Слайд 1
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Хабибрахманова А.А. , учитель
2015 год
Формирование социально-
бытовой компетентности
учащихся на занятиях
социально-бытовой ориентации
через разнообразные
формы работы
Слайд 2Проблемы:
не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться
с людьми;
у них не хватает самостоятельности;
низкий уровень знаний об окружающей среде;
специфические потребности в общении;
не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;
им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;
неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
неструктурированное восприятие социального мира;
завышенная самооценка.
Слайд 4Направления по разделам
знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация
питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
экономико- бытовые умения;
умение организовывать свой досуг;
умение общения;
представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
эмоционально - положительное отношение к окружающим;
развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.
Слайд 8Результаты после моделирования ситуации
стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
находясь
на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;
к окончанию школы многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта;
большинство учащихся владеют основами делового общения.
Слайд 9
При проведении практических работ решаются вопросы воспитания
Личностные: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Трудовые:
бережное отношение к предлагаемым материалам;
Психические: развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.
Слайд 11Результаты использования практических упражнений
стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую
работу до конца;
с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;
некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;
стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.
Слайд 12Результаты проведения экскурсий
овладевают навыками делового общения,
получают знания о профессиях взрослых,
значении труда в жизни;
не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.
Слайд 13Задания по теме:
« Личная гигиена»
Слайд 14Задания по теме:
«Средства связи»
. Какое из видов почтовых отправлений дойдет
до адресата быстрее всего? (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма)
. Ты получил письмо из дома, где мама пишет о том, как они живут, что у них нового. Какое письмо ты получил? (заказное, ценное, простое)
. Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? (почта, телеграф)
. Составь текст телеграммы на тему – я еду домой на каникулы.
Слайд 15Результаты использования данных заданий
лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе
правильного ответа;
значительно повышается уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
появляется заинтересованность в получении новых знаний ;
повышается понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;
расширяется круг представлений об основных нуждах человека.
Слайд 16Внеклассная работа по предмету
Уроки СБО
изучение тем:
личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля,
питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д
Воспитательные занятия
по темам урока СБО тематические прогулки, экскурсия
Выступления
по ЗОЖ, правилам дорожного поведения
Коллективные творческие дела:
праздники, утренники, игровые программы и т.д.
Слайд 17Общественно-полезный труд:
ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу
Работа кружков
по рукоделию, спортивные секции
и т.д.
Повседневный обслуживающий труд
самообслуживание
Работа с родителями
родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой ориентации
Слайд 18Результаты внеклассной работы
по предмету
выпускники нашей школы имеют достаточное представление об
окружающей действительности и знания бытового характера;
большинство выпускников успешно устраивают свою семейную жизнь: ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, содержат земельный участок;
к концу обучения в школе, почти все учащиеся осознают свои индивидуальные и эмоционально- личностные особенности и реально оценивают свои возможности в дальнейшем трудоустройстве;
у ребят накапливается достаточный опыт о нормах поведения в обществе;
они способны реально воспринимать мир города, села, улицы и ориентироваться в нем.