Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа № 1»
Методическая разработка
раздела образовательной программы
«Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком»
Разработала: учитель технологии
МБОУ «Мухтоловская средняя
общеобразовательная школа №1»
Лушина Ольга Владимировна
2014
Слайд 3Пояснительная записка
Технология – один из немногих предметов школьной
программы, который способствует соединению теории с практикой. Это своеобразный мостик, объединяющий различные области знаний.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств личности.
Одной из главных задач учебных занятий по технологии является формирование у детей творческого отношения к труду. Начинать надо с обучения работать руками. Обучение этим навыкам идет только на уроках технологии, и то, чему учат на уроках технологии, важно не только в быту, нужно не только рабочим, но и тем, кто хочет делать открытия, заниматься технической наукой.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся.
В 7 классе рукоделие выражается в одном из наиболее распространенных видов узорного искусства – вязании крючком.
Данная разработка рассчитана на 12 учебных часа.
Слайд 4Актуальность избранной темы обусловлена:
На протяжении всей истории человечества народное искусство
было неотъемлемой частью национальной культуры.
Работа выполненная своими руками, несёт в нашу жизнь новые впечатления. Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках декоративно-прикладного творчества – шитьё, вязание, вышивка.
Вязание крючком – одно из неповторимых явлений мирового декоративно-прикладного творчества, владение которым даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Техника вязания крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только
плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные
напоминающие кружевное полотно. Кроме того, техника
вязания несложная и доступна как взрослым, так и детям.
Ручное вязание актуально для современной моды.
Слайд 5Цель изучения раздела
Цели :
познакомить учащихся с новым видом рукоделия; инструментами
и материалами.
познакомить учащихся с образцами вязания крючком.
научить основным приёмам вязания крючком.
ознакомить с терминологией и условными обозначениями при вязании крючком.
познакомить со способами вязания изделий по кругу, с правилами ажурного вязания, рассчитывать петли начального ряда.
Слайд 6Задачи
Образовательные:
познакомить учащихся с новым видом рукоделия – вязанием крючком.
формировать стремление
качественно выполнять изделие.
углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
Развивающие:
сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;
развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.
вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
развивать образное мышление, координацию движения, внимание, фантазию.
Воспитательные:
воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
воспитание трудолюбия и ответственности за результат своего труда.
содействовать воспитанию художественного вкуса.
Слайд 7Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии
с возрастными особенностями
Класс, в котором в этом году реализуется данный раздел образовательной программы, насчитывает 15 девочек. Девочки обучаются вместе с 1 класса.
По успеваемости класс средний: 4 отличницы, 5 хорошисток , 2 девочки занимаются на «4» и «3», 4 учатся преимущественно на слабые «тройки».
Большая часть девочек отличается хорошей работоспособностью.
Мотивация: ученики стараются накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.
Слайд 8В подростковом и юношеском возрасте активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки
уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
На интересной, интеллектуально захватывающей деятельности подростки могут длительное время удерживать внимание и поддерживать довольно высокий темп работы.
Слайд 9Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим видам
обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).
Умение обобщать, аргументировать, делать выводы, связывать изучаемое в систему.
Слайд 10Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Должны знать:
историю вязания крючком;
условные обозначение
применяемые при вязании крючком;
правила расчёта плотности вязания;
технологию изготовления ажурных узоров, особенности вязания по кругу;
свойства различных видов нитей;
правила подбора крючка;
расчёт петель начального ряда;
правила техники безопасности при работе с крючком.
Слайд 11Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Должны уметь:
выполнять основные виды петель;
подбирать
правильно крючок и нитки, вязать простые изделия; выполнять записи простых узоров;
читать схемы.
Слайд 12Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Практическая работа:
подбор крючка в зависимости от
толщины пряжи;
подготовка материалов к работе;
определение количества петель;
изготовление образцов вязания.
Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении практических работ и проектов.
Слайд 13Используемые образовательные технологии
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться;
Обучение такому предмету, как «Технология» требует максимально подробной детализации выполняемых процессов, причем преподнесённой в наиболее приемлемой, доступной, удобной и интересной для учеников форме.
Система контроля
Самостоятельные работы Практическая работа
Контрольная работа Тестирование
Методы организации учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятию учебной информации:
словесные(рассказ, беседа, лекция, диспут, конференция);
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (лабораторные, практические работы)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (беседа, работа с книгой, устное изложение, наблюдение),
продуктивный (проблемное, частично-поисковое, исследовательское, экспериментальное изложение)
По логике передачи и восприятию учебной информации:
дедуктивные (от общего к частному),
индуктивные (от частного к общему)
Слайд 15Формы организации деятельности обучающихся
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
Слайд 16Система знаний
Общенаучные знания :
формирование у обучающихся представлений о преобразовании и
использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.
Знания из определенной научной области:
понятие о способах получения химических волокон;
разработка проектного изделия с учетом потребности его на рынке, возможность массового производства, себестоимость изделия;
закономерности развития общества, роль труда в создании материальных и духовных ценностей;
влияние технологических процессов на окружающую среду;
изучение народных традиций, культуры родного края.
Фундаментальные знания из конкретной предметной области:
возможность использования отходов производства в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества;
художественное оформление изделий;
выбор материалов для изготовления изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Знания профильного характера:
практическое знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда – мастерам своего дела.
Слайд 17Система деятельности
Познавательная деятельность:
учащиеся самостоятельно приобретают знания о новых технологиях обработки ,
умеют видеть новое в уже известных им фактах;
учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, определять порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов.
Рефлексивная деятельность
владение инструментами и технологическим оборудованием ( умение работать крючком);
умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности, выбор лучших идей, исследование и выбор технологии изготовления, выполнение проекта с помощью полученных знаний.
Общеучебная деятельность.
организация рабочего места;
выполнение правил безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
формирование умений грамотно излагать мысли, отстаивать свою точку зрения;
принятие точки зрения собеседника.
Самоорганизующая деятельность.
самостоятельная работа по заданию учителя;
самоанализ;
самооценка;
Слайд 18Структура содержания тематических модулей образовательной программы
Слайд 19Структура содержания тематических модулей образовательной программы
Слайд 20Программно - методическое обеспечение педагогического процесса
Слайд 21Тематическое планирование раздела
«Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком» ( 12 ч.)
Слайд 22Разработка урока
Тема урока: Вязание крючком. Материалы, инструменты и
принадлежности для вязания. Пр. раб.: «Подготовка пряжи к работе».
Цель урока: формирование понятия о гидролизе, умения обучающихся составлять ионные уравнения гидролиза, определять среду раствора.
Задачи:
Слайд 23Тип урока: Комбинированный;
посещение выставки вязаных вещей
Оборудование и материалы:
кабинет обслуживающего труда;
наборы
крючков для вязания , различные виды пряжи, ножницы;
выставка с образцами изделий, связанных крючком.
Дидактическое оснащение:
дополнительная литература: книги по вязанию крючком, журналы «Диана. Креатив», «Валя-Валентина», «Сабрина. Вязание крючком»
таблицы по технике безопасности;
инструкционные карты;
материалы для контроля знаний (кроссворд по терминологии, тест);
ПЭВМ с мультимедийным проектором, ноутбук.