Слайд 1Мастер-класс
учителя технологии Бондарь О. В.
«Изготовление цветка розы в технике бисероплетения»
Слайд 2Цель: изготовить цветок розы из бисера
Задачи:
Обучающая – научить выполнять поделку из бисера
в технике плетения на проволоке (параллельное и фантазийное низание).
Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, самостоятельности.
Воспитательная – воспитывать терпение, стремление доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в группе.
Слайд 3История создания бисера
Стеклоделие было изобретено около 4-го тысячелетия до нашей эры.
Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце. С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы.
Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появился "бисер". Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до нашей эры, был изобретен новый способ изготовления бисера.
Слайд 4Развитие бисероплетения в России
На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, но и бисер. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же "стеклярус" возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус - "одекуй". Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Первая попытка создать промышленное производство бисера в России относится к концу XVII века. Петр I привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии. В XV веке привозной бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера!
и это не считалось зазорным.
Слайд 5Поэтому в 1754 г. М.С. Ломоносов построил в Усть-Рудицах фабрику для
производства бисера. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением технологий производства. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса и бисера возросло. Но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, а потребность в бисере по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
XVII в. - бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров.
Середина XVIII в. - появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку.
Вторая половина XVIII в. - в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным.
Слайд 6Материалы и инструменты
Бисер
Это мелкие круглые или граненые(рубка), вытянутые или сплюснутые
бусинки из стекла, металла, фарфора или пластмассы с отверстиями для нити.
Стеклярус - стеклянные трубочки различной длины. Он может иметь прямой или косой срез. Для низания больше подходит стеклярус с прямым срезом.
Бусины
Бусины бывают всевозможных цветов форм и размеров, сделаны из самых разных материалов.
Слайд 7Нити
Для работы подходят капроновые нити - они достаточно прочны и тонки.
Но слишком скользкие и неупругие. Если только начинаете осваивать технику, лучше использовать нити из натуральных волокон.
Проволока и леска
Для изготовления различных объемных сувениров используется тонкая медная проволока или леска. Толщина проволоки или лески должна позволять пройти ей через отверстие в бисеринке 2-3 раза. Очень хорошо, если проволока покрыта снаружи цветным лаком.
Иглы
Бисерные иглы - Это гибкие тонкие иглы длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше
Слайд 8Из других инструментов понадобятся:
острые ножницы
пинцет
кусачки
круглогубцы для работы с
проволокой
Слайд 9 Виды плетения
Петельное
плетение. Рекомендуется для новичков, которые только начинают постигать азы этого вида рукоделия. Кроме игольчатого плетения, которое используется при изготовлении травы и тычинок цветов применяется петельное плетение. Техникой петельного плетения кроме травы и тычинок, иногда выполняются лепестки цветов.
Несколько бисеринок набираем на проволоку. Набрав бисеринки, скручиваем коны проволоки несколько раз (4-5 раз). Это пример выполнения петельным плетением листочка.
Для того, чтобы сделать тычинку цветка, набираем одну бисеринку на проволоку и концы проволоки скручиваем до необходимой высоты тычинки. Количество скручиваний проволоки зависит от схемы изделия.
Слайд 10Параллельное плетение Порядок плетения – сверху-вниз. На примере выполнения листика покажем,
как выполняется параллельное плетение. Берем проволоку длиной примерно 20 см. Нанизываем на проволоку 3 бисеринки, оставляя с обеих сторон концы проволоки примерно одинаковой длины. Затем берем один из концов проволоки и продеваем его через две бисеринки навстречу другому концу проволоки (см. рисунок). Таким образом мы получили 1 и 2 ряды. Не огорчайтесь, если что-то не получается, попробуйте еще раз.
Потом на один конец набираются четыре бисеринки, а другой конец проволоки продеваем через эти четыре бисеринки навстречу другому концу проволоки. Подтягиваем проволоку, чтобы ряды ложились плотно друг к другу, слабо затянутая проволока не держит форму, изделие получается с перекосами.
Далее аналогично выполняем остальные ряды в соответствии со схемой, показанной на рисунке. Мы видим, что каждый последующий ряд получается параллельно предыдущему ряду.
Выполнив последний ряд, концы проволоки необходимо крепко скрутить, иначе лепесток рассыплется. Количество бисеринок в ряду зависит от схемы. Но порядок выполнения параллельного плетения одинаков.
Слайд 11Игольчатое плетение. Кроме параллельного плетения также при выполнении изделий применяется игольчатое плетение.
Игольчатое плетение используется при изготовлении хвои, травы, тычинок цветов, лепестков некоторых цветов (астра, пион, хризантема и т.д.).
На рисунке показана схема выполнения игольчатого плетения. На проволоку нанизываем 8 бисеринок. Берем один конец проволоки, пропуская восьмую бисеринку, протягиваем его через семь бисеринок в обратном направлении. Получается «иголочка».
