Слайд 1муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 им.В.Н.Дроздова»
Активизация познавательной деятельности
у учащихся на уроках технологии.
Презентацию подготовила
учитель технологии
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №3 им.В.Н.Дроздова
Гаджирадова Л.В.
2018-2019 учебный год
Слайд 2Актуальность педагогической идеи
В современном мире происходит широкое внедрение прогрессивных технологий во
все отрасли производства. Также требует изменения и технологический этап развития общества, содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью.
Активность (обучения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные.
Слайд 3Технология реализации идеи:
стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников через развитие и совершенствование
исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие умственных действий (широта, гибкость, вариативность мышления, самостоятельности);
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление учащихся;
учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;
воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Слайд 4Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами
должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и работу товарищей;
- помогать отстающим;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Слайд 5Срок реализации
5 лет (2013-2018гг.)
Слайд 6
Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, приковывает
внимание учащегося к материалу данного урока. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Для того, чтобы ученикам стало любопытно, использую различные приемы.
Прием «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не
стимулирует работу ума, как удивительное.
Пример1.
Кулинария 5 класс Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий».
Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно!
Пример 2.
Кулинария 5 класс Тема: «Блюда из яиц».
Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 360 блюд!
Пример 3.
Конструирование и моделирование 7 класс Тема: «Поясное изделие. Юбка».
Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы на грязную, рабочую.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о интересе к только что услышанному.
Слайд 7 Прием «Отсроченная загадка».
Пример.
Кулинария
Загадку задаю в конце урока, чтобы начать с нее
следующий урок.
Учитель: Что общего между ёжиком и молоком?
Учитель: Когда мы начинаем готовить и берем кастрюлю, что первым делом бросаем в нее?
Прием «Практичность теории».
При использовании данного приема создаётся установка на
необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример 1
Тема: «Текстильные материалы из химических волокон и их свойства».
-Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком.
Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2:
Тема: « Здоровое питание».
- Почему врачи рекомендуют потреблять витамины для
профилактики и лечения простудных заболеваний?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.
Слайд 8Любознательность
- учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В
этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача состоит в том, чтобы
поддерживать любознательность стремиться
сформировать учащихся устойчивый интерес
к предмету.
Слайд 9
Сообщение интересных фактов для активизации учащихся на уроке..
Ученики исследуют явление, ищут
пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.
Слайд 10Интересные факты:
Откуда взялось выражение
«шиворот- навыворот»?
Во времена Ивана Грозного на
Руси одним из знаков достоинства вельможи являлся расшитый воротник, который назывался «шиворот». Если же какой-нибудь боярин подвергался царскому гневу и опале, его по обыкновению сажали на тощую клячу спиной вперёд, предварительно вывернув одежду наизнанку.
С тех пор закрепилось выражение «шиворот-
навыворот»
в значении
«наоборот,
Неправильно»
История возникновения ножниц берёт свое начало ещё в IV веке до нашей эры. Первые ножницы появились в Европе. Они были сделаны в форме буквы «U», с выкованными заостренными и отполированными концами ручек. При сжатии такой конструкции, материал, который находился между ручками прорезался лезвиями. Ножницы подобного типа до сих пор применяют для стрижки овец.
Слайд 11Проблемы при выборе
объектов труда
Учителя технологии, работающие в классах, в которых
в силу объективных причин обучаются девочки и мальчики, сталкиваются с проблемой выбора объектов труда. Не все школы соответствуют современным условиям, материально-техническая база оставляет желать лучшего. Учителю технологии приходится одновременно заниматься и с мальчиками и с девочками, при этом учитывать их разные интересы. Например: мальчики любят исследовать что-либо, разбирать, собирать, конструировать, девочки – рисовать, играть, рукодельничать, слушать музыку. Поэтому учителю приходиться подбирать универсальные технологии обработки материалов, приемлемые как для мальчиков, так и для девочек, либо строить учебное занятие так, чтобы параллельно осваивались две технологии, но и здесь есть подводные камни. Например: отсутствие технологического оборудования для технического труда, большие сложности с обеспечением материалов, сырья для практических занятий. При слабой обеспеченности материально-технической базы школы – эти проблемы становятся фактически не разрешимыми для учителя технологии.
Слайд 18Перспективы развития опыта.
Во время урока зачастую не хватает время в достаточной
мере удовлетворить интерес учащихся к значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если в ходе изучения темы возникают вопросы, это приветствуется. Ответ предлагается найти самостоятельно. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу. Творческие задания дают возможность проявить себя.
Такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора, позволяет развивать творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.
Всему в школе научить нельзя, поэтому важно учить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.