Слайд 1Путешествие в мир вышивки
Для уроков технологии в 8 классах.
Слайд 2
История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится
к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.
Индейцы вышивали
иглами дикобраза и черенками птичьих перьев.
История возникновения вышивки
Миф об Арахне
О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу. Их легенда об Арахне рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини Афины ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Афина, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука.
Веласкес.«Состязание Афины с Арахной»
Слайд 4Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего выполнения, применялось
уже в глубокой древности. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, были созданы в Древнем Китае в VI - V вв. до н.э. Это работы, выполненные на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой в Китае украшали не только одежду, но и ковры, декоративные панно. Часто использовались мотивы с изображением природы: деревьев и птиц.
Слайд 6 В период раннего Возрождения верховное духовенство в Риме и род
Медичи во Флоренции сосредоточили при своих
дворах лучших мастеров искусства,
в том числе и прикладного.
Техника вышивки достигает совершенства,
количество оттенков увеличивается,
характер узора приближается к живописи.
Расцвет вышивки в эпоху Возрождения
Слайд 7В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи
дан был
сильный толчок развитию всех искусств и художеств,
вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства;
лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль
интересовался этим искусством.
Многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи и Мария Стюарт проводили свой досуг в рукодельных занятиях.
вышивка
Марии Стюарт
Слайд 8 Фаворитка Людовика XIV- госпожа де Ментенон.
Любимым ее занятием было вышивание. Более того, она так любила вышивать, что даже во время прогулки в карете ее видели с работой в руках.
Она же ввела преподавание этого искусства в женской школе, ею основанной.
Даже Мария-Антуанетта - французская королева, жена (с 1770 года)
Людовика XVI также много вышивала, особенно по канве мелким швом.
Слайд 9Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты:
иглы, напёрсток, ножницы,
сантиметр, заострённая палочка, пяльцы.
Все приспособления хранились в шкатулках, очень красивых швейных несессерах или висели у женщин на поясе-chatelaine( швейный шателен - цепочка на пояс для ключей, брелков и разных мелочей).
Слайд 11 Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия
продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать.
Так вышивка разделилась на «народное искусство» и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом.
Слайд 12 Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой,
составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Рисунок для вышивок крестиком просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов. Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.
О рисунках и схемах к вышивкам
Слайд 13В XV веке в моду входят вышитые одежды - как мужские,
так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров. В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок.
Слайд 14 Вышивкой занимались женщины всех слоев населения.
В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов.
Слайд 15В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего
сохранились изделия XIX века.
Слайд 16 Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей
и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Слайд 17Девочка c 7-8-летнего возраста начинала вышивать себе приданое и к 15-16-ти
годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий, а по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Слайд 18 В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами
вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен, на окна и божницы полотенца - «убрусы».
Слайд 19 По характеру узоров и приемов их выполнения русская
вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось в вышивке солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
Слайд 20В старину на Руси все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была
связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую
ткань в произведение искусства.
Русская гладь
Владимирский верхошов
Художественная гладь
Цветная перевить
Слайд 21Вышивка гладью
Вышивка гладью с давних времён была в числе самых любимых
видов женского рукоделия. Существует огромное количество гладьевых техник.
Слайд 22Вышивка крестом
Благодаря простоте выполнения крестик получил наибольшее распространение в вышивках всех
народов. . Крестик можно вышивать любыми нитками - от шелковых до шерстяных.
Слайд 23Мережкой принято называть разновидность рукоделия, для выполнения которого из ткани выдёргивают
нитки: в результате получаются ажурные строчки, похожие на кружевные. Эти ажурные швы могут быть основной частью узора или ограничивающей линией. Орнаменты, дополненные мережками, отличаются тонкостью и изяществом.
Мережки
Слайд 24Вышивка ришелье — это изящная ажурная вышивка,
требующая навыков, терпения, внимания и аккуратности.
В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку.
Вышивка ришелье
Слайд 25Легенды о
«Ришелье»
Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и все они связаны с именем кардинала Ришелье — известного французского государственного деятеля. Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев.
По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой.
Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел.
В настоящее время все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называются "ришелье" и подразделяются на ришелье с бридами и безбридное.
Слайд 26В декоративных вышивках золотом и шелком применяли рельефные швы с выпуклостью,
достигающей иногда 1-2 см. Во Франции в конце XVI века бархатные костюмы темных оттенков украшались вышивкой с узором из тонких ветвей с цветами и листьями, дельфинами, орнаментальными переплетениями в виде разных сеток, напоминающих чеканку по металлу.
Вышивка золотом
Вышивка лентами возникла во Франции в середине XVII века.
Ею украшали платья и пелерины королевских особ, военную форму, камзолы и перчатки, а также одеяния священников. Дамы при дворе Наполеона II носили платья, обильно расшитые тесьмой, и эту традицию подхватили многие модные дома.
Вышивка лентами требует терпения и навыка, однако большинство узоров выполняются быстро, а результаты являются поистине впечатляющими.
Этот вид вышивки существует на протяжении нескольких веков и пережил несколько разных периодов.
Украшали такой вышивкой и предметы домашнего обихода: постельное белье, диванные подушки, декоративные экраны и даже оборотную сторону ручных зеркал и щеток для волос .
Эта техника распространилась по всей Европе, а затем достигла Америки и Канады.
Слайд 28Вышивка шелком
Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств.
Шитье тонкими шелковыми
нитями, придающими атласность поверхности, поражает тонкой светотеневой игрой, создаваемой положением нитей разной длины и в разных направлениях.
Слайд 29 Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном
шитье.
Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц.
О них в конце XVI века писал шведский путешественник Петрей:
"В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц
жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."
Вышивка бисером
Слайд 30
Что нового и интересного внес XXI-й век в русскую и
мировую вышивку?
Резкое ускорение темпов жизни не могло не отразиться и на этом виде творчества, поэтому вторая половина прошлого века ознаменована появлением высокоскоростных промышленных вышивальных аппаратов производства самых различных фирм.
Компьютерное программирование рисунков также прочно обосновалось в промышленной вышивке. Сегодня существует богатый выбор компьютерных программ для создания вышивки.
Но даже если кто-нибудь в мире сможет создать самую совершенную программу, то только художественный вкус и огромный объем ручной доработки рисунка вышивки художником сможет поднять промышленную вышивку до уровня ручной. На вопрос, а нужно ли это, можно ответить только одно: "Посмотрите на вологодское кружево, цветную тарусскую перевить, горьковский гипюр или изделие торжокских золотошвей".
Слайд 31Художники о вышивке
Василий Тропинин
Женщины, занимающиеся вышиванием, вдохновляли многих
художников на
произведения, которыми восхищается весь мир
Слайд 34Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов декоративного искусства, в
котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей.
Слайд 35 Презентацию выполнила
учитель технологии МБОУ
Благовещенская СОШ №1
Бурова Людмила Григорьевна