Слайд 1Народный славянский календарь
СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ В МАРТЕ
Презентацию подготовила:
Валентина Ивановна Красильникова,
учитель технологии
Слайд 2«Филипп на Благовещенье Ушел, а на Казанскую Я сына родила» Н.
А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. С древних времен на Руси о смене времен года узнавали по разным приметам. События отмерялись не числами датами, а происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую». Упомянутые события в православном церковном календаре значатся как Сретение Господа Иисуса Христа, Петровский пост и Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Другими словами, события сдавянской деревенской жизни были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами.
Слайд 3
Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а
чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев.
Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю.
Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...»
Слайд 41 марта Ярилин день
От солнца земля нагревается — «ярится»
(Фото: June Marie Sobrito, Shutterstock)
Слайд 5
От солнца земля нагревается — «ярится» (Фото: June Marie Sobrito, Shutterstock)
Дата по старому стилю: 16 февраля Ярило — бог солнца древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями. От солнца земля нагревается — «ярится», к нему тянется все живое, чтобы набраться сил и окрепнуть.
Считалось, что божество воздевает зиму на свои вилы — солнечные лучи. Пора было приступать к сельскохозяйственным работам, поэтому в народе говорили: «Поднялся Ярило — берись и мужик за вилы».
Слайд 6 В этот день, если ночью выпал снег, матери отправляли детей размести
дорожку до колодца и мостки на пруду или реке. Верили, что это должно принести в дом счастье, а ребятишкам даст здоровья. Поскольку в древности на Ярилу отмечали Новый год, сложилась традиция не работать в этот день — причем сохранялась она долго, вплоть до 19 века.
Начинались Ярилины хороводы — празднования в честь прихода весны. Однако, скорому теплу радоваться не стоило. В народе говорили: «Если с первых дней весна разгульна, не застенчива — обманет, верить нечего».
Слайд 7
2 марта День Федора Тирона и Мариамны Кикиморы
Какова погода в этот
день, такова она будет и летом (Фото: Valery Bareta, Shutterstock
Слайд 8
Дата по старому стилю: 17 февраля В этот день поминали двух
святых — праведную старицу Мариамну и великомученика Феодора Тирона. Благодаря своему прозвищу святой Феодор на Руси в сознании народа превратился в «тирана», который, по легенде, вовремя одумался и стал защищать людей. Ему молились о том, чтобы нашлись украденные вещи и потерявшиеся люди.
Каким образом праведница Мариамна превратилась в представлении наших предков в кикимору, и вовсе непонятно. Изображали ее в виде старухи маленького роста, считали женой домового или лешего.
.
Слайд 9С другой стороны, именно к святой Мариамне люди обращались с просьбой
защитить от проделок кикиморы. Она, по мнению крестьян, больше всего вредила пряхам и ткачихам — путала пряжу и разматывала клубки. В день Мариамны женщины произносили на вечерней заре заговоры против кикиморы. Для максимального эффекта обряд следовало повторить спустя две недели, 17 марта. Мариамнин день, заканчивающий период зимних свадебных недель, считался подходящим для гадания. А вот в небо смотреть было крайне нежелательно: если в этот вечер увидеть падающую звезду — это будет означать тяжелую болезнь или даже смерть.
На Федора и Мариамну подмечали: какова погода в этот день, такова она будет и летом. Яркий месяц вечером обещал хороший урожай вообще, а дождь — обилие хлеба и льна
По мнению крестьян, больше всего кикимора вредила пряхам и ткачихам — путала пряжу и разматывала клубки (Фото: Shebeko, Shutterstock)
Слайд 103 марта
Овсянки, Ярило с овсянкой, Ярило с бороной
С этого дня
работы прибавлялось и у кузнецов... (Фото: Shcherbakov Ilya, Shutterstock)
Слайд 11 Дата по старому стилю: 18 февраля Ярило — мифологический персонаж, имя
которого древние славяне связывали с солнцем и плодородием. По поверью, в этот день Бог брался за соху и борону, проверяя, готовы ли они к весенним полевым работам. Так же поступали и крестьяне — осматривали инвентарь. Соответственно, работы прибавлялось у кузнецов — рачительные хозяева несли инструменты на починку. В этот день почитали птичку-овсянку, которая слыла вестницей скорого тепла.
