Слайд 1«Дифференцированное обучение
как ресурс повышения качества образования по предмету Технология (обслуживающий
труд)»
Выполнила учитель технологии МБОУ СШ№26 г Архангельска
Горина Е.А.
Слайд 2Цель дифференцированного обучения
Обеспечить каждому ученику максимально комфортные условия для
его развития, удовлетворения его познавательных потребностей.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном темпе.
Слайд 3Принципы
дифференцированного обучения
- дифференцированное обучение не цель, а средство развития
индивидуальности;
- реализация дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого учащегося как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
- только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Слайд 4
Итак, оставаясь в рамках урочной системы и используя при этом дифференциацию
обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Ученик становится активным участником образовательного процесса, не «прячась за спины» более сильных учеников, чувствуя свою роль и значимость.
Слайд 5Применение
дифференцированного подхода
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их
индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я разделяю девочек на две-три группы
1 группа (А) – «сильные»;
2 группа (Б) – «средние»;
3 группа (В) – «слабые».
Слайд 6Деление на группы очень условно,
группы подвижны
Каждый ученик
может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Слайд 7Дифференцированный подход
к учащимся на этапах урока.
1. Письменный опрос.
При письменном опросе использую
карточки и тесты различной степени сложности. При выдаче задания одинаковой трудности, для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять.
для 1 группы – только цель
для 2 группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание
для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания
Слайд 8Устный опрос.
Устная проверка знаний
Первыми вызываю учащихся групп 2 и
3, сильные же дети исправляют и дополняют ответы.
Часто даю задания учащимся 1 группы найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).
Девочкам 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов учащихся.
Слайд 92. Объяснение нового материала
Ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, детям групп 2 и 3 предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного.
Девочкам 2 группы часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений, мини-докладов.
Девочек 1 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала (с изготовлением наглядных пособий (рисунки, таблицы, схемы и т. д.))
Девочкам 3 группы предлагаю найти толкование новых слов и понятий с помощью дополнительной литературы.
Слайд 103. Закрепление нового материала и практическая работа
Для детей 1 группы
сразу же предлагаю выполнить практическое задание.
Для детей 2 группы предлагаю работу с технологической картой или учебником или пользуясь записями в тетради.
Со слабыми детьми (3 группа) повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом.
Слайд 11
Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают слабым.
Практикую коллективные проекты с
различным комплектованием групп
Если практическая или творческая работа сложная, то формирую пары, куда входит один из учеников 1 и 2 групп.
Слайд 124. Домашнее задание
Детей 1 группы учу работать с дополнительной литературой
и источниками, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также проводить небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д.
Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую.
Для преодоления пробелов в знаниях детям групп 2 и 3 даю небольшие дополнительные задания теоретического характера.
Слайд 13Достоинства
дифференцированного подхода
дифференциация исключает неоправданное уравнивание детей, т. к. не ориентирована
на «среднего» ученика;
у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися и уделять достойное внимание сильным;
отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня обучения;
реализуется желание более сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в предмете;
повышается уровень личного «Я»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают удовлетворение от работы, испытывают учебный успех, избавляются от комплексов;
в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
повышается уровень мотивации.
Слайд 14Недостатки
дифференцированного подхода
трудоемкость и сложность подготовки к уроку;
опасность наклеивания «ярлыков»;
если периодически
не совмещать группы в работе, может возникнуть иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Слайд 15Дифференцированное обучение –
наиболее трудный вид работы.
Требует от
учителя:
- вдумчивой, кропотливой работы,
- творческой подготовки к урокам,
- хорошего знания своих учеников.
Этот метод обучения требует последовательности и систематизации.
Слайд 16Успех в учебе сегодня –
успех в жизни завтра!
Успех является источником
внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Слайд 18Мастер класс
«Международный женский день 8 марта»
Слайд 19Мастер класс
«Подарок ко дню всех влюбленных»