Слайд 1Профессиональная
проба
10 класс
институт
техникум
МОУ «СОШ г. Ермолино» учитель технологии
Молчанова
Елена Анатольевна
Слайд 2«Посеешь поступок –
пожнешь привычку,
посеешь привычку –
пожнешь характер,
посеешь
характер –
пожнешь судьбу».
Народная мудрость
гласит:
Слайд 3Упражняясь, тренируясь,
человек формирует навыки и умения,
которые обеспечивают ему успех
в избранном деле.
Слайд 4Личностные качества развиваются,
если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью.
Слайд 5Профессиональная проба - это непосредственное участие в деятельности
по той или
иной профессии
В процессе профессиональной пробы человек получает опыт рабо-ты, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям.
Слайд 6Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу
сверстников, содержит в се-бе элементы, «частички» той или иной профессиональной деятельности. Таким об-разом, мы имеем возможность заранее «примеривать» себя к различным видам тру-довой деятельности. Испытание сил - самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволяет нам в дальнейшем глубже обду-мать свой выбор.
Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей и взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии. Но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профес-сии (или близкой к ней).
Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли харак-тер данной работы его склонностям, способностям и умениям.
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального само-определения, поскольку выступает своего рода «индикатором» правильности выбо-ра. Ведь узнав свои возможности, имея широк представление о профессиях и сде-лав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.
Лучше всего, «примеряя» себя к различным видам трудовой деятельности, произ-вести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать профессию, в которой возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.
Слайд 7Задание 1.
Составьте список профессий, в которых вы хотите проверить свои
силы.
Задание 2.
Ответьте на вопросы теста-опросника ОПГ.
Практическая работа
Слайд 8Инструкция
Внимательно прочтите вопрос. На него вы должны дать три ответа
и оценить их в баллах (от 0 до 2).
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе?
Делаю, как правило, хорошо - 2.
Делаю посредственно - 1.
Делаю плохо (совсем не умею) - 0.
2. Какие эмоции возникали у вас в процессе выполняемых действий?
Положительные (приятно, интересно, легко) - 2.
Никаких эмоций (безразлично) - 1.
Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0.
Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было
включено в вашу будущую работу?
Да - 2.
Все равно - 1.
Нет - 0.
Слайд 11Свои оценки в баллах заносите в таблицу ответов (номер клетки в
таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе оценивайте сначала ваше «умение» (1), затем - «отношение» (2) и «желание» (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы делать что-то одно, то именно его вы и оцените в «Листе ответов» (табл.) тремя оценками. Работайте внимательно, не спешите!
Слайд 12Опросник ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ)
Вопросы:
Делать выписки, вырезки из различных текстов и группи-ровать
их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных рабо-тах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора).
3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, при-знаваемые многими Интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раз-дражение, гнев, обиду, плохое настроение.
Слайд 136. Выделять из текста основные мысли и составлять на их ос-нове
краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях,
решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растени- ями и записывать данные наблюдения в специальный днев-ник.
9. Мастерить изделия своими руками из дерева, металла, ни-ток, засушенных растений.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он
хочет знать, даже если приходится повторять несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко
находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химиче-
ских элементов, решать задачи по химии.
Слайд 1413. Разбираться в особенностях развития и во внешних отли-
чительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графи-
ки, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и за-
давать их, пересказывать тексты и составленные расска-
зы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоци-
кл), ремонтировать разные электрические приборы (пы-
лесос, утюг, светильник).
18. Тратить свое свободное время преимущественно на уход и
наблюдение за каким-нибудь животным.
Слайд 1519. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно,
терпеливо, не перебивая выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (прием-ник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необхо-димые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, дрессировать.
24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подра-жать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25.Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
Слайд 1626. Выполнять задания по математике, химии, в которых тре-буется составить логическую
цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние призна-ки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет; уметь обосновать это устно или письменно.
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего
знания математических формул, законов и умения их пра-
вильно применять при решении.
Слайд 1732. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать
на станке, на электри-ческой швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично испол-нять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого разли-чные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки опреде-ленных моделей, изделий, конструировать новые, приду-манные самостоятельно.
Слайд 1838. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную
литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные мо-дели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мгновенно пред-ставить расположение предметов или фигур в пространст-ве.
43.Длительное время заниматься исследовательскими работа-ми в биологических кружках, на биостанциях, в зоокруж-ках и питомниках.
Слайд 1944. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45.
Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, вписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, матема-тической.
48. При работе с растениями или животными переносить руч-ной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфические запахи.
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в созда-ваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Слайд 20После ответов на все вопросы подсчитывается по вертикали общая сумма баллов
в каждой колонке, которую набрали отдельно «умение», «отношение» и «желание». Каждая колонка соответствует одной из пяти профессиональ-ных сфер (по Е.А. Климову):
первая — «человек - знаковая система»;
вторая — «человек - техника»;
третья — «человек - природа»;
четвертая — «человек - художественный образ»;
пятая — «человек - человек».
Необходимо обратить внимание на ту или те профессиональные сферы, где количество баллов максимально. Эти сферы являются предпочтительными для испытуемого. Сферы с минимальным количеством баллов, напротив, не являются значимыми для самоопределения. Пример: для выбирающих про-фессию учителя максимальное количество баллов «умение» (1), «отноше-ние» (2), «желание» (3) должно быть в пятой колонке. Кроме того, необходи-мо обратить внимание на результат в колонке, соответствующей тому типу, к которому относится специальность (учитель математики, иностранного язы-ка - в первой колонке; физики, технического труда - во второй; биологии - в третьей колонке и т. д.).