Слайд 12 Женщины пекли «овсяники» – овсяное печенье. Кстати, его несложно приготовить и
сейчас — рецепт прост: по 400 г овсяной и пшеничной муки, 250 мл теплого молока, 300 г сахара, 1 столовую ложку крахмала, 2 чайные ложки соды и 200 г сливочного масла нужно размешать, раскатать, вырезать стаканом «круглешки» или «полумесяцы» и испечь.
Прилет овсянки в этот день обещал скорое наступление тепла. Люди говорили, что в этот день нет от Ярилы укрытия снегу, топит он его, не жалея сил. Также подмечали: «Много снегу – много хлеба; много воды — много травы»; «Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется». Впрочем, погода была еще переменчива, о чем свидетельствует такая поговорка: «Сверху течет — снизу морозит».
Слайд 13Прилет овсянки в этот день обещал скорое наступление тепла. Люди говорили,
что в этот день нет от Ярилы укрытия снегу, топит он его, не жалея сил. Также подмечали: «Много снегу – много хлеба; много воды — много травы»; «Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется». Впрочем, погода была еще переменчива, о чем свидетельствует такая поговорка: «Сверху течет — снизу морозит».
Слайд 14
4 марта
День Архипа и Филимона
Главным блюдом в этот день был
каравай (Фото: Kruglov_Orda, Shutterstock)
Слайд 15
Дата по старому стилю: 19 февраля Святые Архипп и Филимон, память
которых отмечается в этот день, — апостолы от семидесяти, жившие в городе Колоссе.
Филимон был так предан вере, что превратил свой дом в место собрания христиан. Поэтому сам апостол Павел называл его жилище домашней церковью. В этой церкви служил и его сын Архипп, которому была уготована судьба мученика — его убили за то, что он отказался участвовать в языческом празднике.
На Руси на Архипа (Архиппа) женщинам полагалось проводить весь день на кухне. Считалось, что чем больше она наготовит всякой снеди, тем богаче будет дом. Кроме того, в крестьянских семьях привечали сирых да убогих, угощали нищих. Говорили, что чем больше сделаешь добрых дел в этот день, тем лучше.
Слайд 16 Главным блюдом был каравай, который посвящали солнцу и ели по кусочку,
раздавая домочадцам, соседям и всем проходившим мимо странникам. Оставшиеся крошки нужно было бросать за спину. Люди верили: кинешь хлеб-соль назад — по осени с хлебом-солью будешь. Святого Филимона в народе называли по-простому — Филя Вешний. С этого дня весна все больше вступала в силу. Крестьяне наблюдали за животными: если пролетела чайка — скоро будет ледоход. Если встретишь в лесу белого зайца — значит, снег непременно выпадет еще; а вот если зайцы попадаются серые — тепло не за горами.
Слайд 175 марта
День Катыша
Зима на исходе, так успей на санках покататься» (Фото:
Firma V, Shutterstock)
Слайд 18Дата по старому стилю: 20 февраля День памяти Льва Катанского, христианского
епископа и святителя, жившего на Сицилии в 8 веке, в языке народа очень быстро превратился в день Катыша. Объяснение такому названию нашлось простое: в этот день в последний раз катались с горок. При этом приговаривали: «Зима на исходе, так успей на санках покататься». Считалось, что кто дальше всех укатится, тот счастье свое продлит.
Также пекли круглые колобки-катыши на коровьем масле. Они еще назывались кокурками.
Были и другие недобрые приметы для этого дня. Например, такая: если кто-то заболеет в этот день, то или долго не выздоровеет, или умрет. Больному клали на ночь под мышки по куску хлеба, а утром смотрели: если хлеб засох — человеку не суждено поправиться. А вот для будущего благополучия нужно было тайком взять у кузнеца из горна тлеющие угли и отнести их в поле. Согласно поверью, украденный огонь скреплял союз земли, сохи и бороны, грел почву, отгонял от нивы скудость и сулил в итоге славный урожай.
Слайд 19 6 марта
Тимофей Весновей
На Тимофея Весновея как ни злись метелица, все
равно весной веет (Фото: Jaroslaw Grudzinski,
Слайд 20Дата по старому стилю: 21 февраля День назван по имени преподобного
Тимофея, который жил в пустыне в Малой Азии в 8 веке. Еще в юности он поставил себе правилом никогда не смотреть на женское лицо — и всю жизнь был верен обету. Тимофей обладал даром исцеления и мог изгонять злых духов. В этот день начинали дуть теплые ветры, поэтому в народе говорили: «Дожить бы до Весновея, а там зима не страшна»; «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей»; «На Тимофея Весновея как ни злись метелица, все равно весной веет».
