Слайд 1«Создание ситуации успеха как одно из средств повышения социализации учащихся»
« Успех
в учении-единственный источник внутренних сил ребёнка , рождающий энергию для преодоления
трудностей , желания учиться…»
К. Д. Ушинский
Слайд 2Перед учителем коррекционного образования
стоит огромная задача : обучения и воспитания
ребёнка с особыми образовательными
потребностями.
Задача эта не из лёгких ,и перед каждым
педагогом возникает ряд вопросов , которые он
решает в процессе работы с учениками.
Главное в работе педагога коррекционной
школы – научить ,воспитать, не навредить ребёнку.
А как это сделать правильно?
Слайд 3Мы , учителя ТО считаем, что наиболее значима в этом обучении
роль ситуации успеха ,а для этого важно помнить правила коррекционной психологии и педагогики ,зная это мы можем продиагностировать любую ситуацию и найти правильное решение.
Младший школьник не столько осознаёт успех , сколько переживает.
Подросток и осознаёт , и переживает ,но не
всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.
Старший школьник , как взрослый подходит к своему успеху или не удаче
пытается прогнозировать свои возможности.
Слайд 4Ситуация успеха основана на уважении
и вере в ребёнка , в
сотрудничестве, во
взаимном уважении ученика и учителя ,
в готовности помочь ребёнку.
Если ребёнок успешен в учёбе он испытывает
радость от результатов своего труда , а радость
от предстоящего урока приносит ему
положительные эмоции , веру в свои силы.
Выделяют несколько типов ситуаций успеха:
Слайд 5Неожиданная радость-это чувство
удовлетворения от того , что результаты
деятельности ученика
превзошли его ожидания
На уроках труда мы применяем некоторые
приёмы «неожиданной» радости:
Приём «Лестница» – речь идёт о ситуации,
когда учитель ведёт ученика поступательно
вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний,
психологического самоопределения , веры в
себя и окружающих.
Приём «Исповедь» -это когда наше искреннее
обращение к лучшим чувствам детей получит понимание , ответный отклик детей.
Слайд 6Ситуация «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для
себя реакции
одноклассников, это прежде всего эмоциональный
отклик всего класса на успех ученика.
Например : приём « Следуй за нами» состоит в том , чтобы разбудить дремлющую мысль ученика»
Ситуация «Радость познания» когда учебный труд может доставлять универсальные знания, умения и
навыки , которые являются основой общения.
Приём «Эврика» - суть в том, чтобы создать условия,
при которых ребёнок выполняя учебное задание,
неожиданно для себя пришёл к выводу , раскрывающему
неизвестные для него возможности.
Слайд 7Задача учителя в том и состоит , чтобы дать каждому
из своих
учеников возможность пережить радость
достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.
При создании ситуации успеха учащимся необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой
категории могли бы справиться без особых
затруднений и лишь потом переходить к более
сложным упражнениям, поэтому мы используем
такой приём :
сдвоенные задания ,где первое подготавливает к
выполнению более сложного- второго.
Слайд 8Словесное поощрение подбодряющее ученика,
вызывающее у него уверенность в
своих силах.
Положительная оценка учителя в процессе которой
появляется стремление соответствовать оценке
учителя.
Создание морально –психологического фона в
процессе фронтальной работы при котором у
детей исчезает чувство неуверенности , боязни
приступить к сложным заданиям.
Слайд 9Главное в нашей работе это создание на
уроках труда атмосферы доброжелательности,
для этого мы помогаем ученикам:
Снять страх.
Авансируем успешный результат.
Задаём наводящие вопросы.
Показываем персональную исключительность
каждого.
Мобилизируем активность.
Используем педагогическое внушение.
Высоко оцениваем их деятельность.
Слайд 10Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми,
поведение которых осложнено целым
рядом
внешних и внутренних причин, поскольку позволяет
снять у них агрессию , преодолеть изолированность
и пассивность.
Ситуация неуспеха- это субъективное эмоциональное
переживание неудовлетворения собой в ходе и
результате совершения деятельности .Педагогическое
назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха,
заключается в создании личного индивидуального
развития ребёнка.
При рассмотрении причин ситуации неуспеха(не
могу, потому что не понимаю) мы вывели пошаговый
алгоритм действий к успешности ученика.
Слайд 111 шаг-Психологическая атака: суть состоит в том,
чтобы переломить состояние психологического
напряжения, создание условий для вхождения
в эмоциональный контакт.
2 шаг-Эмоциональная блокировка: суть состоит в том,
чтобы локализовать, заблокировать состояние
обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое главное помочь ученику переосмыслить
свой неуспех, найти его причину с позиции:
«неуспех- случаен, успех –закономерен».
3 шаг-Выбор главного направления : необходимо
установить не только очаг психологического
напряжения личности, но и определить пути
его нейтрализации.
Слайд 124 шаг-Выбор разных возможностей : необходимо
создать условия, при которых ученик, для
которого создаётся ситуация успеха имел
равные возможности проявить себя по
сравнению с одноклассниками.
5 шаг-Неожиданное сравнение : может сработать
единожды.
Таким образом, мы стараемся акцентировать
внимание на том , чтобы дети поняли, что необхо
димо достигать в любой деятельности положи
тельных результатов и радоваться тем изменениям,
которые происходят в них самих , учим радоваться
очередному личностному достижению.
Слайд 13 Поэтому мы желаем своим ученикам, себе и всем Вам:
МУЖЕСТВА- изменить то, что можно изменить в себе.
СМИРЕНИЯ-принять то, что изменить в себе
невозможно.
РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!