Презентация, доклад Мастер-класс. Технология эвристической образовательной ситуации

Содержание

Учитель года 2017Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатов»Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская сош»

Слайд 1Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ «Дульдургинская сош»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский край Стаж работы:
27 лет
Категория:
Высшая
Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы  Место работы:  МБОУ «Дульдургинская сош», с. Дульдурга,

Слайд 2Учитель года 2017
Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и

литературы как условие формирования метапредметных результатов»

Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дульдургинская сош»

Учитель года 2017Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатов»Шведова

Слайд 3Вопросы:
Каким должен быть урок русского языка и литературы по ФГОС?
Как вовлечь

в процесс обучения ВСЕХ учеников?

Как реализовать в практику метапредметный подход?

Как обеспечить достижение метапредметных результатов?

Вопросы:Каким должен быть урок русского языка и литературы по ФГОС?Как вовлечь в процесс обучения ВСЕХ учеников?Как реализовать

Слайд 4Учитель
Ученик
Образовательная задача
Реальная организация исследовательской деятельности, направленной на достижение деятельностных целей

Реальная поисковая

задача, организация форм собственного будущего

Результат

«Инженер, конструктор» образовательного пространства

Человек, владеющий метапредметными результатами обучения, способностью их использования на практике

ФГОС: Новый взгляд на человека в образовании: «Человек возможный»

УчительУченикОбразовательная задачаРеальная организация исследовательской деятельности, направленной на достижение деятельностных целейРеальная поисковая задача, организация форм собственного будущегоРезультат«Инженер,

Слайд 5ФГОС: Новые цели и задачи для учителя:
Освоение новых образовательных технологий для

достижения метапредметных результатов обучения и формирования ключевых компетенций обучающихся;

Поиск новых способов организации образовательной деятельности, методиках, приёмах, технологиях, необходимых для решения проблем

Проектирование педагогических ситуаций, направленных на использование учащимися обобщенных способов деятельности и создание ими личных образовательных продуктов;

Открытие «человека возможного»: ученика, владеющего метапредметными результатами обучения (межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями), способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельностью планирования и осуществления учебной деятельности, построения индивидуальной образовательной траектории

ФГОС: Новые цели и задачи для учителя:Освоение новых образовательных технологий для достижения метапредметных результатов обучения и формирования

Слайд 6Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как

условие формирования метапредметных результатов

Цели опыта:
теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования технологии эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности

Задачи
провести диагностику участников образовательного процесса и анализ сформированности ключевых компетенций, когнитивных, креативных, оргдеятельностных способностей учащихся на начало и конец реализации проекта;

внедрить в образовательную практику технологию ЭОС Хуторского А.В.;

усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию открытых заданий;

разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия на основе технологии ЭОС;

Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатовЦели опыта:теоретически обосновать

Слайд 7Становление педагогического опыта
ОПЫТ
ФГОС, Профессиональный стандарт педагога
Технология эвристической образовательной ситуации Хуторского

А.В.

Изучение работ И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В. В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др.

Обмен опытом работы
Конкурсы, мастер–классы, конференции

Работа в творческих группах педагогов МБОУ «Дульдургинская СОШ» по
внедрению ФГОС, участие в работе инновационных стажировочных площадок

Становление педагогического опытаОПЫТФГОС, Профессиональный стандарт педагога Технология эвристической образовательной ситуации Хуторского А.В.Изучение работ И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В.

Слайд 8Эвристическая деятельность: Творческий процесс по созданию образовательной продукции
Теоретическое обоснование
Эвристическая образовательная ситуация –

ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников.

Познавательные процессы, необходимы для творчества

Оргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание

Эвристическая деятельность: Творческий процесс по созданию образовательной продукцииТеоретическое обоснованиеЭвристическая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно

Слайд 9Как создать эвристическую образовательную ситуацию?
Определение главного образовательного объекта
Формулировка открытого

задания, проблемы

Личное решение образовательной ситуации

Демонстрация образовательных продуктов

Введение культурно-исторических аналогов

Рефлексия

Как создать эвристическую образовательную ситуацию? Определение главного образовательного объекта Формулировка открытого задания, проблемы Личное решение образовательной ситуации

Слайд 10Структура задания:
Вводная часть
Побуждение к действию
Вопрос

Структура задания:Вводная частьПобуждение к действиюВопрос

Слайд 11Технологичность

Зажигательность

Образная значимость

Человекообразность

Практическая значимость
ЭОС Хуторского А. В.
Открытое задание
Многоуровневый подход к изучению образовательного

объекта

Создание личного образовательного продукта

Ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни

ТехнологичностьЗажигательностьОбразная значимостьЧеловекообразностьПрактическая значимостьЭОС Хуторского А. В.Открытое заданиеМногоуровневый подход к изучению образовательного объектаСоздание личного образовательного продуктаОриентация на достижение

Слайд 12Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языка
Образовательный объект:
бессоюзное сложное

предложение
Открытое задание:
1. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении основывается на трёх принципах: интонационном, грамматическом, смысловом. В разное время эти принципы выходили на первое место. М.В.Ломоносов писал: «Союзы связывают предложения подобно гвоздям и клею (очень грубо); бессоюзные предложения органичнее» .
2. В чём органичность бессоюзных предложений? Какой принцип вы считаете более важным при анализе пунктуации в бессоюзном предложении?
3. Создать модель бессоюзного предложения( схема, модель, алгоритм, заметка в лингвистический справочник- по выбору учащихся) и найти аналог этой единицы в таких науках, как химия, физика и т. п.
Культурно-исторический аналог: работы учёных в области бессоюзного сложного предложения. Например, в работах Пешковского была сделана попытка описать мелодию знаков препинания ( запятая- короткая пауза; точка с запятой-пауза длиннее; двоеточие, тире-самая длинная пауза) В данном подходе на первом месте-интонационный принцип.

Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языкаОбразовательный объект: бессоюзное сложное предложениеОткрытое задание:1. Пунктуация  в бессоюзном

Слайд 13Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение»

Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение»

Слайд 14Пример эвристической образовательной ситуации на уроке литературы
Образовательный объект: Поэзия футуризма
Открытое задание:


1. В декабре 1912 г. Алексей Крученых написал первое «заумное» стихотворение «Дыр бул щыл», полное вполне рационального смысла.
2. Можно ли назвать это поэзией? В чем «рациональный» смысл этого стихотворения?
3. Придумайте заставку к стихотворению (схема, модель, алгоритм, музыка, слово, определение, рисунок, версия, и др.), отражающую смысл, идею стихотворения, особенности языка. Обоснуйте свою точку зрения.
Культурно-исторический аналог: поэзия футуризма, работы исследователей творчества футуристов, Н.А. Богомолов
"Дыр бул щыл" в контексте эпохи», философия Карла Ясперса
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке литературыОбразовательный объект: Поэзия футуризмаОткрытое задание: 1. В декабре 1912 г. Алексей Крученых

Слайд 15Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации

Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации

Слайд 16Личное решения открытого задания (примеры)

Личное решения открытого задания (примеры)

Слайд 17Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языка
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись

взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

(В. Хлебников)

Исследование «заумного языка» футуристов (чтение и фиксация образа):

Функция «заумного языка»:
Звук-ассоциация помогает создать образ;
Задание:
Передать с помощью звуков
Сила, кудри, слабость, снег
Вывод:
Сложно найти сочетание звуков , вызывающих ассоциации

Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языкаБобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй

Слайд 18Учебная задача: Осмыслить понятие «заумный» язык, определить его функции
Жонглёр
Згара-амба  Згара-амба  Згара-амба  Амб.         

         Амб-згара-амба             Амб-згара-амба             Амб-згара-амба             Амб.  Шар-шор-шур-шир.  Чин-драх-там-дззз.             Шар-диск             Ламп-диск             Брось-диск             Иск-иск-иск-иск.  Пень. Лень. День. Тень.  Перевень. Перемень.  Пок. Лок. Док. Ток.  Перемок. Перескок.  Рча-рча  Амс. 
(В. Каменских)

Чтение ,заголовок к стихотворению .Что передают звуки?
Функция «заумного языка» передать действие
Задание: передать с помощью звуков труд кузнеца, труд строителя, труд учителя
Вывод: «заумный язык» не бессмыслица.
Это произведение искусства

Учебная задача: Осмыслить понятие «заумный» язык, определить его функции ЖонглёрЗгара-амба  Згара-амба  Згара-амба  Амб.            

Слайд 19мифическое
религиозное
философское
рациональное
Философия Карла Ясперса
Вывод: Футуристы создают «заумное слово», чтобы выйти за пределы

разумного и воссоединить все эти категории (мифическое, религиозное, философское, рациональное) в человеке.
мифическоерелигиозноефилософскоерациональноеФилософия Карла ЯсперсаВывод: Футуристы создают «заумное слово», чтобы выйти за пределы разумного и воссоединить все эти категории

Слайд 20Результативность опыта. Как меняется урок?
Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в

личной деятельности;
Ученик создает личный образовательный продукт и сопоставляет его с результатами своего опыта;
Ученик осознает способ деятельности
Происходит формирование и развитие метаумений: теоретического мышления; навыков переработки информации; критического мышления; творческого мышления; регулятивные умения; качества мышления;
Осуществляется организация деятельностной работы с источниками информации, представленными в разных знаковых системах.

Результативность опыта. Как меняется урок?Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в личной деятельности;Ученик создает личный образовательный продукт

Слайд 21Внутренний мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе за 3

года

Русский язык

Литература

Внутренний мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе за 3 годаРусский языкЛитература

Слайд 22Результаты уровня развития креативных качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года)

по диагностике Хуторского А.В.
Результаты уровня развития креативных качеств учащихся 6-в  класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.

Слайд 23Результаты уровня развития когнитивных качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года)

по диагностике Хуторского А.В.
Результаты уровня развития когнитивных качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.

Слайд 24Результаты уровня развития методологических качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года)

по диагностике Хуторского А.В.
Результаты уровня развития методологических качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.

Слайд 25Диаграмма вовлеченности учащихся 7 класса в исследовательс-кую и проектную деятельность по

предмету (в процентах)

Конкурс исследовательских работ имени Вернадского

Конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура»

НПК «Шаг в будущее

Диаграмма вовлеченности учащихся 7 класса в исследовательс-кую и проектную деятельность по предмету (в процентах)Конкурс исследовательских работ имени

Слайд 26Диссеминация опыта
Участие в профессиональных конкурсах
Участие в семинарах, работа на стажировочных площадках

Диссеминация опытаУчастие в профессиональных конкурсахУчастие в семинарах, работа на стажировочных площадках

Слайд 27Публикации в научно-методических сборниках
Публикации на сайте «Мультиурок»

Публикации в научно-методических сборникахПубликации на сайте «Мультиурок»

Слайд 28Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ «Дульдургинская сош»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский край Стаж работы:
27 лет
Категория:
Высшая
Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы  Место работы:  МБОУ «Дульдургинская сош», с. Дульдурга,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть