Слайд 2Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской
земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 3- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей»
или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
Слайд 4Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От
лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Слайд 5После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и
обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Слайд 6Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века
и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Слайд 7– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки,
кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины