Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области Танайковская основная
общеобразовательная школа
Страхова Лариса Григорьевна
11.04.1967 год
Образование: Высшее
Имеющая категория: до 29.04.2013
высшая квалификационная категория
Заявленная категория:
I квалификационная категория
Стаж педагогической работы 20 лет.
Учитель технологии
2014 год
Слайд 2 Методическая разработка раздела образовательной программы по технологии
«Материаловедение»
5 класс
вариант 2 ( девочки)
Слайд 3Пояснительная записка
Настоящая программа по технологии для V класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы образовательных учреждений «Технология 5-9 классы» (М.В.Хохлова, П.С.Саморородский, Н.В.Синицина, В.Д Симоненко – М: Вентана-Граф,2010г.) к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Д. Симоненко, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и другие.
Методическая разработка охватывает один из разделов темы «Материаловедение», ориентированный на воспитание, формирование активной творческой личности, умение планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда, применять полученные знания, навыки и информацию в любой технологической деятельности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу содержания раздела «Материаловедение» заложена технология деятельности,
т. е. деятельный подход.
Слайд 4 Учебно-тематический план раздела
Слайд 5Цель:
1.Формировать у учащихся качества, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся
личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Задачи.
Образовательные:
а) Выявление и закрепление знаний по разделу «материаловедение»
б) Введение новых понятий: волокно, пряжа, нить основы, нить утка
в) Изучение и выполнение последовательности действий при практических работах
Развивающие:
а). Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
б). Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучений мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
в) Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы
Воспитательные:
а). Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, обязательности, честности, ответственности, порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.
б) Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Цель и задачи раздела.
Слайд 6
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения этого раздела ученик должен:
Знать/понимать.
Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани.
Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Уметь. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия.
Слайд 7Результаты обучения
В результате изучения темы девочки усвоили материал раздела
« Швейное
материаловедение».
Узнали о производстве ткани, понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей, о видах переплетения нитей в тканях, о свойствах льна и хлопка.
Научились определять:
направления нити основы и утка;
определение лицевой стороны в ткани.
Усвоили виды растительных волокон и их свойства.
Усвоили какую ткань нужно подобрать для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойствах.
Слайд 8
Форма работы
Фронтальная
*Фронтально-индивидуальная
*Групповая
*Индивидуальная
Слайд 9 Методы организации и осуществления учебной деятельности
Словесный (лекция, рассказ, беседа, объяснение,
дискуссия, инструктирование)
Наглядный (иллюстрации, демонстрации, показ моделей и образцов
Практический (упражнения, практические работы, учебно-производительный труд)
Метод проектов (разработка и защита проектов)
Метод самостоятельной работы
Слайд 10При отборе учебного материала
поставлена цель:
Расширить представление учащихся о свойствах
хлопчатобумажных и льняных тканей, дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.
Слайд 11Принципы отбора содержания образования
* Принцип гумманизации
* Принцип научности
* Принцип доступности
*
Принцип связи теорией с практикой
Слайд 12Психолого-педагогическое обоснование(характеристика класса)
психолого-педагогическая характеристика
учащихся 5 класса
1 группа – 4 человека
Сильно развита
познавательная мотивация с хорошими учебными умениями, навыками
и развитой системой самоконтроля.
2 группа – 3 человек
Хорошая учебная мотивация,
но с отдельными недостатками усвоения учебных умений и навыков, слабой развитой системой самоконтроля.
Слайд 13Разработка урока из раздела программы «Материаловедение»
Тема:
«Ткани из натуральных и растительных волокон.
Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки».
Урок проводится в 5 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Слайд 14Цель урока: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон;
расширить представление учащихся
о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей;
дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать формированию знаний учащихся о видах текстильных волокон и свойствах тканей
- формировать практические навыки и умения учащихся.
развивающие:
- развивать пространственное мышление;
-способствовать развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, бережливости,, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;
- прививать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Слайд 15Методическое оснащение урока
Материально-техническая база: ноутбук, мультимидийный проектор.
Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант
для девочек),5класс под редакцией В.Д.Симоненко 2010г, рабочая тетрадь.
