Слайд 1
Педагогическая этика
«Счастье-это когда тебя понимают»
Слайд 2Педагогическая этика
Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.
Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения
преподавателя.
Слайд 3Некоторые качества педагога
Честность
Доброжелательность
Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение
к их личности
Чувство ответственности за результаты труда
Соблюдение дисциплины
Слайд 4Педагогическая этика-часть педагогического мастерства
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика
или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
Педагогическая этика на основе этических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Слайд 5Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе
Не спешите подвергать критике
установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения.
Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения.
Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Слайд 6Требования педагогической этики:
Установка, усиливающая веру в успех.
Установление правильных взаимоотношений между учителем
и учеником.
Доброжелательное отношение к каждому учащемуся.
Благоприятное речевое общение с учениками.
Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.
Слайд 7Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим
образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Слайд 8Основные признаки педагогического такта:
Естественность, простота обращения без фамильярности;
Искренность тона, лишенная всякой
фальши;
Доверие к школьнику без попустительства;
Просьба без упрашивания;
Советы и рекомендации без навязчивости;
Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
Серьезность тона без натянутости в отношениях;
Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
Требовательность без мелкой придирчивости;
Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений;
Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
Слайд 9Педагогическое разрешение конфликта
Виды конфликтов:
Внутренние и внешние;
Межличностные и межгрупповые;
Социальные;
Межнациональные и межгосударственные;
Потенциальные и
актуальные;
Прямые и опосредованные;
Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) деструктивные (неконструктивные);
Вертикальные и горизонтальные;
Предметные и личностные;
Ролевые;
Мотивационные;
Коммуникационные (основанные на непонимании).
Слайд 10Правила
разрешения конфликтов:
Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией,
а
это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность.
Как????????????????
Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность,
бесцельные движения. Мимика, жесты.
Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние,
но и влияют на него.
Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
Слайд 11Правила разрешения конфликтов:
Попытаться понять мотивы поведения собеседника.
Включение мысленного анализа снижает
эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения:
«Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние:
«Меня огорчает».
Не пытайтесь сразу оценивать поступок,
стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
Слайд 12Правила разрешения конфликтов:
Согласовать цель.
Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы»
Слайд 13Правила разрешения конфликтов:
Закрепить свою позицию уверенностью
в возможности продуктивного решения.
После разрешения конфликта мысленно вернуться
к нему проанализировать его причины и
возможности предотвращения.
Всегда легче избежать острого
столкновения, нежели погасить его.
Слайд 14Правила разрешения конфликтов:
Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу).
Снять напряженность
помогает молчаливое
рассмотрение лица
соучастника конфликта,
что даст возможность
учителю сосредоточиться,
изучить его состояние.
Слайд 15Заповеди педагогического общения
Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих
неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души.
При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач.
Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся.
Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией.
Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
Слайд 16Заповеди педагогического общения
Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный
учебно-воспитательный процесс невозможен.
Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность.
Надлежит научиться слушать детей.
Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность.
Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.
Слайд 17Заповеди педагогического общения
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс
говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
Умейте анализировать процесс общения .
Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
Слайд 18.
«Пойми ученика»- профессиональная заповедь педагога
- это значит проникнуть во внутреннее, душевное
состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.
Слайд 20Сохраняй настроение (улыбку).
Это увертюра радостного дня.
Сначала научи, затем спрашивай.
Будь честным в
оценке знаний и поведения детей.
Крепко держись данного детям слова.
Защити ребенка от всех видов самоуправства, оскорблений.
Слайд 21Строго храни детские тайны.
Будь сдержанным и терпеливым. Никогда не опускайся до
оскорблений и унижений детей,
и они не унизят тебя.
Будь примером во всем: в труде, одежде, поведении.
Никогда не требуй от ребенка того, что не делаешь сам.
Слайд 22В любой ситуации умей поставить себя на место ребенка.
Помни: понять ребенка
ты сможешь, только когда полюбишь его.
Ни на минуту не переставай учиться.
Никогда не жалуйся на своих детей. Помни: хороший учитель и родитель бывает недовольным только самим собой.
Слайд 23Не оговаривай детей: в одних это развивает зависть, в других –
месть и криводушие.
Доверяй детям. Отказывайся от мелочной опеки по отношению к ним.
Будь великодушным, если они случайно оступились.
Слайд 24Когда правда не твоя - попроси у ребенка прощения. Это никогда
не унизит твой авторитет.
Живи интересами детей, и ты поймешь, что радость тесных отношений с ними – одна из величайших земных радостей.