Была и такая поговорка: «Весновей веет и старого греет». В этот день старики слезали с печи, перебирались на завалинку и смотрели, какова погода на дворе. Если день выдавался погожим — такой же должна была быть и вся весна. Слушали также гром. Если первые раскаты послышатся при северном ветре — к холодной весне, при восточном — к теплой и сухой, при южном — просто к теплой. Считалось, что в день Тимофея Весновея начинается сокодвижение в кленах и березах.
Слайд 217 марта
Маврикиев день
Считалось, что именно на Маврикия прилетают домой грачи, скворцы
и ласточки (Фото: Andre Valadao, Shutterstock)
Слайд 22 Дата по старому стилю: 22 февраля Праздник получил название в память
о христианских святых, живших в 3-4 веках, — мучениках Апамейских, Маврикии и 70 воинах. В народе считалось, что именно на Маврикия прилетают домой грачи, скворцы и ласточки. При этом подмечали: если птицы прилетели раньше положенного дня — это к скорой весне. Говорили и так: «Ранние ласточки — к счастливому году». Этих птиц на Руси всегда любили — и связывали с ними множество примет. Среди них такие: ласточки шныряют низко — к дождю, высоко — к ведру; кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки; кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.
На Маврикия начинались первые работы в поле и в огороде. На будущие пашни и грядки вывозили навоз, скопившийся за зиму. Это нужно было сделать, пока дорога еще была крепкой и позволяла проехать к полям. Впрочем, здесь тоже были свои тонкости. Например, навоз нельзя было запахивать в землю ни в полнолуние, ни в новолуние, чтобы не выросла сорная трава. Лучшим временем считалась последняя четверть луны.
Слайд 23В этот день в южных регионах сеяли раннюю капусту. Это «преждевременное»
засевание уберегает от нападения гусениц в период, когда завязываются кочаны. А из-под первой весенней сохи можно было взять ком земли и положить в избу — это должно было изгнать из дома всех клопов. На стол на Маврикия подавали так называемую «черную уху» — суп, для которого мясо варилось в огуречном рассоле с добавлением разных пряностей и кореньев.
В этот день в южных регионах сеяли раннюю капусту (Фото: Glenkar, Shutterstock)
Слайд 248 марта
Поликарпов день
Девушки дожидались появления молодого месяца... (Фото: Olena Mykhaylova, Shutterstock)
Слайд 25Дата по старому стилю: 23 февраля Святой Поликарп был учеником апостола
Иоанна, впоследствии стал епископом Смирнским. Его иногда называли «вождем всей Азии в христианстве». Из сочинений Поликарпа сохранилось «Послание к филиппийцам», в котором епископ всячески превозносит апостола Павла. В этот день, ставший в наше время женским праздником, незамужние девушки на Руси грустили и прибирали свои платья. «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды», — говорили в народе. Ведь если свадьбу не сыграли до масленой, то дальше ждали уже конца весны.
Впрочем, девицы времени зря не теряли и пытались привлечь женихов. Для этого использовались разные обряды. Например, девушки дожидались появления молодого месяца, а увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя».
Слайд 26Особые поговорки были на Поликарпа о сороках. Говорили: «С этого дня
сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит»; «Сорока в лесу за гнездо принялась»; «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками». Наблюдали за поведением этих птиц: если сорока лезет под стреху — быть вьюге. И действительно, возвращение холодов было вполне возможно. Это отражено в поговорке: «Март месяц любит куролесить, морозом гордится и на нос садится».
Особые поговорки были на Поликарпа о сороках (Фото: Erni, Shutterstock)
Слайд 27
Мы представили вашему вниманию только несколько дней народного славянского календаря.
Но у
славян каждый день был с определенным значением, приметами.
Другими словами, события славянской деревенской жизни были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами.
Еще предлагаем полюбоваться работами художника Федота Васильевича Сычкова (1887-1958)
Слайд 34ИСТОЧНИКИ:
1. Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6517/© Calend.ru
2. Источник: http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/5489-hudozhnik-fedot-vasilevich-sychkov-1887-1958.html
3. http://slaviy.ru/
4. Яндекс картинки