Слайд 1На
Художественное творчество.
Народные ремесла.
Слайд 2Художественное творчество-неотъемлемая часть жизни человека.
«Не то дорого, что красно, золото, а
то, что доброго мастерства»,
-гласит древняя пословица.
Слайд 3Россия всегда славилась искусными мастерами
Слайд 4 Виды народных промыслов.
Палех, Федоскино, Жостов. Хохлома, Гжель, Вологда,, Оренбург, Павлово-Посад...
Эти села и города знает весь мир, так же как имена талантливых народных умельцев, из рук которых выходят изумительные уникальные изделия: шкатулки, фарфоровые сервизы, платки, расписные миски и ложки и...
Слайд 5
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о …?
Слайд 6Глиняное чудо.
Гжель
Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование
здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.
.
Слайд 7
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы,
черепицу.
Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.
В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.
Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия
Слайд 9России яркие букеты.
Жостово
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда
в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
.
Слайд 10
Главная тема украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись
выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы
Слайд 12 Музею новому- виват!!!
Плат узорный
Слайд 131896 год - Большой Государственный Герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний
Новгород)
1937 год - "Гран-при" Международной выставки (Париж )
1958 год - Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель)
1961 год - Приз Международной выставки (Лейпциг)
11997 год - лауреат Российской национальной премии "Лучшая работа года в области
Слайд 15Хохлома - Россия, Russia
Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в
17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Слайд 16
Искусство Хохломы традиционно славянское. Из деревянной посуды ели наши предки,
расписные братины и блюда украшали все крестьянские дома, радовали глаз после тяжелой работы в поле. От древних ремесел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и четкие ритмы орнамента. Хохломской орнамент всегда подчинен определенному ритму. Его элементы чередуются в определенном порядке, создавая ощущение удали, полета, своеобразной деревянной «мелодии». Издавна мастера Хохломы используют два вида росписи - «верховой» и «фоновой».
При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. В росписи «под фон» на красном, зеленом или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. С годами хохломская роспись становится еще образнее, выразительнее.
Братина с хохломской росписью. Горьковская область. Семеновский район. Первая половина XIX века.
Поставец и совок для муки с хохломской росписью. Конец XIX — начало XX века.
Слайд 17
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у
народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Слайд 18Прекрасная осенняя пора....Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет
чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно.
Слайд 20Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее.
Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось
как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.
Слайд 21Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских
монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
Слайд 22Прошва (начало XX в.)
Подол (конец XIX в.)
Часть подзора
(конец XVIII в.)
Часть
подзора (конец XVIII – начало XIX в.)
Подзор. Деталь (1840-е гг.)
Пальто (1913 г.)
Слайд 23Для плетения кружев необходима подушка - туго набитый валик, стоящий перед
мастерицей на деревянной подставке. Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки. От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков. Выполненная работа приносит мастерице большое удовлетворение и много радости всем окружающим.
Слайд 28В этот вьюжный, неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты
накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок…
Слайд 29ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
Основы прикладного искусства, благодаря которому Оренбург стал известен всему
свету, заложили казацкие женки еще в конце XVII века, когда русские первопроходцы, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
Суровый климат здешних мест требовал одежды теплой, но легкой. Казачки легко переняли у казахов и калмыков рукоделье из козьего пуха. Только манера вязания у степняков была сплошной, а яицкие женки стали применять русские кружевные орнаменты.
Слайд 31
В 1867 году на Всемирной выставке в Париже впервые были представлены
знаменитые оренбургские «паутинки» — узорные вязаные платки, мастерица Мария Ускова была награждена медалью Международной выставки И с XIX века платки из козьего пуха становятся популярными во всей Европе. По сей день славятся эти платки повсюду — они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый неповторим, ведь его узор — плод фантазии вязальщицы.
Слайд 33Говорят, когда-то в древности вязание — создание полотна из переплетенных петель
— изобрели мужчины. Но оренбургские пуховые платки вяжут только женщины.
Вяжут их на двух спицах — длинных, тонких металлических иглах. Набирают по несколько сотен петель. Сначала вяжут центральную часть платка, а потом подвязывают к нему зубцы.
Тонкую пушистую нить прядут из подшерстка (пуха) коз особой породы. Их вывели около двух веков назад. Чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны особые природные условия: жестокие морозы, ветры и снегопады. Когда оренбургских коз вывозили за границу, в места с более ) мягким климатом — пух у них через несколько лет исчезал, они становились обыкновенными грубошерстными козами.
