Слайд 1
ТЕМА : «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
Автор: Керимова Мерем Магомедовна, 10 класс,
МБОУ СОШ №2 с. Большая Джалга
Руководитель: Ромах Александра Ивановна,
учитель технологии,
МБОУ СОШ №2 с. Большая Джалга
Слайд 3Карта Ипатовского района с месторасположением заказника «Бурукшунский»
Слайд 5Заказник образован постановлением Губернатора Ставропольского края от 10.11.99 N 664
Площадь
заказника– 3600 га.. На территории заказника есть лиманы, водная гладь которых – 560 га. Заказник – зоологический, признан международной орнитологической точкой
Слайд 6Исследовательские работы в заказнике
2010 – 2012 г.г. Тема исследования: «Изучение видового
состава флоры заказника «Бурукшунский». На исследуемой территории выявлено: 13 видов древесных и 360 видов травянистых растений, представляющих 189 родов из 64 семейств. Выявили: 128 видов лекарственных растений, 18 видов, имеющих пищевое, 37 – кормовое значение, 13 видов ядовитых, 44 вида медоносных, 31 декоративный вид.
Отмечены виды растений, занесенные в Красную книгу Ставропольского края и Красную книгу РФ, их - 9.
2013г. Тема исследования: «Оценка экологического состояния заказника «Бурукшунский».
Бурукшунский ландшафт отнесен к группе сильно нарушенных ландшафтов с К = 0,66-0,80.
2014 г. Тема исследования: «Природоохранная ценность комплексного государственного заказника «Бурукшунский» Ставропольского края». Установлено: территория уникальна для степных ландшафтов, а значит, она требует её сохранения.
Слайд 7Эколого-биологическая характеристика видов растительности и флористическое разнообразие заказника «Бурукшунский»
Кермек Гмелина
Циккорий обыкновенный
Вика, мышиный горошек
Омежник водный
Тюльпан Геснера
Выявлено:
-13 видов древесных
-360 видов травянистых растений, представляющих
189 родов из 64 семейств
Слайд 8Экологическая культура
совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение
общества, его социальных групп и личности к природе
личная (личного бытового поведения)
производственная (поведения человека на производстве)
культуру принятия государственных управленческих решений.
Слайд 9Нами выдвинута гипотеза:
заинтересовать учащихся экологическим проблемами можно, если использовать не готовые
продукты информационных технологий, а привлечь к созданию, самих учащихся.
Слайд 10Цель: формирование личностного отношения к проблемам состояния экосистемы и сокращения биоразнообразия
заказника «Бурукшунский» Ставропольского края с применением ИКТ
Задачи: Собрать, систематизировать и проанализировать литературу по данному вопросу, выявить позитивные и негативные аспекты этого метода развития экологической культуры.
Сконструировать теоретическую модель цели исследования для последующей практической проверки.
Научить разрабатывать продукты ИКТ в разных программах, с учётом экологических проблем заказника «Бурукшунский»;
Провести практическую проверку теоретической модели.
а) выбрать объекты для освещения в буклете.
б) разработать модели буклетов, календарей, листовок, (программа Mikrosoft Office Publisher)
Применить программу Movie Maker для создания видеофильмов, Mikrosoft Office Pover Point – для разработки презентаций
Слайд 11
Новизна работы : интегрирование экологических исследований с современными компьютерными технологиями, опирающимися
на данные, полученными в ходе работы в заказнике «Бурукшунский»
Поставленные задачи определили основной метод исследования - теоретический анализ литературы, анкетирование, анализ работ школьников, моделирование и проектирование.
Слайд 12Теоретическая модель цели исследования
Место исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 с.Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края
Объект исследования: процесс формирования этических аспектов отношения учащихся к природе
Предмет исследования: организация образовательного процесса по формированию личностного отношения к проблемам сокращения биоразнообразия заказника «Бурукшунский» Ставропольского края
Астрагал чашечный
Володушка ветвистая
Пупавка русская
Слайд 13Условия для достижения цели нужно:
Заинтересованность детей изучением экологических проблем и формирование
у учащихся систем основных экологических понятий, чтобы увлечь детей решением этой проблемы, нужно разработать творческие формы работы, с применением информационных технологий (ИКТ)
Слайд 14
1.Знаешь ли ты, что такое бабочка?
2.Знаешь ли ты функции бабочки
в природе?
3.Ловил ли ты бабочек?
4.Зачем отлавливают редкие виды бабочек?
5.Нужно ли эти редкие виды отлавливать?
Анкета
Слайд 16Буклет
(от франц. Bouclette — колечко), произведение печати, изготовленное на одном листе,
сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма.
В форме буклета. издаются краткие путеводители, рекламы, проспекты, программы и т.п.
