Слайд 1« Формирование
МОТИВАЦИИ учения
в школьном возрасте»
Доклад на педагогическом совете
Локтева
Н.И.
Слайд 2
Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании.
Маркова А.К.
Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
Сухомлинский В.А.
Слайд 3Что такое мотивация?
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять
мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель».
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив=потребность «получить возможность погулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.
Мотив реально действующий вытекает из потребности(н-р, пойти погулять)
Изучение мотивов предполагает проникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимо-тивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.
Мотивация учения – это совокупность мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Наибольшей побуждающей силой обладают мотивы, вытекающие из осознанных потребностей
Слайд 4Как преодолеть противоречие?
«Можно коня привести к воде,
Но нельзя заставить его пить»
Восточная
мудрость
Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но главное уметь применять его в практической деятельности, а для этого необходимо соблюдать ряд условий его реализации:
• знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития мотивации учащихся;
• при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой целей;
• руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;
• иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;
• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
1) управлять вниманием учащихся;
2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
3)актуализировать необходимые мотивационные состояния;
4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее основных признаков.
Слайд 5Как диагностировать мотивацию?
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все
они предназначены для учащихся начальной школы.
Кто из учёных занимался изучением мотивации?
А.К.Маркова, Дж.Брунер,
Г.И.Щукина, В.В.Давыдов,
Д.Б.Эльконин, Б.Г.Ананьев,
А.И.Липкина, А.Н.Леонтьев
Слайд 7Принцип мотивации соответствует законам
единства познания и оценочной деятельности (единство знания
и отношения),
активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта.
Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения.
Первое требование принципа мотивации: необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу - в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения).
Второе требование принципа, следовательно, заключается в том, что необходимо своевременное выявление сформированности мотивации учения и труда - систематическое определение уровня ее развития у большинства учащихся.
Третье требование принципа состоит в целесообразном отборе и применении на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия
Слайд 8
Как осуществляется формирование мотивации?
Мотивация как мощная, достигающая педагогической цели
технология осуществляется только совместными усилиями
специалистов – педагогов,
психологов,
администрации,
родителей школьников.
Слайд 9Как преодолеть снижение мотивации учения?
Слайд 10От чего зависит направление мотивационной педагогической деятельности?
Выбор методов и определение
направления педагогической деятельности зависит от выявления преобладающих мотиваций у учащихся:
1.желание получить одобрение,
2.страх наказания,
3. стремление к достижению успеха
Слайд 11 Что необходимо ещё?
Учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с
мотивационной основой деятельности учащихся.
Мотивационная структура урока:
1. Организация и управление вниманием учащихся.
2. Разъяснение смысла деятельности.
3. Актуализация мотивационных состояний.
4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.
5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.
6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.
7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.
Слайд 13Методы мотивации и стимулирования
Слайд 16Какая пед.деятельность формирует мотивацию ?
Слайд 17 Какой деятельностью можно качественно улучшить формирование учебной мотивации?
Слайд 18 Предлагаем:
Ежегодно составлять
мотивационные карты на каждого учащегося (МКУ) школы по результатам анкетирования(выявлять внутренние и внешние индивидуальные мотивации учения) и информировать о них учителей-предметников
Регулярно (не реже 1раза в четверть) проводить интеллектуальные состязания в знаниях по предметам в виде занимательных игр, соревнований, специальных тестирований и т.п.
Проводить «Дни открытых дверей» различной направленности
Регулярно вывешивать рейтинги классов по количеству положительных оценок
Организовать шефство лучших учеников школы над слабоуспевающими учащимися
Создать электронный вариант классных журналов для доступности информации об оценках для учащихся и их родителей
Разработать систему поощрений за положительную динамику в качестве знаний по итогам четвертей
Создать разновозрастные творческие группы самообучения