Слайд 1Оценка достижения планируемых результатов по технологии в рамках реализации ФГОС ООО
Выполнила
учитель технологии
высшей категории
МАОУ «СОШ №6»
г. Северодвинска
Толобистюк Е.И
Слайд 2Что такое ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?
Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы— новый, ранее не
использовавшийся механизм реализации требований Стандарта.
Он призван обеспечить связь между требованиями Стандарта , образовательным процессом и
системой оценки.
Слайд 3МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА
Слайд 4Для чего нужны планируемые результаты ?
Они служат нормативной основой одновременно и
для
определения содержания и организации образовательного процесса и для различных оценочных процедур.
Слайд 5СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
И ФУНКЦИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Структура и содержание планируемых результатов должны не
только выражать требования Стандарта и передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных предметов), но и отвечать целому ряду требований, предъявляемых теорией и практикой педагогических измерений.
Они уточняют и конкретизируют общее понимание трех групп результатов, устанавливаемых Стандартом:
личностных, метапредметных и предметных
Слайд 8ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Опорная система знаний – это такие знания, умения,
учебные действия, которые принципиально необходимы для успешного обучения и могут быть освоены подавляющим большинством детей.
Однако основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эту систему при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами, объектом формирования и оценки являются действия , выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Слайд 10Структура планируемых результатов отражает основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности
системы образования, ОУ и педагогов, а также конкретных выпускников.
Это достигается посредством выделения трех уровней описания и соответственно трех блоков целей:
цели-ориентиры;
выпускник научится;
выпускник получит возможность научиться, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.
Слайд 11 «Цели-ориентиры»
В первом блоке – «Цели-ориентиры» – определяются ведущие целевые установки
изучения учебного предмета, призванные дать ответ на вопрос: «Ради чего изучается данный предмет? Каков его основной вклад в развитие личности ребенка?».
Этот блок описывает вклад программы учебного предмета в развитие способностей обучающихся; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся.
Слайд 12 Достижение этого блока целей и результатов —преимущественная компетенция государства и системы
образования в целом, которые несут ответственность за создание и развитие сети ОУ, их ресурсное обеспечение, за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям. Оценка достижения этих целей ведется в ходе мониторинговых исследований с использованием исключительно неперсонифицированной информации. Результаты исследований характеризуют деятельность системы образования на федеральном, региональном уровнях.
Слайд 13«Выпускник научится»
Во втором блоке – «Выпускник научится» – отражены цели (ожидаемые
результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующих специфике опорной системы знаний, умений и компетенций, формируемых на данном предмете.
Этот блок описывает требуемый уровень освоения опорного учебного материала. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и может быть освоена подавляющим большинством детей.
Слайд 14Именно этот блок служит основой при определении содержания и предмета итоговой
оценки выпускников, именно на него надо ориентироваться при разработке инструментария итоговой оценки.
Слайд 15Итоговая оценка достижения планируемых результатов этой группы может осуществляться как в
ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений),так и по итогам ее освоения.
Оценка освоения опорного материала на уровне,
характеризующем исполнительскую компетент-
ность обучающихся, ведется с помощью заданий
базового уровня. А на уровне действий, составля
ющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня.
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Слайд 16«Выпускник получит возможность научиться»
Третий блок планируемых результатов отражает ожидаемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет учебных и междисциплинарных программ.
Слайд 17 Планируемые достижения, соответствующие планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные
обучающиеся с повышенным уровнем мотивации и способностей. Они не подлежат итоговой оценке выпускников, но могут быть объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и ОУ, с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных Стандартом общего образования.
Некоторые задания, ориентированные на оценку достижения этой группы, все же могут очень ограниченно включаться в материалы итогового контроля с целью предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение повышенными (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся.
Слайд 18Невыполнение обучающимися таких заданий не является препятствием для перехода на
следующую ступень
обучения.
В ряде случаев учет достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
Содержательной и критериальной базой системы оценки служат планируемые результаты,
структура которых строится так, чтобы можно было легко выделить предмет и объект оценки для каждой из основных измерительных процедур:
? мониторингов качества образования — для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Такая оценка ведется на основе всех трех групп планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), уточняющих и детализирующих, «потрет выпускника» и размещенных в первых, общецелевых, блоках планируемых результатов;
Слайд 20 аттестационных процедур, проводящихся с целью аккредитации ОУ и аттестации педагогов,
— для оценки основных результатов деятельности ОУ и педагогов, выявления факторов, способствующих достижению ими требований Стандарта. Такая оценка ведется на основе всех трех групп планируемых результатов, размещенных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»;
Слайд 21 аттестационных процедур, проводящихся с целью итогового контроля и оценки обучающихся,
— для итоговой оценки результатов, достигаемых всеми учащимися и каждым учащимся в отдельности, выявления факторов, способствующих достижению ими требований Стандарта. Такая оценка ведется на основе предметных и метапредметных планируемых результатов, размещенных в блоках «Выпускник научится».
Слайд 22
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и
результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Стандарт в явном виде указывает, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.
Слайд 24Способность к решению учебно-
познавательных и учебно-практических задач на основании:
системы научных
знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов действий;
коммуникативных и информационных умений
Слайд 25ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Практика обучения, основанная на дифференциации требований
к уровню освоения и явном выделении базового и повышенного уровней, называется уровневой дифференциацией обучения.
Слайд 26ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ
Практика обучения на основе учебных ситуаций
исходит из фундаментального положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность, и, значит, основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность ребенка. Это означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, т.е. создать (организовать) учебную ситуацию.
В понятие учебной ситуации психологи вкладывают следующий смысл:
«Это такой фрагмент урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут основой его развития» (К.Н. Поливанова).
Слайд 27Реализация требований Стандарта предполагает и активное использование в учебном процессе информационных
и коммуникационных технологий, использование возможностей ИКТ для реализации деятельностного подхода.
Коммуникативных умений
Формирование рефлексии