Типы буклетов: рекламные и образовательные
Слайд 17Выбор объекта. Чешуекрылые - бабочки
Слайд 18Выбор объекта. Чешуекрылые - бабочки Шелкопряд
Коконы тутового шелкопряда – уникальная находка
человека, обеспечившая ему появление роскошной ткани. Однако американские учёные нашли прочному и натуральному волокну другое применение. После несложной обработки его можно использовать в качестве оптических устройств, применение которых поможет медицине безопасно контролировать многие процессы в живом организме.
Слайд 19Моделирование определённых морфофизиологических адаптаций
Бионика.
Биотехнология.
Экологическая инженерия
Учимся у природы
Слайд 20Чешуйки крыльев бабочки можно использовать в качестве шаблонов при создании микро-
и наноструктур для изготовления оптических волноводов, светоделителей и других компонентов нового поколения интегрированных фотонных схем.
Учимся у природы
Слайд 21Этапы создания буклетов
Разработка тематики направления буклетов (общая осведомленность, предметная информированность,
экологическая)
Сбор информации (случайный, направленный, научно-популярный, художественный).
Оформление буклетов (выдержанность тематики).
Слайд 23Создание календарей природоохранной тематики
Слайд 24Разработка презентаций в программе Power Point
Слайд 25Создание видеофильма природоохранной тематики
Основой сценария видеофильма стала идея школьного проекта
ландшафтного дизайна: «Мы любим двор, где любят нас», так как в его реализации принимают активное участие многие учащиеся нашей школы.
Для создания видеофильма по материалам исследования были собраны фотографии и распределены в папки:
Слайд 26Сценарий видеофильма с применением программы –Movie Maker
Вступление – введение в
тему проекта
Методы, место и объекты исследования
Практическая часть – работа на объекте
Итог работы – заключение, выводы
Слайд 27Импорт фото, видеопереходов, музыки
Слайд 28
Раскадровка и отображение шкалы времени. Проверка записи
Слайд 30Проверка гипотезы проекта
Для проверки гипотезы было проведено тестирование двух групп учащихся.
Одной из групп после традиционной формы работы (урока) и второй, той, что занималась созданием буклетов, видео, календарей, презентаций. После интенсивной школы проведено повторное анкетирование учащихся интенсивной школы.
при использовании традиционной формы работы (урок) занятия вызвали интерес у 28% учащихся,
уровень знаний по данному вопросу повысился у 32% учащихся,
желание заниматься экологическими проблемами высказало - 12% школьников.
при проведении занятий по созданию буклетов, мультфильма занятия вызвали интерес у 86% учащихся,
уровень знаний по данному вопросу повысился у 45% учащихся,
желание заниматься экологическими проблемами высказало 47%
Слайд 31
Традиционная форма в диаграммах
Слайд 35Цель, поставленная в проекте, достигнута, задачи решены, настало время сделать заключение
и выводы
Наши учащиеся на протяжении нескольких лет, занимались изучением экосистемы, но распространением полученных данных занимались традиционно, на уроках географии, биологии, природоведения, технологии, где был включён региональный компонент.
Не останавливаясь на полученных данных, было принято решение активизировать работу. С этой целью заинтересовать школьников решением экологических проблем, применяя современные компьютерные технологии, формируя экологическую культуру
Для этого были задействованы программы: Microsoft Office Power Point, Mikrosoft Office Publisher, Movie Maker. Именно эти программы позволили более подробно изучить экосистему заказника, закрепить и расширить представление о заказнике как ООПТ. Кроме того, работа в проекте показала перспективы современных программ ИКТ в решении проблем экологии и её культуры
Слайд 36Выводы
Собран, систематизирован и проанализирован теоретический материал, в результате чего выявлены позитивные
и негативные аспекты такого метода развития экологической культуры
Была сконструирована теоретическая модель , которая проверена на практике
Ребята приобрели умения в разработке продуктов ИКТ, с учётом экологических проблем заказника «Бурукшунский». Были созданы: буклеты, листовки, календари, создан видеофильм
Полученные продукты распространены среди учащихся и жителей села.
При использовании традиционной формы работы (урок) результаты стабильные и предсказуемые, занятия вызвали интерес у 28% учащихся, уровень знаний по данному вопросу повысился у 32% учащихся, желание заниматься экологическими проблемами высказало - 12% школьников
При проведении занятий по созданию буклетов, календарей, листовок, видеофильма занятия вызвали интерес у 86% учащихся, уровень знаний по данному вопросу повысился у 45% учащихся, желание заниматься экологическими проблемами высказало 47%
Слайд 37Работа по теме проекта в перспективе
Вовлечь большее количество учеников школы
в работу по созданию серии экологических буклетов
Провести работу по созданию flash мультфильма экологической направленности на основе рисунков учеников начальной школы
Провести экскурсию для активных участников проекта на территорию заказника «Бурукшунский», где организовать встречу с егерем Волковым В.И. и охотоведом Онофриенко Л.Г. и провести акцию по уборке прибрежной зоны «Бурукшунских лиманов»