Наглядный материал: «Коллекция тканей», образцы волокон, образцы тканей и не тканных материалов, нитки, пряжа, ткань для туловища размером 15х15 или 18х18 см.; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18 см.; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления, нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы, ватин, клей ПВА.
Образцы и фотографии кукол-закруток, русский народный костюм.
Слайд 16Этапы урока:
* Организационный этап
* Постановка целей и задач урока
* Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы)
Рассказ о народной русской игрушке - шитой тряпичной кукле.
Образцы, рисунки тряпичной куклы.
Понятия: швейное материаловедение ,волокно, текстильные волокна.
Классификация текстильных волокон, натуральные волокна.
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Практическое изучение хлопчатобумажных и льняных тканей.
Инструктаж правил ТБ при работе с колющими и режущими предметами.
Выполнение практической работы «Изготовление куклы –закрутки».
Закрепление знаний учащихся.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Слайд 17Народная русская игрушка – шитая тряпичная кукла
Из глубины веков пришли к
нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха.
Игрушке придавалось магическое значение.
Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Слайд 18Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных
изделий
Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
Текстильные волокна- это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
В основе классификации волокон лежит их происхождение и химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
Слайд 19Натуральные волокна
Это волокна, растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без
вмешательства человека в природу.
Натуральные растительные волокна получают из хлопка, льна,
пеньки, кенафа.
Задание учащимся:
1. Охарактеризовать хлопок. Назвать свойства хлопчатобумажных тканей.
2. Охарактеризовать лён. Назвать свойства льняных тканей.
( учебник «Технологии», стр. 35-36)
Слайд 20Практическое изучение и хлопчатобумажных и льняных тканей
Слайд 21Какая ткань подходит лучше для изготовления костюма куклы – закрутки?
Для
изготовления костюма тряпичной куклы подходит лучше хлопчатобумажная ткань ярких расцветок – ситец, сатин.
Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.
Не мнутся, хорошо разглаживаются.
На срезах нити не осыпаются.
Задание учащимся:
1.Подобрать различные по цвету и рисунку хлопчатобумажные лоскутки для костюма куклы-закрутки.
2.Используя информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств тканей
Слайд 24Инструктаж правил ТБ при работе с колющими и режущими инструментами
Во время
работы иголки и булавки вкалывать только в подушечку и ни в коем случае не брать их в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы.
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Слайд 25Выполнение практической работы
Последовательность изготовления куклы-закрутки
На кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, наложить ватин, отогнуть края на изнанку на 2 см., ткань закрутить. Свободный край бокового среза также загнуть на изнанку, подклеить снизу (а).
На уровне линии шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).
Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением треугольников в два приема (в); накрыть верх закрутки центром белого лоскута; сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г); подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е); затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).
Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы (з).
При изготовлении куклы туловище должно быть устойчивым, не падать.
Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа.
Костюм (сарафан, юбку, фартук) можно украсить тесьмой, лентами.
Слайд 27Закрепление изученного материала
Что изучает материаловедение?
Что называют волокном?
На какие два
класса делятся текстильные волокна?
Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?
Что вы знаете о хлопке?
Что вы знаете о льне?
Слайд 28Подведение итогов урока
Учащиеся сформировали знания о видах текстильных волокон.
Познакомились со свойствами
хлопчатобумажных и льняных тканей.
Выполнили оригинальный объект труда.
Получи оценки. При оценке работы учитывалась аккуратность её выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.
Домашнее задание: знать основные понятия по изученной теме.
Слайд 29Заключение
При использовании этой методической разработки улучшилось качество знаний по
этому разделу, о чем говорят ответы учащихся на тесты школьной олимпиады. При выполнении проектных работ учащиеся правильно выбирают ткани для швейных изделий, могут определять нить основы и лицевую сторону, могут дать характеристику ткани при оформлении проекта, а так же выбрать правильный способ обработки узлов изделия. Я думаю, что приобретенные учащимися знания и умения при изучении раздела программы «Элементы материаловедения» пригодятся им в дальнейшей жизни. Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии.