Слайд 1«НАШ МИЛЫЙ КРАЙ – ПРИРОДЫ РАЙ»
МБОУ
«Сатинская СОШ»
Переменам нет конца
(К
лучшему, мы верим).
Молодые деревца
Подрастают в сквере.
Подрастает детвора,
Учится старательно,
Завтра лучше, чем вчера
Будет обязательно.
Е. П. Шумарин.
Стихотворение «Сатинка»
Конкурс на лучшее озеленение
территории образовательных учреждений
«Цвети Тамбовская земля»
номинация «Учебно-экспериментальный участок общеобразовательного учреждения села»
Руководитель:
Солодина М.А., учитель, зав. УОУ
Слайд 2Наша школа – это не только образовательное учреждение, но и дом
для большинства обучающихся. Именно здесь они проводят большую часть своего времени, поэтому необходимость создания уютной, комфортной обстановки побудила коллектив превратить пришкольную территорию в цветущий оазис, где ребёнок мог бы отдохнуть, отвлечься, и сидя в тени деревьев насладиться ароматом благоухающих цветов. Кроме того– это широкое поле деятельности для формирования трудовых навыков учащихся.
Слайд 3Воспитывать у учащихся потребность трудиться, уважение к людям труда, любовь и
бережное отношение к природе, к земле, к результатам своего труда.
Формировать практические умения и навыки по выращиванию растений с применением ручного инвентаря.
Знакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям.
Развивать познавательные и творческие способности учащихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы.
Использовать учебно-опытный участок как основной источник наглядных пособий и раздаточного материала для уроков биологии.
Превратить родную школу в цветущий сад.
Задачи работы на учебно - опытном участке
Слайд 4Назначение учебно-опытного участка и его структура
Общая площадь учебно-опытного участка
- 0, 23 га
Слайд 5План участка
1,2,3 – цветочные клумбы
Слайд 6На учебно-опытном участке школы организуются отделы:
Слайд 7Цветочно- декоративный отдел
площадь– 0,02 га
В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние, многолетние
растения.
Здесь ребята знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, сажают, выращивают и ухаживают за растениями, тем самым учатся приёмам озеленения школьной территории.
Цветочно-декоративный отдел:
бархатцы, петуния, сальвия, агератум, розы, портулак, гипсофила, лилейник
Слайд 8Отдел овощных культур
площадь– 0,04 га
Отдел предназначен для знакомства учащихся с
основными полевыми и овощными культурами, условиями их произрастания, использования в качестве продуктов питания и корма для животных.
Овощной отдел:
чеснок
огурец « малыш »
морковь «нантская»,«шантане»,«лосиноостровская», «несравненная»
свёкла столовая «бордо», «египетская плоская»
капуста белокачанная «казачок», «валентина»
капуста кольраби «виолетта»
лук репчатый «золотничок», «халцедон»
Слайд 9Коллекционный отдел
площадь – 0,01 га
Предназначен для расширения знаний учащихся о
многообразии растений, их использовании, для проведения опытнической работы, развития творческих способностей и познавательных интересов.
Коллекционный отдел:
семейство тыквенные: тыква декоративная, патиссоны.
семейство крестоцветные: капуста декоративная.
семейство бобовые: фасоль, горох.
семейство зонтичные: укроп, петрушка.
семейство лилейные: лук-шнитт.
Слайд 10Плодово-ягодный отдел
площадь – 0,07 га
Культуры, в данном отделе: яблоня,
черная смородина, красная смородина, вишня, малина, шиповник, абрикос
Плодово-ягодный отдел:
семечковые: яблони.
косточковые: абрикос, черёмуха, вишня, черешня.
смородина красная
смородина чёрная
малина.
Слайд 11Производственный отдел
площадь – 0,07 га
В производственном отделе выращиваются
овощи
для школьной столовой.
Производственный отдел:
тыква
цукини
томат
морковь
свекла
лук
чеснок
картофель
Слайд 12Начальные классы
площадь – 0,01 га
Отдел начальных классов состоит из
делянок, на
которых уч-ся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению.
Отдел начальных классов:
фасоль
свёкла столовая «цыганочка»
тыква
кукуруза
редис
морковь « нантская »
Слайд 13Опытническая работа
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла
горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев, Огород
Слайд 14Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение
опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда.
Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии и сельскохозяйственному труду, которые актуальны в наших условиях и обеспечены семенами.
Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной и на контрольной делянках были одинаковы. Чтобы данные опыта могли считаться достоверными, площадь каждой делянки должна быть не менее 2м2. Далее мы составляем и вычерпываем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.
Опытническая работа
Слайд 15Опыт №1 (7 класс)
Тема: « Влияние ширины междурядий и густоты посадки
на урожайность картофеля»
Цель опыта: выяснить, как ширина междурядий и густота посадки влияет на урожай картофеля.
Варианты опыта.
Опыт - посадка клубней картофеля через широкие междурядья (80x25)
Контроль – густая посадка (на 1 пог/м 5 картофелин по 60-70 гр.)
Схема опыта:
Результаты опыта.
Урожайность с делянок
Вывод: При широком междурядье и густой посадке урожайность больше.
Слайд 16Опыт №2 (6 класс)
Тема: «Влияние пасынкования на скорость созревания семян кукурузы».
Цель
опыта: выяснить, как влияет пасынкование на скорость созревания семян кукурузы.
Варианты опыта.
Опыт – растения пасынкуют по мере появления пасынков, не допуская их отрастания (за лето – 4 раза)
Контроль – пасынкование не производить
Схема опыта.
Результаты опыта.
Урожайность с делянок.
Вывод: Наблюдение за растениями контрольной и опытной делянки показали, что такой агроприем как пасынкование, позволяет увеличить урожайность зерна и ускорить созревание семян на 2 недели по сравнению с контрольной делянкой.
Слайд 17Опыт №3 (5 класс)
Тема: «Сортоизучение моркови».
Цель опыта: учесть урожай и установить,
в чем состоит различие между сортами, какой сорт моркови наиболее урожайный в нашем районе.
Варианты опыта:1. Лосиноостровская 2. Нантская 3. Шантанэ 4. Несравненная Схема опыта.
Агроприемы на всех делянках одинаковые.
Результаты опыта.
Урожайность с делянок.
Вывод:
Сорт Шантанэ имеет
хорошую лежкость, урожайность, но вкусовые качества средние.
У сорта Нантская выявился недостаток – при избытке влаги корнеплоды растрескиваются, что снижает лежкость при хранении. Вкусовые качества отличные. Рекомендуется для летнего потребления.
Сорт Несравненная – высокоурожаный, с повышенным содержанием каротина. Устойчивый к растрескиванию, лежкий. Вкусовые качества средние.
У сорта Лосиноостровский мякоть красно – оранжевая, нежная, сочная, вкусовые качества хорошие, урожайность самая высокая в нашем опыте.
Рекомендуем выращивать на приусадебных участках морковь сорта Лосиноостровский. Для зимнего хранения – Шантанэ.
Слайд 18Опыт №4 (4 класс)
Тема: «Выращивание дикорастущих лекарственных растений».
Цель опыта: введение в
культуру дикорастущих
лекарственных растений.
1 грядка – крапива двудомная
2 грядка – мать – и – мачеха
3 грядка – зверобой продырявленный
4 грядка – ландыш майский
5 грядка – душица обыкновенная
6 грядка – чабрец
7 грядка – мята перечная
Результаты опыта показали, что большинство дикорастущих астений прекрасно переносят пересаживание из природы на участок и их можно выращивать как культурные растения. К сожалению, чабрец на нашей опытной делянке погиб, по-видимому, ему требуются особые условия произрастания.
Слайд 19Тема: «Сортоизучение редьки»
Культура – редька, сорт « Маргеланская»,
« Зимняя круглая»
Цель опыта: изучение сортов редьки.
Варианты опыта:
1. Редька Маргеланская
2. Редька Зимняя круглая
Урожайность с делянок
1- урожайность с 10 кв.м.- 15 кг, т.е. 150 ц/га
2 - урожайность с 10 кв.м – 17,5 кг, т.е 175 ц/га
Вывод: Сорт редьки « круглая зимняя» имеет хорошую лёжкость, урожайность, отличные вкусовые качества. Урожайность в нашем опыте больше, чем сорта « Маргеланская»
У сорта редьки « Маргеланская» мякоть нежно-зеленого цвета, сочная, хрустящая. Вкус неострый. Требовательна к поливу.
Опыт №5 (7 класс)
Слайд 20Тема: «Влияние прищипки главного стебля на урожайность перца сладкого»
Культура – перец,
сорт «Винни – пух»
Цель опыта: выяснить влияние прищипки
главного побега на урожайность перца.
Опыт – провели прищепку главного стебля
Контроль – прищипку не проводили
Вывод: прищипнутые растения быстро начинают ветвиться. Из появившихся побегов оставили только 4, остальные удалили. При этом на растении появилось от 12-23 плодов.
Опыт №6 (6 класс)
Слайд 21Тема: «Влияние уплотнённого посева на урожай свёклы с различными культурами»
Культура –
свёкла, редис, капуста
Цель опыта: определить влияние уплотнённого посева различных культур.
Вывод: самыми лучшими соседями для свёклы оказались фасоль, капуста: в соседстве с ними урожай свёклы был равен урожаю свёклы или значительно выше его ( в случае фасоли и капусты). Отрицательно влияет на рост свёклы редис – он тормозит рост растений свёклы, и урожай её корнеплодов оказался ниже в 3 раза, чем при выращивании свёклы в контроле.
Опыт №7 (3 класс)
Слайд 22Практические результаты
производственной деятельности
В результате соблюдения агротехники выращивания растений учащиеся добились следующих
результатов
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Слайд 23Применяемые элементы озеленения
Красота - это плод постоянного вдохновения, порожденный упорным трудом.
Делакруа
Слайд 24Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они
придали нашему школьному двору неповторимое очарование.
Применяемые элементы озеленения
Слайд 25Рекомендации по озеленению территории образовательного учреждения
Слайд 26Изучая растительный мир, цветочные и декоративные растения, постигая законы природы, дети
не только обогащаются знаниями, но и легче и быстрее развивается чувство любви и уважения к окружающей природе. Цветоводство и овощеводство являются одними из форм разумного использования свободного времени для трудового воспитания детей.
В заключение хочется привести слова выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка школы. Мы проделали огромную работу по благоустройству школы, сделали красивым свою территорию, но останавливаться на достигнутом не намерены. Мы в начале интересного творческого пути. Много идей и замыслов, которые ещё предстоит воплотить в жизнь.