натягивают на специальную раму. Платок высыхает и становится похожим на пушистое облако. Это и есть знаменитый оренбургский платок.
Слайд 34Единственная коллекция платков хранится в Оренбургском музее изобразительных искусств. Он открылся
в 1960 году.
Слайд 37Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение
получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Слайд 38ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЫШИВКИ
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относиться к эпохе
первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Слайд 40ВЫШИВКА В РОССИИ
На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка
выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.
Слайд 41ВЫШИВКА
В ТРАДИЦИЯХ НАРОДА
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные
для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Слайд 43В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного
искусства.
Слайд 45Вышивка гладью.
Материалы для вышивки.
Ткань. Для вышивки подойдут однотонные льняные, шерстяные, хлопчатобумажные,
шелковые и смешанные ткани.
Нитки. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом(одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на пять минут). Чаще всего для вышивки применяют хлопчатобумажное мулине, шерсть, объемные синтетические нитки.
Слайд 46Инструменты и приспособления
Иглы бывают разной длины и толщины – от №1
до №12. Для вышивальных работ нужно иметь набор игл для вышивки. Очень тонкие иглы №1 необходимо для вышивания на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение, средние №2-5- на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком №6-12 – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками.
Ножницы нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток).
Слайд 47
Пяльцы лучше иметь деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани.
Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров.
Калька применяется для переведения рисунков с оригинала.
Копировальная бумага для переведения рисунков с кальки на ткань лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого.
Карандаши простые, острозаточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань.
Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определение размеров изделия.
Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец.
Слайд 48Подготовка к вышивке.
- Ткань стирают, сняв крахмал, и
просушивают, завернув на несколько минут в махровое полотенце.
- Хорошо отутюживают слегка влажную ткань.
- Переводят рисунок на кальку, применяя остро отточенные простой карандаш «М».
- Переводят рисунок на ткань с помощью одного из следующих способов: через копировальную бумагу: на ровную ткань накладывают сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонкоотточенным простым твердым карандашом «Т» или пустым стержнем шариковой ручки.
Слайд 49Закрепление рабочей нити.
Нитку в одно сложение закрепляют мелкими
прямыми стежками «вперед иголку»
Делают прокол на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити, и, крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»
Слайд 50
После первого прокола оставляют на изнаночной стороне
работы конец нитки длиной 5 см и закрепляют его после того, как нить закончилась, вложив в иглу и пропустив ее под вышивкой.
Нитку в два сложения продергивают концами в иглу, делают маленький стежок в начале работы, тянуть нитку, пока не останется кончик в виде маленькой петли, в которую продевают иглу и затягивают нить.
Заканчивая вышивание, нитку закрепляют на изнанке несколькими стежками «за иглу» и уводят конец нити под вышивку.
Слайд 51Шов штопка.
Шов штопка напоминает плетение
прутьями, поэтому применяют при вышивании корзин. Вначале через весь мотив прокладывают вертикальные или расходящиеся веером протяжки, а затем переплетают их продольными нитями в шахматном порядке (через одну). Для получения эффекта объема применяют чередующиеся по цвету или тону нити.
Слайд 52Шов рококо.
Выполняется шов рококо с помощью
тонкой длинной иглы без утолщения в области ушка. Шов рококо выполняется на основе шва «назад иголку», нитка берется более толстая и навивок на иглу делают больше. После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону ткани и делают стежок шва «назад иголку» такой длины, каким должен быть будущий узелок рококо, иглу при этом выводят на лицевую сторону в месте первого прокола не полностью, а приблизительно наполовину. Указательным пальцем левой руки кончик иглы приподнимают, а левой рукой делают навивки на иглу. Длина навитого на иглу участка нитки может равняться длине стежка «назад иголку», и тогда получится прямой жгутик рококо.
Слайд 57Организация рабочего места.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
Каждый
предмет нужно класть на отведённое место.
Размещать предметы на рабочем столе соответственно движениям рук: предметы, которые берём правой рукой должны лежать справа.
Слайд 58Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Нельзя работать
неисправной иглой.
Нельзя брать иглу в рот.
По окончании работы иглу вкалывать в игольницу.
Нельзя бегать и играть с иглой.
По окончании работы всегда иглу оставлять с ниткой.
Нельзя вкалывать иглу в одежду.
7.Нельзя работать неисправными ножницами.
8.Передавать ножницы кольцами вперёд.
9.Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
10.Нельзя бегать и играть ножницами.