Далее аналогично выполняем остальные «иголочки».
Для выполнения одной «иголочки» количество бисеринок может быть разным, в зависимости от схемы.
Слайд 12Французское плетение (низание дугами). Данная техника бисероплетения очень часто применяется при выполнении
листьев и цветов. Технику низания дугами еще называют круговым плетением.
Низание дугами немного сложнее параллельного плетения.
Отличается от параллельного плетения тем, что основу любого листика выполняют из более толстой проволоки, чем другие части листика.
На основу из толстой проволоки необходимо набрать несколько бисерин. Затем снизу прикрепляют конец проволоки более тонкой, чем основа с уже нанизанным на проволоку бисером.
Проволока с нанизанными бисеринами должна быть расположена параллельно основе из толстой проволоки и должна быть закреплена сверху одним витком проволоки вокруг оси. Таким образом, получилась половинка дуги. Вторая часть дуги располагается с другой стороны основы из толстой проволоки и закрепляется уже внизу. Несколько дуг с поочередным закреплением конца проволоки с бисером сверху и снизу, относительно центральной основы из толстой проволоки, образуют цветок или лист. Выполнив последний ряд из дуг, конец проволоки закрепляется двумя витками и обрезается. Один конец толстой осевой проволоки обрезается так, чтобы оставался хвостик примерно 0,5 см, который нужно загнуть на внутреннюю сторону листа.
Слайд 13Техника исполнения: параллельное низание
Материалы:
прозрачный бисер белого, красного (синего) и зеленого цветов;
проволока;
жесткий стержень
для стебелька
Слайд 14
Лепестки
Роза собрана из трех видов лепестков: внутренних — самых маленьких лепестков,
средних и внешних лепестков. Надо сделать три внутренних лепестка, четыре внешних.
Внутренние лепестки
Лепестки плетем по схемам снизу вверх.
На один конец проволоки нанижем три белые бисерины, второй конец проволоки проденем через две последние набранные бисерины в обратном направлении, то есть в двух последних бисеринах скрестим проволоку.
Слайд 15
Наберем на любой хвостик проволоки 4 бисерины, второй хвостик проденем навстречу
ему через эти бисерины.
Рассмотрим, что у нас получилось. Должен выйти элемент, похожий на треугольник. В первом ряду – 1 бисерина, во втором – 2, в третьем – 4.
Слайд 16
Далее нижем по схеме 6-8-10-12-14, т.е. в четвертом ряду подплетаем 6
бисерин, в пятом – 8 и т. д. Последний ряд выполним из четырнадцати бисерин красного цвета.
После того, как мы подплетем последний ряд из 14 бисерин на каждый хвостик проволоки надо набрать по 10-12 красных бисеринок. Набранные бисеринки должны полностью закрывать боковую сторону лепестка. Затем надо скрутить хвостики проволоки.
Нужно сделать 3 внутренних лепестка.
Слайд 17
Внешние лепестки
Внешние лепестки выполняем по схеме 1-2-4-6-8-10-12-14-16-18-20.
Крайние ряды плетем из бисера
красного цвета.
В розе на фото 4 внешних лепестка.
Слайд 18
Чашелистики
Плетем 6 чашелистиков по схеме 1-2-2-3-3-2-2-1 в технике параллельное плетение из
зеленого бисера.
Слайд 19
Серединка
Возьмем отрезок проволоки длиной 30 см. На один ее конец нанижем
14 бисеринок красного цвета, и этим же концом пройдем в обратном направлении через 11 бисеринок, минуя последние 3. Мы выполнили первый столбик.
Затем на другой конец проволоки наберем еще 14 бисеринок, придвинем их как можно ближе к уже нанизанным, выполним второй столбик.
Всего в серединке – 3 столбика.
Слайд 20
Листики
У цветка на фото 3 веточки с листиками. В каждой веточке
по 5 листиков. Веточки можно сделать разного размера. Например, верхняя будет меньшего размера. Две нижние ветки – крупнее.
Листики плетем по схемам сверху вниз.
Сплетем 5 маленьких листиков по схеме 1-2-4-6-8-6-4-2 в технике параллельное плетение из бисера зеленого цвета.
Собираем верхнюю веточку, как показано на схеме.
Слайд 21
Надо сплести 10 больших листиков по схеме 1-2-4-6-7-8-7-6-4-2 и собрать из
них две веточки, в каждой из которых по 5 листьев.
Сборка
А теперь осталась самая приятная часть работы — собрать все элементы цветка.
Серединку прикручиваем проволокой к жесткому стержню – стебельку розы, вокруг серединки располагаем внутренние лепестки, затем средние и внешние, все лепестки прикручиваем к стержню нитями.
Маскируем стержень флористической бумагой. Можно жесткий стержень с прикрученными лепестками обмотать нитями.
Осталось расправить лепестки.