Слайд 1Урок по художественному труду в 5-м классе "Народные промыслы России"
Разработала: учитель
технологии
Арчакова Оксана Петровна
Слайд 2Цели урока:
обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;
воспитывать любовь и интерес
к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;
развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Слайд 3План урока:
I. Организационный момент
II. Повторение и обобщение знаний
III. Усвоение новых знаний
IV.
Подготовка рабочего места и правила техники безопасности
V. Практическая работа
VI. Подведение итогов
Слайд 4Вступительная беседа
Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Связь времен
в народном искусстве».
Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. На уроках мы знакомились с вами с некоторыми известными ремёслами: Городецкая роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись или гжель, хохломская роспись или хохлома, жостовская роспись. Сегодня на уроке мы вспомним эти ремёсла, и познакомимся с другими, не менее популярными далеко за пределами нашей Родины.
Слайд 5Городецкая роспись.
На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут
замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. На весь мир славится Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.
Слайд 6ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале
19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Слайд 7Дымковская игрушка.
Она зародилась в старину в Дымковской слободе, что в городе
Кирове на берегу реки Вятки. Отсюда и название – Дымковская глиняная игрушка. А название слободы – от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.
Слайд 8Гжельская роспись, или гжель.
Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков
в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, кашпо, изразцовые печи и всевозможные игрушки.
Слайд 9Хохломская роспись, или хохлома.
Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью
росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.
Слайд 10Богородская деревянная игрушка.
До сих пор в подмосковном селе Богородское обучают этому
древнему промыслу. Раньше мастера вырезали обычные игрушки из дерева; прошло время, и они научились мастерить движущиеся игрушки.
Слайд 11Павлопосадский платок.
Под Москвой есть старинный русский город – Павловский Посад. Знаменит
он тем, что издавна делают здесь удивительной красоты тёплые шерстяные платки. И по сей день эти платки пользуются популярностью. Многие народные ансамбли украшают ими свои костюмы.
Слайд 12Матрёшки.
Первая матрёшка появилась в г.Загорске под Москвой более 100 лет
назад. Потом такие игрушки стали популярны по всей стране и их начали делать почти в каждой деревне (сёла Семёново, Полховский Майдан и др.)
Слайд 13Палеховская роспись.
Иконописцы посёлка Палех славились своим мастерством с XVIII века. Сегодня
этой росписью художники украшают броши, шкатулки, пудреницы. Темами для росписи служат русские народные сказки, былины и песни.
Слайд 14Мастерская.
Мы с вами сегодня организуем свою мастерскую, побудем мастерами.
Мы попробуем
создать декоративные игрушки и сувениры из дерева.
Слайд 16Правила работы и техника безопасности
Подготовьте рабочее место.
Экономно расходуйте материалы.
Работайте аккуратно.
Закончив работу,
уберите своё рабочее место.
Работайте спокойно и дружно.
Слайд 17Гимнастика для глаз
(физминутка)
Выполнять нужно без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7
раз.
1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.
Слайд 18Контроль и оценка учителем работы учащихся
Слайд 19ВЫВОД
На современном этапе развития общества, в век невиданной еще в истории
человечества “научно-технической революции”, когда жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, от человека требуют не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различного рода задач.
Данная методическая разработка позволяет заложить основу в развитие творческих, конструкторских способностей ребенка, т.е. подготовить "почву" для дальнейшего формирования личности.