. Надувают воздушный шарик. Нити пропускают
через бумажный клей и обтягивают шарик. Просушивают нити, лопают шарик,
вытаскивают его.
Слайд 23 Из собранных еловых шишек собирают форму вазочки. Обвязывают шишки
чёрными толстыми нитями между собой. Покрывают лаком.
Слайд 24 Остатки натуральной и искусственной кожи можно применить для изготовления
декоративного
панно «Бычок», «Ваза с цветами».
Для приклеивания применяется клей ПВА, «Момент».
Слайд 25 Остатки ткани можно использовать для изготовления панно из лоскутков
синтетической ткани.
С помощью выжигательного аппарата оплавляются цветочки, листочки,
корзиночка и т.д. (технология гильожирования). Обтягивается овальной формы
панно синтетической тканью, чтобы прикрепилась другая ткань. Вырезанные
детали с помощью выжигательного аппарата прикрепляются к основной детали.
Края панно можно оформить трикотажной связанной цепочкой.
Слайд 26 Остатки атласных лент, нитей «мулине», блёстки можно использовать для
изготовления декоративного панно «Зеркальце», «Вышитые цветы».
Слайд 27 Остатки разного бисера можно использовать для изготовления декоративного
панно.
1) На
картон прикрепляется проволока с плетёным по рисунку бисером, по
краю проложена тесьма «вьюнчик».
2) На ткань прикрепляют бисер по рисунку, с помощью иглы и нитки, закрепляя швом «вперёд-назад иголка», получается вышитая картинка.
Слайд 28Работая с лоскутными изделиями можно сказать: «Мал лоскуток, да дорог!» И
сейчас область применения этого материала оказалась очень широкой и полезной для окружающей среды. Не надо выбрасывать отходы мебельной ткани, а использовать их для изготовления разных изделий.
Текстильный лоскут как материал для творчества доступен и обладает богатейшими художественно-технологическими возможностями, что открывает передо мной перспективу выбора форм, методов художественной обработки ткани сообразно своим индивидуальным наклонностям и возможностям.
А также можно сделать кошельки, футляры для телефонов, косметички и т. д. из остатков мебельной ткани. Можно организовать частное малое предприятие по изготовлению всевозможных изделий и продавать их, ведь они необходимы в нашей жизни.
Давая экологическую оценку своей работе можно подытожить ее стихами:
«Пора и человечеству понять,
Что землю надо тоже охранять,
Она, как мы, такая же живая!»